Найти тему

Кто тут в авиаконструкторы крайний?

Эта статья предназначается тем, кто всё-таки решил связать свою судьбу с созданием летательных аппаратов – школьников-старшеклассников и студентов. Серия статей «Инженер-Авиаконструктор» продолжается!

Некоторые читатели задавали мне вопросы, с чего начать путь в авиации в качестве конструктора, потому и родилась эта статья, в которой я попытаюсь ответить на уже возникшие вопросы и на те вопросы, которые будут встречаться на пути начинающего и уже сформировавшегося конструктора как квалифицированного специалиста. В статье разложены по полочкам вопросы, которые обычно не озвучиваются.

Содержание статьи:
Как попадают в западню авиации
Особенности мышления
Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом!
Какой путь выбрать и как не оказаться в очереди крайним?
Горизонтальный рост
Вертикальный рост
С чего начать?
Что почитать?
Напутствие

Как попадают в западню авиации

-2

Как попадают в западню авиации, полагаю, многие уже читали в мемуарах «заслуженных» и действительно отличных лётчиков, влюблённых в небо. Как когда-то кто-то покатал на самолёте и больше человек уже не мог без трепета мыслить при упоминании о небе. Да, многие мечтали, мечтают и будут мечтать летать.

-3

Но есть и другие индивидуумы хомосапиенсов, которые мечтают создавать, а не только, или скорее не столько летать. Это отдельная «болезнь», «наркотик» и Бог знает что ещё в голове, когда созданный тобою аппарат отрывается от земли и живёт в небе. Это непередаваемое ощущение. Это не ощущение полёта и свободы, нет, это нечто другое. В моём восприятии полет тоже оставляет весьма приятные ощущения, но нет ощущения того, что ты чего-то создаёшь. Через некоторое время мне полёт начинает надоедать (ну вот опять чёрную икру подали, а вон там в углу ещё бочка не съеденная есть… А на ужин опять икра?...).

-4

Для кого-то наоборот - проектирование ЛА кажется жуткой рутиной и скукой. Потому каждый должен для себя решить, что не повиснет в его жизни ярмом и не станет рутиной. Особенности мышления у всех разные. «Крантик» с эндорфином у всех открывается на разные действия.

Дорога в авиацию у каждого своя
Дорога в авиацию у каждого своя

Особенности мышления

Профессиональные навыки, относящиеся к мышлению конструктора, требуемые в среднестатистической вакансии инженера-конструктора, Вам как начинающему свою профессиональную жизнь особенно ничего не скажут. Там обычно указаны общие, стандартные фразы для многих типов вакансий или тексты для поднятия настроения, да такие, которые обычно коллекционируют сатирики. Только изредка можно увидеть грамотно подготовленную вакансию. И уж тем более там не пишут, какое мышление требуется, чтобы соответствовать требованиям работодателя. На практике, даже в одном подразделении все конструктора мыслят немного по-разному, имеют разный профессиональный и жизненный опыт. На самом деле, такая разница во взгляде и мышлении очень полезна, но это уже тема для целой отдельной статьи.

-6

Применительно к профессии, особенности мышления можно разделить на несколько типов:
(1) Хорошая или отличная память, способность к продуктивному выполнению расчётов по известным методикам с минимальным количеством ошибок, способность к анализу больших объёмов данных.
(2) Средняя память с возможностью нестандартно мыслить, оценивать физические процессы на интуитивном уровне (это уже с опытом), выбирать правильно методики расчёта согласно физическим процессам, способность к анализу физических процессов. Возможность пространственного мышления и интуитивного моделирования физических процессов (на основании опыта).
(3) Хорошая или отличная память с возможностью нестандартно мыслить, оценивать физические процессы на интуитивном уровне (это уже с опытом), выбирать правильно методики расчёта согласно физическим процессам, способность к анализу физических процессов. Такие, наверное, есть. Во всяком случае, хочется, чтобы такие были, но я таких не встречал. Эта комбинация практически исключена, поскольку обычно или хорошая память (много постоянных нейронных связей), или способность к нестандартному или пространственному мышлению (мало постоянных нейронных связей).
(4) Смесь (1) и (2) «на минималках» - наиболее часто встречающий тип среднестатистического офисного планктона.

Конечно же, ко всему этому должно прилагаться критическое мышление (и самокритическое мышление, в особенности). Но тут многие возразят – как может сочетаться способность к пространственному мышлению, технической интуиции (приходит только с опытом) и критическое мышление? По сути, как почти художник может критически мыслить? Да, может! Ещё и сухо, и цинично разбирать результаты авиакатастроф. Да, это тоже часть работы и профессиональный опыт. Критическое мышление и способность искать «тройное дно» в исходных данных (а чаще в людях, которые предоставляют «кривую» информацию), они обязаны быть воспитаны в конструкторе. Иначе эту профессию можно бросать. Если вдруг Вам человек представится инженером-конструктором высокого уровня и начнёт рассказывать про НЛО и как он сделал что-то, нарушив все законы физики, да ещё будет гордиться этим – бегите от него!

-7

Значит, этот человек, во-первых, некомпетентен, поскольку у него не хватает знаний, чтобы обосновать своё изделие. Во-вторых, у этого человека нет критического мышления. Таких «демонов» от авиации или «недооценённых гениев» можно отнести к типу (5). Это очень страшный тип конструктора-дилетанта. Сейчас в авиации – это фактически тихий или не очень убийца. На заре авиации такие самовыводились, испытывая ЛА собственной постройки. А теперь они могут годами косячить на проекте и нагружать окружающих работой по разгребанию своих косяков. Обычно такие индивидуумы в части мышления относятся к типу (4) в сочетании с отсутствием критического мышления. Отсутствие здравой логики позволяет им мыслить ну очень широко – за границами здравой логики и элементарных законов физики. Только вот, по причине низкой квалификации, обосновать надлежащим образом свои технические решения «недооценённые гении» ни разу ещё не смогли.

Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом!

Видеоряд из мультфильма «Падал прошлогодний снег»
Видеоряд из мультфильма «Падал прошлогодний снег»

Конечно же - сходу стать Главным (Генеральным) конструктором!

Здесь я не буду упоминать тех, кого повысили по должности, потому что других соискателей на вакансию в фирме не оказалось, или тех «уродов от авиации», которые, годами сидя и не шевелясь на пятой точке, рассуждают: «…вот мне уже столько-то лет, мне пора повышать должность и зарплату (такой специалист точно не может предложить ничего от слова совсем для соответствия этой самой вожделенной должности, но таких «уродов от авиации», к сожалению, уйма!)». Ну и назначенцев всех мастей, выдвиженцев - тоже.

Здесь мы рассмотрим нормальные, здоровые амбиции человека, который самостоятельно достигает профессионального роста, постоянно повышая планку сложности решаемых им профессиональных задач.

Каждый мечтает достичь высот в профессии. Тут есть два пути – горизонтальный (технические «мозги») или вертикальный рост (организаторские «мозги»). Всё зависит от типа мышления человека (см. раздел выше), от его жизненных сил (подразумевается высокая работоспособность) и профессиональных навыков, которые он смог в себе развить для перехода на следующую ступень развития. Эти два пути в 99,9% случаев не совместимы.

Давайте сначала разберёмся, кто такой Главный конструктор. Как и любой руководитель технического подразделения – это трезво мыслящий организатор, ещё и обременённый принятием технических решений в рамках всего Изделия (будь то воздушное судно, двигатель и т.д.), с ненормированным рабочим графиком, а в некоторые периоды трудовой жизни - 24/7. Особенно, когда разница часовых поясов с филиалами фирмы/ производственными площадками или испытательной базой по 5-10 часов. В идеале – это человек с типом мышления (3) (см. раздел выше), обладающий при всём при этом феноменальной работоспособностью. Эдакий всезнающий и всёумеющий сверхчеловек. Да, это был бы идеальный Главный конструктор или любой другой Руководитель технического подразделения. На практике, когда сверхчеловек ещё ни кем не создан, приходится довольствоваться несовершенными Руководителями. Все те качества, которыми Руководитель обделён относительно сверхчеловека, ему приходится восполнять за счёт заместителей, отвечающих за свой объём работ.

Видеоряд из мультфильма «Вовка в тридевятом царстве»
Видеоряд из мультфильма «Вовка в тридевятом царстве»

Казалось бы – вот счастье Вовки из мультфильма «Вовка в тридевятом царстве» – за тебя всё сделают заместители! Да, оно, конечно, возможно, но только если у Руководителя была достаточная профессиональная квалификация и возможности, чтобы нанять грамотных заместителей. В противном случае, что обычно сейчас происходит во многих, но не во всех фирмах – Главный конструктор или Руководитель технического подразделения не особо компетентный сидит на пороховой бочке из некомпетентных заместителей и ждёт, когда всё это «рванёт» или «крантик» финансирования перекроют.

В неизвращённом виде карьерного роста Руководитель вырастает из опытного технического специалиста, обладающего, помимо технических знаний выше среднего уровня, ещё и хорошей работоспособностью, и организаторскими способностями. Всё же - это точно незаурядный человек!

На практике, Главный конструктор не может охватить своими знаниями все области работы по Изделию со всеми тонкостями, относящимися к каждому техническому направлению. Ведь Главный конструктор вырос из технического специалиста конкретного направления или вообще из отдела общих видов, где не занимаются «тонкими тонкостями». Потому работа в части «тонких тонкостей» ложится на заместителей ГК по каждому из узких технических направлений (Вспоминайте визит в поликлинику. Вас же не отправляют лечить гланды к проктологу? В противном случае – много позора, мучительная смерть, а до гланд известными ему путями проктолог так и не доберётся). Отсюда вывод, что ГК или Руководитель технического подразделения всегда полагается на компетенции подчинённых, как бы ему не хотелось влезть в каждую мелочь. Современный летательный аппарат весьма непростое изделие…

Обычно должности Главного конструктора, Главного «прочниста», Главного «сертификатора» и Главного «по качеству» в фирме называют «расстрельными» не просто так. Это первые в списке «прокурора» люди, которые пойдут под суд, если случится непоправимое и погибнут люди.

-10

Вот она вершина вертикального роста – ГК. Но ведь начальников во всех фирмах, как правило, много. Все хотят пригреться на тёплых должностях с высокими зарплатами. А кто же будет реальной работой заниматься, как раз разбираться во всех «тонких тонкостях»?

Вот этими вопросами как раз и занимается специалист, достигший вершин так называемого - горизонтального роста. Сейчас в РФ, да и в мире, таких специалистов единицы. А в РФ по многим направления уже нет специалистов. Они либо уехали из РФ, либо ушли «в небо». Телефоны тех, кто ещё работают по специальности, передают из рук в руки. В теперешних реалиях, в фирмах там, где нужно работать на результат, а не на процесс, таким специалистам работодатели всегда рады. А «начальников» везде своих хватает. Это не относится к Руководителям, которые действительно компетентны в своей области работы. Их тоже единицы.

Какой путь выбрать и как не оказаться в очереди крайним?

Как Вы поняли из прочитанного выше, в нормальных фирмах, и особенно не в России, ценен специалист высокого профессионального уровня независимо от должности. Таким образом, чтобы быть востребованным на рынке труда и оплачиваться максимально по своим способностям, человек должен использовать особенности своего мышления, имеющиеся жизненные силы (работоспособность) по полной, как и другие навыки, как и широкий кругозор технических знаний.

В зависимости от особенностей мышления, каждый играет в коллективе подразделения свою роль – выполняет определённую функцию. В результате, при проектирования изделия каждый должен делать то, к чему он больше приспособлен. Некоторые фразы из советского прошлого не стоит забывать – «От каждого по способностям – каждому по труду». Не всё окружающее тогда было сплошным маразмом, а только часть.

