Найти тему
MotoLady: туризм

Сутки без сна на Памирском тракте. Часть 1

Утром 10 мая мы также завтракали в "Лосе". Пока ждали заказ, я включила навигатор и проложила маршрут, сверившись с Бармалеем. Едем через Куляб. Отмечаю точку и не закрываю навигатор, чтобы не сбросил.

Единственная еда на ближайшие сутки
Единственная еда на ближайшие сутки

После завтрака пришлось побегать по району в поисках шампанского, которое я хотела взять с собой на Памир. Через два дня у меня день рождения и хотелось хоть небольшого, но праздника. Естественно, на Памире я бы подобного не нашла, в столице то проблемы.

Зато в Душанбе на кассах продаются сигареты поштучно. Это очень поразило. А, и в заведениях у них можно курить. Мы уже слишком отвыкли от этого...

Нашелся супермаркет, где можно было купить "Абрау Дюрсо" по 100 сомони за бутылку. Беру две, нас 10 человек.

Когда я упаковывала шампанское, были применены все меры предосторожности и безопасности, чтобы оно доехало: каждая бутылка обернута армированным скотчем (чтобы, если разлетится, осколки не порезали баул), обе бутылки обернуты в тряпку и завернуты в пакет, который также закручен армированным скотчем. Все это отправляется под паука на баул сверху.

В таком виде Энцеха отправилась на Памир. Белый пакет под пауком - шампанское
В таком виде Энцеха отправилась на Памир. Белый пакет под пауком - шампанское

Мы сдали номера и сидели в экипе и ждали Азиза. Но он не приехал даже в 12 часов. Время идет... в итоге мы уехали из Душанбе около 14 часов, предварительно сделав в хостеле копии пропусков и паспортов для постов.

На выезде из города АЗС Газпром. Азиз проводил нас до него. 10 мотоциклов, "до полного". Лешка еще заправлял 10-литровую канистру. И пока он вязал эту канистру после заправки, все умчались. Ничего нового. Договорились не торопиться: он спокойно привязывает топливо, я ставлю навигатор, не зря ж я отмечала точку и не закрывала маршрут. Когда все приготовления были закончены, мы вдвоем, последние в "колонне", двинулись на Калай-Хумб.

Где-то в 100 км от Душанбе
Где-то в 100 км от Душанбе

Я не особо запоминала, что говорил Азиз на счет дороги, думала, мы поедем все вместе. Но помню фразы: "там есть участок разбитый", "верхней дорогой ехать не надо".

Как вы помните из первого текста по Памиру, поехали мы через перевал Хабуработ. Но обо всем по порядку.

Выехали с АЗС и двигались по навигатору. Достаточно быстро мы попали на участок, где не было асфальта. Спуски и подъемы, грунт и мелкие камни, но ехать можно. Вспоминалась фраза Азиза про разбитые места на трассе. "Ну, видимо, оно". Кстати, именно там снято видео про овечек. От стада и машин пыль стоит столбом, бараны кидаются под колеса, духота. Это Азия, брат)

Где-то за перевалом, на котором мы толкались с овечками)))
Где-то за перевалом, на котором мы толкались с овечками)))

Доехали до КПП. У нас спросили пропуска, на что Леха сказал, проезжали мотоциклисты, должны были оставить (копии почему-то сделали на одном листе на несколько человек). На что было сказано, что никаких мотоциклистов тут не было, а дорога прямо - это на Киргизию.

"Не, на Киргизию нам не надо. Нам на Кулай-Хумб", - говорит неПуть.

"Тогда вам направо", - указывает направление милиционер (ага, в Таджикистане милиция).

Мы едем в указанном направлении и понимаем, что что-то не то. Асфальт сильно разбит. Останавливаемся, но интернета нет, карта не грузится. А то что грузится, показывает, что якобы мы едем верно.

Это был тот самый момент, когда надо было разворачиваться. Но мы этого не сделали. Сами виноваты. И пожалеем об этом ни раз. Но что сделано, то сделано...

В общем, мы поехали дальше. Покрытие - плотный грунт с мелкими камнями. Первый брод и бродом то не назовешь: ручей в "шпильке". Второй был больше, третий - больше и глубже. В очередной раз проезжая подобную "лужу", выехала с мокрым шлемом, так сильно летели брызги.

Экшн-камера была включена на некоторых моментах, но так как установлена на руле, то снимала исключительно левую сторону в крутом правом повороте.

Мы проезжали какие-то кишлаки, дети по-прежнему кидались под колеса, на обочинах паслись коровы. Стабильность...

Солнце клонилось к закату. И было несколько боязно, ведь все говорят: не ездить по горам ночью. Ибо свет в горах пропадает так же быстро, как в темной комнате, если нажать клавишу выключателя.

Мы прошли горную реку. Очень быструю, широкую и местами очень глубокую. Ледники тают, вода спускается с гор. Вариантов объезда нет.

Когда солнце уже село, но его лучи еще поддерживали в горах сумерки, мы добрались до КПП (предположительно, Лангар. Ибо Мапс.ми показывал нам около 80 км до конца маршрута). Милиционер так же попросил пропуска и паспорта, но не стал нас задерживать тем, чтобы переписать в тетрадку данные, и сделал фото на смартфон.

Уточнили у него дорогу. Он обнадежил: "До перевала недалеко. Дорога хорошая. Я на прошлой неделе его прошел за 45 минут". Подробно рассказал, как не пропустить повороты и не уехать в лес: "Туда не езжайте, там из леса медведи выходят". Кхм, шикарное предупреждение. Еще смущало то, что говорил мужчина и то, что показывали офлайн-карты. Сведения очень расходились.

Тот самый милиционер. Леха ему сказал, что это будет его самая любимая фотография))) Так он воодушевился словами сотрудника правоохранительных органов. Которые оказались неправдой....
Тот самый милиционер. Леха ему сказал, что это будет его самая любимая фотография))) Так он воодушевился словами сотрудника правоохранительных органов. Которые оказались неправдой....

Мы еще несколько раз проговорили с ним все "мосты, повороты", поблагодарили его и в надежде, что к полуночи мы будем в Калаихуме, поехали на перевал.

Достаточно быстро мы оказались у очередной горной реки, сила и ширина которой просто пугали. "Гусь" утонул там по кофры... Хорошо, что на Энцэхе не осталось ни боковых, ни центрального.

Прошли "брод", кишлак и выехали на вычищенную трактором глину. Недавно сошел сель. Благо, это все расчистили и ехать можно было... а потом доехали до щебня. Дорогу только-только засыпали мелкими-мелкими камушками, которые были вообще не укатаны. Тут было мое первое падение: мотоцикл начало кидать, руль подломился. Я успела только оттормозиться и медленно положить его на правый борт.

Потом на мягких лапах прошли этот участок и выехали на стабильный жесткий грунт. Мы болтали по интеркому и забирались все выше и выше в горы. Было темно, достаточно тепло, дорога была почти везде сносной. Лишь иногда проходить приходилось по краю, где справа далеко внизу слышался шум реки. Бормочущая тишина...

Первое фото снега... Если бы я знала)
Первое фото снега... Если бы я знала)

В какой-то момент на склоне появился снег. Я остановилась сделать фото, ведь в моей практике никогда не было дороги в снегу (не считая зимних переездов из гаража в мастерскую, а также пары км под снегом в марте. Но это все не то. Таджикистан уже второй раз являл нам снег посреди жаркого мая). Тогда я еще не догадывалась, сколько впереди нас ждет этого гребаного снега...

Дорога все поднималась выше, а тонкие ручейки воды, что стекали вдоль левой обочины, становились все шире и захватывали уже основную часть "полотна".

Затем дорога просто превратилось в жидкое месиво, а стена из снега становилась все выше и выше... Мы ползли на первой скорости, постоянно работая сцеплением. Резина, не предназначенная для таких условий, в момент забилась еще на первых метрах глины, и постоянно наровила уложить мотоцикл. Протекторы мотобот Sidi также были забиты и сцепления с дорогой не было от слова "совсем". Когда в очередной грязи мот стал заваливаться, скользя вниз по склону, удержать его не было возможности: нога предательски заскользила в том же направлении и я второй раз укладываю мотоцикл на правый бок.

Лень было доставать телефон, делать фото, было не до этого. Но потом я поймала себя на мысли, что пару кадров отсюда точно надо привезти. Иначе потом пожалею. Вот таких не очень четких, но хотя бы
Лень было доставать телефон, делать фото, было не до этого. Но потом я поймала себя на мысли, что пару кадров отсюда точно надо привезти. Иначе потом пожалею. Вот таких не очень четких, но хотя бы

Поднять мотик, который лежит в грязи, то еще удовольствие. Все скользит: ты, руки, ноги, мот... Аааааааааааааа! Вдвоем мы ставим кое-как его в вертикальное положение. Дышать тяжело - высота и физические нагрузки. Отдышавшись, продолжаем путь. Там, где ручей течет по дороге, едем по нему: на дне камни, вымытые водой, есть сцепление с дорогой. Но, к сожалению, таких участков не много. Чаще вода пересекает дорогу и уходит в обрыв, естественно, намывая вокруг землю.

