Найти тему
Aviaposter.com

Самолёт из Северной Ирландии

Оглавление

Приветствую вас на моём канале Aviaposter.

Северная Ирландия – небольшая территория Соединённого Королевства в северо-восточной части острова Ирландия – размером немного больше нашей Калининградской области. Поэтому людям там не привыкать к небольшим региональным самолётам, летающим через пролив на главный остров Великобритании и обратно. Сейчас для этих целей используются в основном самолёты марки Dash 8. Однако до недавнего времени в Северной Ирландии производились свои собственные региональные турбовинтовые самолёты.

И в мае месяце мне удалось познакомиться с одним из этих интересных и редких ныне самолётов. Поначалу он показался мне довольно непропорциональным – маленькие крылья, большой фюзеляж нелепого прямоугольного сечения, тонкий высокий киль. Во всей этой несуразности я сразу угадал типичного "британца", что больше похожи на летающих крокодилов. Итак, объектом моего наблюдения стал небольшой региональный турбовинтовой самолёт Short 360. Но с каждым днём моей работы над ним, пока я прорисовывал шаблон этого самолёта для будущих постеров, изучая всю доступную информацию, эта несуразность постепенно обретала форму небольшого, но симпатичного лайнера.

Short 360-100 Streamline Aviation G-SSWE
Short 360-100 Streamline Aviation G-SSWE

Short Brothers

Его история началась ещё в позапрошлом(!) веке. В 1897 году братья Юстас и Освальд Шорт основали компанию по разработке и производству воздушных шаров. В 1908 году, услышав сообщения о демонстрации полётов братьями Райт на своих самолётах в Ле-Мане во Франции, Освальд Шорт, сказал Юстасу: "Это конец воздухоплавания: мы должны немедленно начать строить аэропланы!" И в ноябре 1908 года они зарегистрировали своё партнёрство под названием Short Brothers. Компания Shorts, так для краткости называли Short Brothers, стала первой компанией в мире, серийно производившей самолёты. В Северную Ирландию авиастроители Shorts перебрались только в 1948 году.

С начала Второй Мировой войны Shorts в основном принадлежала государству, пока в 1989 году не была куплена канадским Bombardier. А через тридцать с лишним лет, в ноябре 2020 года, Bombardier продала свои подразделения в Белфасте компании Spirit AeroSystems. Это предприятие и сегодня является крупнейшим производственным концерном в Северной Ирландии. Продукция компании включает авиационные компоненты, мотогондолы и системы управления полётом самолётов для её материнской компании Bombardier Aerospace, а также для Boeing, Rolls-Royce Deutschland, General Electric и Pratt & Whitney.

Бывшая штаб-квартира Short Brothers в Белфасте входит в число объектов исторического наследия. Фото: Belfast Telegraph
Бывшая штаб-квартира Short Brothers в Белфасте входит в число объектов исторического наследия. Фото: Belfast Telegraph

Самолёт

В 1960-х годах компания Short Brothers представила свой SC.7 Skyvan. Это был 19-местный самолёт, получивший прозвище "Летающая обувная коробка" за свой необычный вид. Однако со временем оказалось, что он лучше подходит для перевозки грузов на короткие расстояния. Кроме того, его облюбовали парашютисты. Затем, в 1970-х годах, компания Shorts выпустила более крупную модификацию Skyvan, известную как Short 330. Этот 30-местный турбовинтовой самолёт был спроектирован с учётом американских правил для пригородных авиалиний. И, что довольно необычно, его топливные баки были расположены над пассажирским салоном. В те годы мировой рынок пригородных авиалиний начал эволюционировать от 20-местного класса к более просторным и комфортабельным салонам. Компания Shorts тоже увидела потенциал увеличения размеров для своих самолётов. Это привело к разработке и производству модели Short 360.