Например, тип (1) особенностей мышления более склонен к функции проверяющего и математической аналитике. Тип (2) более склонен к проектным работам и аналитике в части физических явлений. Тип (4), при огромной работоспособности – это сотрудник, «переваривающий» большие объёмы несложной работы. Таким образом, используя свои способности, можно занять своё место в «оркестре». В оркестре ценен каждый инструмент, поскольку без него оркестр, как минимум, будет играть не то, что нужно. Откровенно неспособных людей не так много. Мне они встречались, это буквально несколько человек. Остальных, как циркового медведя, можно обучить кататься на мотоцикле, если он этого захочет, и далее использовать по способностям. Большинство людей, которые не делают элементарную работу как нужно - просто лентяи или мудаки.

Люди не ленивые, которые каким-то «неведомым» образом номинально получили высшее образование, но не могущие выполнять даже простую работу, мне тоже встречались. Это люди со слабовыраженными ментальными расстройствами и прочими отклонениями (например, абсолютная неспособность сконцентрироваться на элементарных действиях). Мне их искренне жаль. Но попытка их включить в работу терпела неудачу, и эти люди со временем или сами уходили из нормального коллектива, понимая, что они подставляют всех остальных, или их увольняли, когда сам работник адекватно не мог оценить сложившуюся с ним ситуацию.

Неадекватная оценка сложившейся ситуации при выполнении проектных работ «наотшибись»
Неадекватная оценка сложившейся ситуации при выполнении проектных работ «наотшибись»

Таким образом, практически каждый может занять свою нишу в коллективе (если он не мудак) соответственно своим способностям и с соответствующей оплатой труда.

Переходя к вопросу оплаты труда, человеку, приходящему в проектирование, нужно трезво понимать, что халявы не будет и придётся в начале фактически работать за еду и обучаться.

Едкое и меткое народное творчество
Едкое и меткое народное творчество

Высшее образование, если человек вынес все данные ему ВУЗом знания – это только необходимая база знаний. Работать за еду придётся первые несколько лет, а вот обучаться придётся всю жизнь. Как только специалист посчитал, что он знает всё, то, значит, ему пора увольняться с работы по причине ментальных расстройств психики. Квалификация нарабатывается только годами продуктивной работы.

Видеоряд из мультфильма «Падал прошлогодний снег»
Видеоряд из мультфильма «Падал прошлогодний снег»

«Горизонтальный рост»

Как Вы уже поняли, чтобы получить высокую зарплату с работодателя, нужно ему предложить свои навыки, соответствующие данной зарплате. Инженер-конструктор, который достиг квалификации «Ведущего», обязан самостоятельно проектировать вверенное ему изделие (например, компонент самолёта – крыло/фюзеляж/оперение/шасси/планер в целом, гидросистему, СКВ и т.д.). В лучшем случае, при продуктивной работе специалист достигает данной квалификации лет за 7-10. Или не достигает… У всех разные способности. На моей практике нормальными «Ведущими» становятся около 1%-5% от студентов, пришедших в КБ.

-14

Т.е. так называемыми «мозгами». Остальные «Ведущие» по назначенной им должности и другие специалисты, по сути, пользуются компетенциями этих людей при выполнении своей работы. Вот эти «мозги» как могут открывать ногой двери во многие фирмы, так и наживают себе много врагов из числа мудаков и просто «уродов от авиации». При этом в России их зарплату порядка ~100000р в больших городах (Москва, СПБ, Новосибирск, Воронеж), если этого человека не особо ценит начальство, большой назвать сложно, в отличие от того же Boeing или Airbus (не российские подразделения!) с ценником в 12000$-30000$ и достойным соцпакетом. Таких людей, как вы уже поняли, очень мало на рынке труда – их единицы на всю страну. Остальные инженеры-конструкторы, которые имеют меньшую квалификацию, естественно, зарабатывают меньше. Потому человек, который планирует, работая в авиации «мозгами», достойно зарабатывать, должен знать английский (сдать тест на профессиональный уровень), получить квалификацию и потом работать не в России. В российских «КБ» мозги не нужны – это аксиома. Подтверждается отношением к мозгам, как к быдлу (начальство думает, что «Куда они денутся?», но деваются. А работа по нацпроектам уже давно не делается надлежащим образом. В прессе только обещания, «завтраки» и продолжение освоения денег налогоплательщиков). В Китае примерно такая же ситуация, но там хоть есть куда бежать – это автопром. А так из китайского авиапрома тоже многие нормальные сбежали. «И у них то же самое, и все идёт по плану…»