Третье падение, четвертое... Все на 0 скорости. Просто есть уклон, не за что зацепиться, уже нет сил... В какой-то момент лопух вырывает с корнем от креплений. Х*й с ним. Просто хочется пройти вершину, доехать до сухой дороги. Не то, чтобы ты хочешь приехать и лечь отдыхать. Нет, просто, чтобы кончилась эта грязь. Километра 2-3 мы проходили очень долго. Наверное, около 2,5 часов. Точно сейчас уже не смогу сказать. Но тогда время остановилось. При условии, что температура была около 4-5 градусов, нам было очень жарко. Не скажу, что было холодно и тогда, когда она опустилась ниже 0 и на ручьях начал вставать лед.

Мы вые*лись настолько, что уже еле переставляли ноги. От бессилия и усталости я просто просила гору, чтобы она нас отпустила.

Ведь не так важно, чтобы гора пустила, главное - чтобы отпустила.

Мы постоянно сверялись с Мапс.ми. И карта показывала каждый раз расстояния на 200 - 300 м меньше. В час по чайной ложке... От "гуся" сильно пахнет паленым сцеплением.

Навстречу шел большегруз. Дорожные рабочие. Мы даже предлагали им денег, чтобы погрузить мотоциклы и спустить их хотя бы до сухой дороги. Но борт был слишком высок, места для того, чтобы эта махина развернулась - не было. Мужчины предложили оставить нам мотоциклы здесь: "Их тут никто не тронет". (действительно! это были первые люди за все время нахождения на перевале). И предложили поехать с ними в поселок, а утром уже вернуться сюда. Мы отказались от такого плана. В ответ водитель предложил нам оставить лепешку и воду. Поблагодарили, но также отказались: вода у нас была, а лепешка была не нужна, не до нее.

По их информации, до верха еще 1-1,5 км. На спуске тоже грязь...

Попрощались и "поползли" дальше: мы наверх, они - вниз. Тяжело было идти по колее, которую оставил грузовик. Ох как не вовремя он прошел!

В горах очень темно. Лишь фары мотоциклов выхватывают грязную дорогу и снег, который на солнце стал тверже бетона. Глушишь мотоцикл, чтобы передохнуть и видишь нереально красивое небо, усыпанное звездами! Они яркие и кажется, что очень близко. И их так много! Стоишь, смотришь на небо и только две мысли: "Какая красота!" и "Как я зае*алась!".

В какой-то момент дорога стала пошире и вправо уходило что-то вроде полки, которая была сухой. Отличное место под мотоцикл, чтобы он не упал и здесь можно передохнуть. И тут внезапно взгляд упирается в остановку. В остановку, Карл!!! На ней указана высота: 3252 м. Мы дошли до верхней точки перевала. Что ж, вот еще одна "аклимуха", только еще и с физическими нагрузками. Помните, как я писала про Талгарский перевал, где на 3200 м немного было не по себе?) Смешно было вспоминать в тот момент день, проведенный в Казахстане.

"Таджикистан моя родина 3252,8 м"
"Таджикистан моя родина 3252,8 м"

Недалеко от остановки установлен щит, на котором наклеены наклейки. В основном, 4х4. Во всяком случае, наклеек Al-Kashi я не видела. Моя была первая. Не задумываясь, что там написано и нарисовано, приляпываю наклейку, делаю фото. Тоже самое делает неПутевый и мы продолжаем свой путь.

Уже в Хороге мы познакомимся с Али. Я покажу ему эти фотографии, включая щит. Он то и скажет мне, что надпись: осторожно, мины! (Как бы по картинке все видно и понятно, но у меня не было времени, чтобы ее рассматривать. Даже в телефоне). А его мама расскажет, что да, с начала 90-х они там и покоятся. Кто их будет убирать?

Через какое-то время дорога начинает уходить вниз и на спуске становится еще тяжелее, теперь мотоцикл в грязи стремится не только в наклон по горе в обрыв, теперь еще и вниз. Так что вероятности падения налево и направо примерно равны и, естественно, возросли.

Вода начала замерзать, но грязь не успела схватиться, пока мы были на перевале
Вода начала замерзать, но грязь не успела схватиться, пока мы были на перевале

Едем медленно...очень медленно. В какой-то момент приходится ехать прямо по снегу. Знаете, я уже не очень хорошо помню спуск: видимо, память бережет меня))) Но то, что было тяжело, это я помню. Но на удивление, падений больше не было.

