Родоначальником семейства самарских мещан Бузиных считается Яков Бузин, впервые упомянутый в городских сословных учетных книгах в 1785-м году вместе с сыновьями Ильей, Павлом и Ефимом.
В каком году дворовое место на улице Москательной - с нынешним адресом Льва Толстого, 73 – оказалось в собственности внука Якова Бузина Ивана Ефимовича, сведений нет. Об Иване Бузине известно только, что был женат на дочери самарских мещан Федосье Ефремовне Мясниковой, имел дочерей Степаниду и Анисью и сыновей Василия и Андрея. Младшего - Андрея - в 1848-м призвали на службу по «мещанской рекрутской повинности»,дочери вышли замуж, усадьбу же унаследовал старший сын.
Василий, в свою очередь, женившись в 1849-м году на Александре Павловне Юдиной, быстро обзавелся многочисленным потомством – пятью сыновьями и двумя дочерями. Проживала же большая семья в стоявшем во дворе с начала 1850-х деревянном флигеле, и лишь к 1884-му году на усадьбе появился еще один флигель по улице. В 1900-м году В.И. Бузин, которому на тот момент уже исполнилось 74 года, получил от городской Управы разрешение на строительство каменного дома – но к строительству так и не приступил.
Капитально обстраивать родовое гнездо начало только пятое поколение династии, а именно – третий сын Василия и Александры Бузиных Петр. Начав с возведения ранее согласованного каменного дома по улице, к 1911-му году обложил кирпичом существующий деревянный флигель, соединил его с новым домом и надстроил вторым этажом.
В двухэтажный дом превратился и бывший ветхий дворовый флигель. Согласно описаниям налоговых ведомостей, к 1912-му году усадебная недвижимость включала каменный двухэтажный с подвалом дом с проездной аркой в центре, двухэтажный «смешанный» дом во дворе, каменные каретник, погребицу и «службы».
Архитектурное решение выходившего на Москательную «главного» дома основывалось на четкой симметрии фронтальной композиции, акцентированной угловыми шатрами и использовании традиционного декора. Горизонтальное членение 12-осевого фасада выполнено подоконным карнизным поясом, в центре раскрыта прямоугольная проездная арка, обрамленная рустованными лопатками с фигурными нишами в нижней части.
По обеим сторонам арки симметрично располагались помещения двух торговых лавок с высокими прямоугольными окнами входными проемами посередине. В крайних боковых осях, также выделенных рустованными лопатками с нишами в нижнем ярусе, раскрывались узкие дверные проемы парадных входов в квартиры второго этажа.
Высокие двупольные филенчатые с узкими створками дополнялись верхними фрамугами с мелкой квадратной расстекловкой. Над входами в уровне второго этажа были вывешены прямоугольные балконы – к настоящему времени утраченные. Симметричная композиция фасада указывает, что изначально обе боковые части увенчивались шатрами в виде четырехгранных пирамидок на квадратных основаниях со срезанными вершинами и слуховыми окошками. Сейчас левый шатер утрачен полностью, а правый лишился венчающего шпиля с флюгером.
Частый ряд узких вертикальных окон второго этажа оформлен наличниками, прямыми сандриками и сплошным рядом подоконных карнизов, опирающихся на точеные кронштейны. Венчающий карниз так же опирается на резные кронштейны, поле фриза между которыми декорировано фигурными нишами.
Выходящие вглубь усадьбы симметричные крылья здания формируют внутренний двор-патио.
Обшитые тесом деревянные стены второго этажа с вертикальным членением имитируют фахверковую конструкцию и завершаются высокими эффектными кронштейнами с пропильной резьбой, поддерживающими глубокий вынос венчающего карниза.
На первом этаже нового особняка располагались сдаваемые в аренду помещения двух магазинов, на втором находились просторные пяти- и шестикомнатные съемные квартиры. Сами хозяева занимали стоящий в глубине уютного двора двухэтажный «полукаменный» дом.
Подробностей и каких-то ярких событий из жизни большого семейства история не сохранила.
В общественной деятельности Бузины не отметились, в громкие истории так же не попадали. Думается, жили аккуратно, придерживаясь вечных и крепких мещанских добродетелей – практичности, рациональности и хозяйственности в повседневном быту и стараясь не привлекать ненужного внимания.
Известно, что революцию встретили в Самаре, с новыми властями, похоже, удалось каким-то образом поладить и репрессий избежать. Хочется верить, что потомки многочисленной семьи и сейчас проживают в Самаре.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете