Найти в Дзене

Международная космическая станция. История. Транспортный грузовой корабль серии «Прогресс М1». Часть 2.

Перспективный транспортно-грузовой корабль (ТКГ) «Прогресс М1» разработан ракетно-космической корпорацией «Энергия» имени академика С.П. Королева на базе корабля «Прогресс М» и предназначен для выполнения аналогичных операций в составе орбитального комплекса «Мир» и Международной космической станции. Как и исходный ТКГ, «Прогресс М1» состоит из следующих отсеков:

- грузового (ГО) со стыковочным агрегатом;

- компонентов дозаправки (ОКД);

- приборно-агрегатного (ПАО).

В соответствии с программой развертывания и эксплуатации МКС, на корабле предусмотрено изменение компоновки, конструкции и состава приборов, а также режимов работы бортовых систем. Основная цель работ – увеличение количества топлива в общей массе доставляемых грузов за счет установки в ОКД восьми топливных баков.

Компоновочная схема транспортно-грузового корабля «Прогресс М1».
Компоновочная схема транспортно-грузового корабля «Прогресс М1».

«Прогресс М1» пристыковывается к МКС со стороны агрегатного отсека Служебного модуля (СМ) или универсального стыковочного модуля (УСМ). Масса грузов, доставляемых на станцию, составляет 2230 кг, из которых:

- сухие грузы – до 1800 кг (как у ТГК «Прогресса М»);

- топливо для дозаправки и расхода через ЖРД корабля в интересах ОС – до 1950 кг (на 800 кг больше, чем у ТГК «Прогресса М»);

- газ наддува обитаемых отсеков – до 40 кг (на 10 кг меньше).

В герметичном ГО размещаются доставляемые (удаляемые) грузы: мелкие – в контейнерах, а более крупные, массой свыше 10 кг – на рамах, а также вода в переносных емкостях (до 300 кг).

По сравнению с исходным кораблем, негерметичный ОКД претерпел значительные изменения: из него удалены баки водяной системы «Родник», вместо которых установлены дополнительные баки системы дозаправки топливом СД8. Дозаправка орбитальных станций осуществляется путем вытеснения компонентов топлива сжатым газом (гелием) из баков «Прогресса М1» через герметичные гидроразъемы, установленные на стыковочных агрегатах станции и ТКГ. Максимальный расход горючего (окислителя) через магистрали составляет 0,35 л/с (в 2,33 раза больше, чем на «Прогрессе М»). Система СД8, имеющая «сухую» массу 635 кг, позволяет подавать топливо в баки объединенной двигательной установки ОДУ СМ «Звезда» или функционально-грузового блока «Заря», в коллекторы подсистем причаливания и ориентации ТКГ и даже в коллекторы двигателей ориентации СМ «Звезда». Реализована также возможность обратной передачи топлива из ОДУ СМ «Звезда» в коллекторы ТКГ. Запасы топлива и газов секционированы. Снаружи ОКД размещены 12 баллонов с газом (две секции) для обитаемых отсеков станции.

ТГК «Прогресс М1-3» в составе МКС. Фото: NASА
ТГК «Прогресс М1-3» в составе МКС. Фото: NASА

Вместо «Аргона-16» на ТГК «Прогрессе М1» введен новый бортовой цифровой вычислительный комплекс БЦВК. Автономная система навигации осуществляется с помощью аппаратуры ГЛОНАСС и GPS. Межбортовая радиосвязь (обмен информацией между ТКГ и станцией) «в узком конусе» возможна на дальности 30 км, а при произвольной ориентации – с 3 км. Измерение параметров относительного движения для причаливания и стыковки с расстояния не менее 1 км осуществляется новой системой сближения «Курс-М». Новая аппаратура командной радиолинии «Регул» использует спутники-ретрансляторы.

В системе управления движением СУД изменено программное обеспечение БЦВК с целью реализации схем безопасного автоматического сближения, перехода в зону причаливания и собственно причаливания. С помощью двигателей ТКГ могут быть реализованы динамические режимы управления станцией. Для создания управляющих моментов двигатели «Прогресса М1» (при нахождении его в составе станции) могут включаться по цепям межмашинного интерфейса, для чего введено устройство сопряжения, преобразующее информацию в команды релейного типа. Таким образом, СУД реализует режимы ориентации станции с помощью двигателей причаливания и ориентации (на ТКГ их 28 штук) или сближающе-корректирующего двигателя по единой программе от бортового комплекса управления МКС.

Конфигурация МКС после прибытия грузового корабля ТГК «Прогресс М1-3».
Конфигурация МКС после прибытия грузового корабля ТГК «Прогресс М1-3».

Все перечисленные изменения потребовали доработки ряда блоков отработки команд, силовой автоматики, матричных коммутаторов и блоков коммутации. Пришлось существенно расширить состав связей ТКГ с бортовыми системами российского сегмента МКС по электрическим (командным и силовым) цепям, а также по телеметрии.

Время полета «Прогресса М1» в составе МКС может составлять до 180 суток (до стыковки – 4 суток, после расстыковки – 3 суток). Стартовая масса ТКГ при выведении на орбиту высотой около 460 км составляет 7150 кг.

Отработка новых приборов и режимов работы бортовых систем на ТКГ «Прогресс М1» позволит перейти к полетам на модернизированном пилотируемом корабле следующего поколения «Союз ТМ» без отработки последнего в беспилотных пусках.

Статья подготовлена по материалам РКК «Энергия», Роскосмос, ЦПК им. Ю.А. Гагарина, ГНПЦ им. Хруничева, журнала «Новости космонавтики».

#Космос #МКС #Космонавтика #Пилотируемые_полеты #Байконур #научные_исследования #астронавт #космонавт #NASA #Роскосмос