Мы доезжаем до коридора из снега и делаем эти фотографии. Высота снега слева метров под 4-5.

11 мая в Таджикистане на перевале Хабуработ
11 мая в Таджикистане на перевале Хабуработ

Дальше движемся вдоль снежной стены, а справа шумит река. Но "дорога" намного стабильнее: либо ручьи, либо камни. Медленно, но едем и почти не останавливаемся на отдых. Осталось еще немного и закончится мокрый участок, а там уже можно будет спокойно спускаться. Но он все не кончается...

Дорога сильно петляет вдоль горы, есть и шпильки. Потихоньку проходим их и замечаем, что уровень снега все меньше и меньше, а сухих, светлых, пятен все больше. Это очень сильно повышает настроение и ехать становится легче.

Как же мы радовались, когда грунт стал совсем сухой! Камни? Пффф... фигня. А уж когда мы увидели остатки асфальта на горной дороге, так вообще приободрились: значит, уже совсем скоро мы доедем до цивилизации.

Так и было: появились какие-то строения, заброшенный КПП, дорога вновь грунтовая, а справой стороны фонари и...разрушенный мост. На тот момент аж все опустилось, но я увидела, как Леха бодро чешет вперед. Фух, значит нам тут не направо. Камни были большими, ямы неприятными - то ли тут взрывные работы, то ли...

По карте оставалось 3 км до Калаихума и мы увидели это второе "то ли": сель. Видимо, сошел он уже несколько дней назад, потому что не было сильной грязи. Но обломки горной породы были хаотично навалены на дороге. 3, бл*ть, километра! Пройти гребаный перевал и воткнуться за 3 км в такое дерьмо.

Леха долго думать не стал: "Обратно мы точно не вернемся. Ну, я поскакал". Сел на "гуся" и начал спускаться. Я видела, как прыгает "стопарь" БМВ, как его кидает из стороны в сторону, а в Интеркоме слышался мат. До того момента, пока дорога не повернула на гору. Треск и отсутствие связи.

Я стояла в темноте, слушала грохот реки Обихумбоу и смотрела в одну точку. Я устала и сил не было ни на что: ни на хорошие эмоции, ни на плохие.

Из оцепенения меня вывел лешкин голос: "Я сейчас спущу твой мотоцикл". Сказать, что я была благодарна ему, ни сказать ничего...

Он поднялся до меня, сел на мотик и начал спускаться вниз. Я пошла следом. Я пешком то чуть ноги себе не переломала, а уж на моте я бы точно там все переломала: и себе, и мотоциклу.

Вблизи от завала стоял бульдозер: видимо, дорогу почистят.

Мы сели на мотоциклы и поехали дальше, надеясь, что это было последнее испытание. У с. Хумби Вари началась отличная асфальтовая дорога. До слез!))

немного счастья ту ночь: мы спустились с перевала, гора отпустила, мы едем по асфальту
немного счастья ту ночь: мы спустились с перевала, гора отпустила, мы едем по асфальту

Мы вбили точку в навигатор, которую еще вечером скидывали наши ребята и отправились в Калаихум. Оставалось 4 км до места. Но навигатор продолжил издеваться над нами: первый раз мы приехали к воротам военной части, второй - на соседнюю улицу, но и это было не то, в третий - увел за мост и повел в горы. Тут я уже психанула и развернулась: на сегодня достаточно горных дорог. Я доехала до остановки. Время 4:00 11 мая. Я впервые с 14:00 сняла шлем и закурила. На Памире я начала курить...

Тут подъехал неПутевый и, довольно нервно и возбужденно сказал, что надо все же найти хостел.

- Зачем? Чтобы поспать час-полтора, отдать за двоих 250-300 сомони и поехать дальше?

Тут Леха задумался над рациональностью моего суждения. Сел на лавочку, закурил:

- Давай тогда сейчас на заправку, если получится - на мойку, а потом поедем сразу на Хорог, до взрывов.

- Хорошо. Станет совсем невозможно ехать, остановимся в чайхоне и поспим пару часов. Или на обочине.

На том и порешили.

Продолжение следует...

P.S. 31 мая Азиз в чате скинет эту фотографию с подписью: Был вчера тут и увидел наклейки... Молодец!

Наверное, красивые виды с перевала. Но мы этого не узнаем)))
Наверное, красивые виды с перевала. Но мы этого не узнаем)))