На данный момент, в фаворе в госконторах бухгалтеры, финансисты, программисты, кадровики, логисты, охранники, и прочие специальности, обеспечивающие жизнедеятельность многих фирм, и не только авиационных. При очередном увольнении я услышал от главного бухгалтера одной из наших «именитых» фирм (судя по говору, она родом из дальневосточной периферии), которая, не понимая, кто перед ней стоит, выдала: «Ходят тут инженеры, белая кость. А мы что не специалисты?…». Но то, что они более им не будут мешать «работать», она уже не услышала. А если бы и услышала, то ничего ровным счётом бы не изменилось. И в мозгу у неё ничего все равно бы не щёлкнуло. Потому и не услышала.

Тем, кто не достиг максимума горизонтального роста для получения большей оплаты труда, недостаточные компетенции приходится компенсировать высокой работоспособностью:
- либо «переваривать» большие объёмы несложной работы, либо выполнять организаторские функции, что также требует очень высокой работоспособности.

От «горизонтального» профессионального роста перейдём к субъектам начальствующим.

«Вертикальный рост»

Незабываемый Юрий Яковлев
Незабываемый Юрий Яковлев

Руководителям технических проектных подразделений не просто платят «Такииие» деньги. Как вы уже прочитали выше о Главном конструкторе – это работа на износ и не каждому под силу, если эта работа выполняется честно и продуктивно. На износ работает не только Главный конструктор. Обычно почти у любого начальника ненормированный рабочий день.

Сейчас бестолочей с записью в трудовой книжке «Главный конструктор» и никаким результатом работы на рынке труда хоть отбавляй. Мне с одним таким персонажем пришлось встретиться в Новосибирске и объяснять ему азы ЕСКД, сопромата и организации процесса проектирования как плохому студенту, который вообще никаких знаний не вынес из технического ВУЗа. К слову сказать, этот человек феноменально прошёл по карьерной лестнице за 3 года от рядового инженера-технолога до Главного конструктора в одной фирме «рога и копыта» и, к сожалению, был неадекватен. Про самокритичность тут уже говорить не приходится. Пословица «Лучше быть первым парнем на деревне, а не последним в городе» тут работает наоборот, поскольку в маленьких фирмах нет нормальной интеллектуальной конкуренции между специалистами, поскольку сам выбор не велик. А если ГД маленькой фирмы некомпетентен, то и недорогого по зарплате бестолоча - главного конструктора такой ГД на работу с радостью примет. Дёшево же! Понятно, что в такой фирме лучше не работать и проживёт эта фирма недолго.

Вернёмся к навыкам. Понятно, что не все становятся «мозгами». Кто-то недотягивает по способностям до «мозга», а кому-то такая работа попросту скучна и претит. Есть некоторое количество людей с хорошим техническим мышлением типов (2) и особенно (1), у которых есть высокая работоспособность, адекватность и некоторый профессиональный цинизм. В простонародии – это «люди с энергией». При таком сочетании получается очень неплохой руководитель. Это относится как к руководителям высокого уровня, так и к руководителю любого ранга. Всё остальное – уже тень от нормального руководителя.

«С чего начать?»

-16

Если начинать лет с 10 (а я с 6 лет начал) погружаться в авиацию, то к институту можно уже стать технически подготовленным, а далее повышать планку относительно окружения. Например, победители всероссийской технической олимпиады, школьники, фактически имели технические знания на уровне среднестатистического выпускника МАИ (по сути, планктона). Вот так я поступал в МАИ. В МАИ очень повезёт, если попадёте к нормальным преподавателям. 20 лет назад преподавательский состав был гораздо лучше.