Short SC-7 Skyvan. Тот самый самолёт со сногсшибательной улыбкой, – прародитель 360-го. Фото: Christophe Veyron
Short SC-7 Skyvan. Тот самый самолёт со сногсшибательной улыбкой, – прародитель 360-го. Фото: Christophe Veyron

Short 360 был разработан как увеличенная версия Short 330, но для продажи наряду с этим типом, чтобы удовлетворить потребности ряда операторов. Фюзеляж 360-го отличался от своего меньшего собрата главным образом тем, что кабина была удлинена на 91 см перед крылом, что позволило увеличить вместимость салона на два ряда кресел. За счёт этого самолёт стал способен перевозить до 36 пассажиров. Его лётный экипаж состоял из двух человек, а типичные пассажирские места располагались по три кресла в ряд, в 12-ти рядах. Самолёт также имел переработанные заднюю часть фюзеляжа и хвостовое оперение, что позволило снизить аэродинамическое сопротивление и повысить эксплуатационные характеристики. Компания Shorts так рекламировала модель 360: "Пространство – ключевое слово на борту нового широкофюзеляжного пригородного самолёта Shorts 360. Пространство для комфортного отдыха 36 пассажиров с кондиционером; место, где можно встать и пройтись; место для шкафчиков над головой и окон с широким обзором; место для камбуза и туалета; место для стюардессы, обслуживающей пассажиров в салоне самолёта".

Здесь необходимо заметить, что слово «широкофюзеляжный» не нужно воспринимать буквально, ведь это была лишь реклама. Однако самолёт имел весьма просторный салон для небольшого регионала той эпохи. Кстати, фактически модели 330 и 360 имели одно и тоже крыло но за счёт увеличения ширины фюзеляжа аж на целых пять сантиметров, размах крыла 360-го составил 22,81 метра. Чуть не написал по привычке «диаметр фюзеляжа», но диаметр тут не уместен, ведь фюзеляж этого самолёта в сечении представляет собой прямоугольник со слегка скруглёнными углами.

Оба самолёта в одном кадре. Air UK Short 360-100 G-BLPY  и Short 330-100 G-BJLK. Фото: Chris Chennell
Оба самолёта в одном кадре. Air UK Short 360-100 G-BLPY и Short 330-100 G-BJLK. Фото: Chris Chennell

Самым заметным различием этих моделей стало хвостовое оперение. Short 330 получил в наследство от SC.7 Skyvan два киля на концах стабилизатора, и имел высоту всего 4,95 метра. Однокилевой 360-й стал значительно выше, достигнув высоты в 7,21 метра.

Ну и наконец, Short 360 имеет более высокие показатели скорости, чем 330-й, но с чуть меньшим радиусом действия. В крейсерском режиме 360-й развивает скорость около 330 км/ч, а максимальная скорость достигает 404 км/ч. Между тем, 330-й мог развивать скорость только 300 км/ч в крейсерском режиме и 350 км/ч в максимуме. Тем не менее, дальность его полёта составляла 1695 км, благодаря чему он показал лучшие результаты, чем более крупный и быстрый Short 360, чей показатель дальности был на сотню километров меньше и составлял 1595 км.

Первую серийную модель приводили в движение турбовинтовые двигатели Pratt & Whitney Canada PT6A-65R. После начала производства базовой модели, которая была известна как Short 360-100, компания Shorts выпустила на рынок ряд модификаций 360-го. Первым был 360 Advanced, выпущенный в конце 1985 года, с двигателями PT6A-65-AR. Позже он был переименован в Short 360-200.

