C 1960-х гг. кузов «универсал» начал набирать популярность на авторынках всего мира. И если богатые клиенты Северной Америки уже давно привыкли к престижным маркам в обличье Station Wagon, то европейские покупатели автомобилей премиум-сегмента, были практически лишены возможности приобрести серийный люкс-универсал.
Однако, чего в Европе хватало с избытком, так это кузовных ателье, готовых удовлетворить любой каприз состоятельного клиента.
В качестве примера общего подхода к конвертации серийного седана в заказной универсал, рассмотрим переделку Rolls-Royce Silver Shadow. Причинами такого выбора можно назвать, как новую, относительно своего предшественника Silver Cloud, базовую концепцию самого автомобиля – переход от рамы к несущему кузову, так и материалы его конструкции – сталь и алюминий. К тому же рамная конструкция, позволяла относительно легко реализовать самые смелые дизайнерские изыски, а несущий кузов требует учитывать свою силовую структуру при любых серьёзных вмешательствах в конструкцию.
Итак, по числу переделок в универсал Rolls-Royce Silver Shadow драматически обогнал как своего предтечу, так и всех современных ему одноклассников.
Рецепт был практически неизменным: бамперы, задняя оптика, силовая структура конструкции - остаются без переделок. Соответственно не происходит вмешательства в элементы, гарантирующие заводские показатели жёсткости кузова на кручение.
Иногда меняется расположение и форма топливного бака – в зависимости от требования заказчика к функциональному назначению багажного пространства. Изменяется крыша – доваривается, удлиняется. Изготавливается новое стекло и задняя дверь.
Работа с алюминием также имеет свою специфику. Впрочем, из «крылатого металла» в Silver Shadow сделаны лишь капот, двери и крышка багажника. Практически все кузовные фирмы не трогали алюминиевые элементы, и редко кто изготавливал из этого металла заднюю дверь. К тому же, данному материалу тоже свойственна коррозия, только другого свойства – электрохимическая.
Универсалы на базе Rolls-Royce Silver Shadow были популярны и у творческой богемы, поскольку характеризовали своего хозяина как большого оригинала. Таким, к примеру, был автомобиль Джона Энтвисла — бас-гитариста британской группы «The Who».
В настоящее время данные переделки представляют историческую ценность только при особой статусности своего бывшего владельца, либо если они произведены фирмами завоевавшими в своё время известность в сфере кастомизации престижных автомобилей.