Когда ещё было куда мечтать...
Когда ещё было куда мечтать...

С чего начать? Можно начать с книжек для авиамоделистов и постройкой примитивных моделей. И таки да! Начинать вместе с младшими школьниками! Металки планеры - (резиномоторки-кордовые сейчас почти ушли в небытиё). Ввиду относительной дешевизны китайских компонентов - радиоуправляемые модели, тренеры из потолочки и сходных материалов самостоятельной постройки. Все материалы для постройки планера модели начального уровня есть в строительных магазинах. Потом можно купить нормальный планер и т.д. Для начального уровня в бюджет 50-70 т.р. со всеми инструментами и аппаратурой можно вписаться спокойно. Я же "моделячил" на чистом энтузиазме со второй половины 80-х. И в нашем кружке по причине бедности были в ходу ватман и рейки. Моторы и лавсановую плёнку покупали сами. И в магазинах было всё плохо с материалами. Бальзы я тогда даже в руках не держал. Это в московских кружках всё было. А у нас - вот так.

-18

«Что почитать?»

Для начала можно посетить сайты RCdesign, Parkflyer и покопаться поискать книги из разряда "почему летает самолёт". И книжки по введению в специальность для летных училищ и подобное. Ежели сразу перейти к умным книжкам, то каша в голове обеспечена.

Далее можно почитать:

(1) "Как и почему летает планер" Жабров А.А. 1938г

(2) "Атлас конструкции планеров" Шушурин

(3) "Планеры" Красильщиков 1991г

(4) Самолёты строим сами

(5) "Расчёт проектирование и постройка сверхлёгких самолётов" Чумак,Кривокрысенко под редакцией Е.Н.Коваленко. С Евгением Николаевичем мне удалось поработать по RRJ95. Он тогда работал в деп.100 общих видов. Это очень полезная книга для понимания работы конструкции и по азам проектирования самолётов. Пожалуй, это лучшая книга для начинающих.

(6) "Летающие крылья" Яцек Капковский

(7) "Самолёт своими руками" Кондратьев, Яснопольский

(8) "Расчёт и конструирование планера" Ландышев 1939г

(9) "Конструкция самолётов" Шавров

(10) "Конструкция самолётов" Шульженко

(11) "Конструкция самолётов" Житомирский

(12) "Характеристики авиационных профилей" Кравец А.С, 1939г "

(13) "Аэродинамика малых скоростей" Шмидц 1963

(14) Книги из разряда практическая аэродинамика самолета Ту204 и подобные для летных училищ. Интернет в помощь.

(15) Арепьев А.Н., 2001 и 2006 год есть книги - Вопросы проектирования легких самолетов. Выбор схемы и параметров

(16) Бадягин А.А., Мухамедов Ф.А., 1978 - Проектирование легких самолетов

(17) "Летательные аппараты нетрадиционных схем" Бауэрс П., 1991

(18) "Экранопланы" Белавин Н.И., 1977

(19) "Самолеты особых схем"Соболев Д.А., 1985

(20) Расчет самолета на прочность. Астахов 1954.

(21) "Спасательные системы" Эренбург

(22) МАИ-шные методички по конструкции самолёта и проектированию узлов Лещина, Попова и т.д.

(23) В интернете ЛикБезы от Д. Оканя тоже довольно неплохие, в отличие от «Капитана А320», у которого удаются хорошо в основном байки.

Можно ещё добрую сотню книг к этому прибавить. Но это уже будет точно не для школьника или институтского абитуриента.

Соответственно, книги расположены примерно по возрастанию сложности от абитуриента до примерно уровня выпускника ВУЗА. А вот самые авиамодельные азы и те книги, которые я читал 30 с лишним лет назад, я уже не помню. Литература у меня была, в основном, журналы «Моделист-конструктор», «Левша», «Крылья родины», потом появился журнал «Самолёты мира». А сейчас понимаю уже другим умом, что эта литература - уровень околоавиационной тусовки, да и то не особо высокий. Интернета тогда не было, и в районных/городских библиотеках на эту тему была просто пустыня. Это не попса и не прочая худ. литература, которой везде валялось предостаточно.