Двигатели PT6A-65R (слева) и PT6A-67R (справа). Иллюстрация aviaposter.com
Двигатели PT6A-65R (слева) и PT6A-67R (справа). Иллюстрация aviaposter.com

В 1985 году компания Shorts приступила к разработке нового варианта, отвечающего требованиям по скорости полёта, которой не хватало модели 360-100. Новая модель Short 360-300 обрела модернизированные турбовинтовые двигатели Pratt & Whitney Canada PT6A-67R, мощность которых была увеличена до 1062 кВт (1424 л.с.). Теперь самолёт приводился в движение новыми шестилопастными воздушными винтами Hartzell. С некоторыми незначительными модификациями, снижающими лобовое сопротивление, самолёт увеличил крейсерскую скорость до 400 км/ч. Другие усовершенствования включали усиленный пол для размещения тяжёлых грузов, улучшенные сиденья, шины низкого давления и новую авионику. Грузовой вариант 360-300F мог перевозить до пяти стандартных контейнеров LD3 или поддонов.

Short 360-300F Air Cargo Carriers N3732X. Этот борт стал первым постером в коллекции aviaposter.com. Air Cargo Carriers является крупнейшим в мире гражданским эксплуатантом самолётов Short 360. Иллюстрация aviaposter.com
Short 360-300F Air Cargo Carriers N3732X. Этот борт стал первым постером в коллекции aviaposter.com. Air Cargo Carriers является крупнейшим в мире гражданским эксплуатантом самолётов Short 360. Иллюстрация aviaposter.com

Эксплуатация

Первый прототип 360-й серии, построенный в Белфасте, поднялся в воздух 1 июня 1981 года и уже через несколько дней был продемонстрирован на Парижском авиасалоне. Всего через год был построен первый серийный самолёт, а в следующем месяце был получен сертификат типа. В мае 1983 года начались поставки заказчикам. Первый самолёт Short 360 (N360SA – серийный номер SH.3601) получила американская авиакомпания Allegheny Commuter.

Первый Short 360 у стартового заказчика Allegheny Commuter. N360SA. Фото: Peter de Zeeuw
Первый Short 360 у стартового заказчика Allegheny Commuter. N360SA. Фото: Peter de Zeeuw

Крупнейшим оператором данного типа в Соединённом Королевстве была компания British Midland. Среди других операторов были CCAir в Северной Каролине, States West в Аризоне, Suburban Airlines в Пенсильвании, Allegheny Commuter, Piedmont Airlines, Wright Air Lines из Огайо, Aer Lingus в Ирландии, Jersey European, а также азиатский Thai Airways. Эксплуатантами в Австралии были авиакомпании Murray Valley Airlines, Sunstate Airlines, Hazelton Airlines, Airlines of Tasmania, State Air, Air Hibiscus и TNT.

Разработанный как пригородный авиалайнер, этот тип стал достаточно популярным у крупных операторов третьего уровня. В течение нескольких лет хорошо продавался первоначальный серийный вариант 360-100, и его модификация 360-200, которые были основой многих успешных региональных авиакомпаний в Соединённом Королевстве, Северной Америке и Австралии. Однако, Short 360 был достаточно быстро вытеснен конкурирующими моделями SAAB 340 и de Havilland Canada Dash 8. Продажи начали снижаться, и в 1991 году производство 360-й серии прекратилось. Было поставлено в общей сложности 165 самолётов.

Short 360-300 Aurigny Air Services G-BPFN Фото: Simon Brooke
Short 360-300 Aurigny Air Services G-BPFN Фото: Simon Brooke

Опираясь на сильные стороны и репутацию своего предшественника, Short 360 нашёл свою нишу в региональных авиакомпаниях по всему миру. Используя свою способность комфортно работать на взлётно-посадочных полосах, расположенных на 1400 м над уровнем моря, он позволил задействовать сотни аэродромов, которые в противном случае были бы недоступны для авиалайнеров. И хотя негерметичный Short 360 не был самым быстрым турбовинтовым самолётом на своём рынке, но он предлагал приемлемые характеристики по разумной цене в сочетании с простотой обслуживания и ремонтопригодностью. Турбовинтовые двигатели PT6A полностью соответствуют требованиям ICAO Stage 3 по уровню шума, что делает 360-й одним из самых тихих турбовинтовых самолётов, эксплуатируемых по сегодняшний день.