В лучшем случае были вот такие плакаты. А у меня и таких не было в кружке.

«Напутствие»

Видеоряд из кинофильма "Визит к минотавру"
Не каждый станет Мастером Страдивари, но к этому нужно стремиться изо всех сил.
Видеоряд из кинофильма "Визит к минотавру" Не каждый станет Мастером Страдивари, но к этому нужно стремиться изо всех сил.

Что касается высказываний школьников - "это направление мне очень нравится". Этого недостаточно для того, чтобы стать специалистом высокого уровня. Делом нужно заниматься серьёзно или не заниматься вовсе. У каждого создателя/созидателя/конструктора должна быть одержимость, чтобы преодолевать трудности и не расплескать желание и не перегореть. Обратное тоже верно, когда чистой одержимости недостаточно.

-21

В первом случае, может получиться специалист "среднего пошиба" один из многих и действительно ходить на работу как на каторгу. Во втором случае, получается бестолочь "ягений", ничего не могущий создать толкового. Истина всегда посередине. Специалист нормальный учится всю жизнь, и если бы меня в детстве кто-то направлял и учил, вероятно сейчас у меня был бы ещё гораздо высокий уровень знаний.

Советовать не очень люблю, поскольку у каждого свой опыт в жизни и у каждого своя жизнь. Могу лишь рассказать про свой пример и жизненный путь, а выводы каждый для себя сделает сам.

-22

Я определился, что хочу заниматься авиацией, ещё сидя в коляске - родители рассказывали, как я реагировал и на пролетающие самолёты, и на луну тоже. Но, тем не менее, космос меня не привлекал. Далее кружок, всероссийская заочная научно техническая олимпиада и подготовительные курсы в МАИ, далее переход на третий курс на вечернее отделение с динамики полёта(каф.106) на конструкцию (каф.101). Параллельная работа в связи. Помогать мне особо некому было. Я из не особо благополучной семьи. Потом окончание МАИ и работа в Гражданских самолетах Сухого и ещё много авиационных фирм. Параллельное возвращение к авиамоделизму.

Сейчас время злое, хотя и в начале 2000-х, когда я начинал свою карьеру, тоже было не особо доброе. Никто меня не учил на работе, не впихивал в меня практические знания после института. Приходилось самому в промежутках между основной работой считать, рисовать, проектировать различные конструкции. Почти как в школе рисовал самолётики, только уже на другом уровне. На основной работе - подтирание задницы гадящему браком заводу и фактически использование меня в качестве драфтера. Так все начинают. Но кто-то вырастает из этого и становится специалистом, а кто-то так и остаётся на этом уровне. Мне пришлось многим пожертвовать в т.ч. и семьёй, чтобы выйти на этот уровень, единственных специалистов в России по своей тематике, как и моей супруге тоже. В результате, во многие конторы не только могу ногой дверь открывать, но и нажил себе много врагов из-за своей приципиальности и квалификации на фоне бестолочей и дебилов.

Труд должен быть в почёте! Но в стране уголовной романтики и детских сказок о безнаказанной халяве за счёт ближнего своего…
Труд должен быть в почёте! Но в стране уголовной романтики и детских сказок о безнаказанной халяве за счёт ближнего своего…

Прочитав вышеизложенное, несложно понять, что если человек, который решил пойти в проектирование, готов «пахать», постоянно поднимать планку сложности и имеет способности, то у него есть все шансы добиться как горизонтального, так и вертикального роста. Свои способности нужно использовать по полной! А если человек ВЫБИРАЕТ, пойти ему в авиацию/космос/медицину/«манагером» управлять неизвестно чем, где бы поменьше напрягаться и побольше получить…? То лучше пусть идёт «манагером» управлять неизвестно чем, водителем, слесарем, сантехником и пр. Возможно, там он сможет в большей степени самореализоваться при меньших «телодвижениях» и «по-быстрому».