Утром 10 мая мы также завтракали в "Лосе". Пока ждали заказ, я включила навигатор и проложила маршрут, сверившись с Бармалеем. Едем через Куляб. Отмечаю точку и не закрываю навигатор, чтобы не сбросил.
После завтрака пришлось побегать по району в поисках шампанского, которое я хотела взять с собой на Памир. Через два дня у меня день рождения и хотелось хоть небольшого, но праздника. Естественно, на Памире я бы подобного не нашла, в столице то проблемы.
Зато в Душанбе на кассах продаются сигареты поштучно. Это очень поразило. А, и в заведениях у них можно курить. Мы уже слишком отвыкли от этого...
Нашелся супермаркет, где можно было купить "Абрау Дюрсо" по 100 сомони за бутылку. Беру две, нас 10 человек.
Когда я упаковывала шампанское, были применены все меры предосторожности и безопасности, чтобы оно доехало: каждая бутылка обернута армированным скотчем (чтобы, если разлетится, осколки не порезали баул), обе бутылки обернуты в тряпку и завернуты в пакет, который также закручен армированным скотчем. Все это отправляется под паука на баул сверху.
Мы сдали номера и сидели в экипе и ждали Азиза. Но он не приехал даже в 12 часов. Время идет... в итоге мы уехали из Душанбе около 14 часов, предварительно сделав в хостеле копии пропусков и паспортов для постов.
На выезде из города АЗС Газпром. Азиз проводил нас до него. 10 мотоциклов, "до полного". Лешка еще заправлял 10-литровую канистру. И пока он вязал эту канистру после заправки, все умчались. Ничего нового. Договорились не торопиться: он спокойно привязывает топливо, я ставлю навигатор, не зря ж я отмечала точку и не закрывала маршрут. Когда все приготовления были закончены, мы вдвоем, последние в "колонне", двинулись на Калай-Хумб.
Я не особо запоминала, что говорил Азиз на счет дороги, думала, мы поедем все вместе. Но помню фразы: "там есть участок разбитый", "верхней дорогой ехать не надо".
Как вы помните из первого текста по Памиру, поехали мы через перевал Хабуработ. Но обо всем по порядку.
Выехали с АЗС и двигались по навигатору. Достаточно быстро мы попали на участок, где не было асфальта. Спуски и подъемы, грунт и мелкие камни, но ехать можно. Вспоминалась фраза Азиза про разбитые места на трассе. "Ну, видимо, оно". Кстати, именно там снято видео про овечек. От стада и машин пыль стоит столбом, бараны кидаются под колеса, духота. Это Азия, брат)
Доехали до КПП. У нас спросили пропуска, на что Леха сказал, проезжали мотоциклисты, должны были оставить (копии почему-то сделали на одном листе на несколько человек). На что было сказано, что никаких мотоциклистов тут не было, а дорога прямо - это на Киргизию.
"Не, на Киргизию нам не надо. Нам на Кулай-Хумб", - говорит неПуть.
"Тогда вам направо", - указывает направление милиционер (ага, в Таджикистане милиция).
Мы едем в указанном направлении и понимаем, что что-то не то. Асфальт сильно разбит. Останавливаемся, но интернета нет, карта не грузится. А то что грузится, показывает, что якобы мы едем верно.
Это был тот самый момент, когда надо было разворачиваться. Но мы этого не сделали. Сами виноваты. И пожалеем об этом ни раз. Но что сделано, то сделано...
В общем, мы поехали дальше. Покрытие - плотный грунт с мелкими камнями. Первый брод и бродом то не назовешь: ручей в "шпильке". Второй был больше, третий - больше и глубже. В очередной раз проезжая подобную "лужу", выехала с мокрым шлемом, так сильно летели брызги.
Экшн-камера была включена на некоторых моментах, но так как установлена на руле, то снимала исключительно левую сторону в крутом правом повороте.
Мы проезжали какие-то кишлаки, дети по-прежнему кидались под колеса, на обочинах паслись коровы. Стабильность...
Солнце клонилось к закату. И было несколько боязно, ведь все говорят: не ездить по горам ночью. Ибо свет в горах пропадает так же быстро, как в темной комнате, если нажать клавишу выключателя.
Мы прошли горную реку. Очень быструю, широкую и местами очень глубокую. Ледники тают, вода спускается с гор. Вариантов объезда нет.
Когда солнце уже село, но его лучи еще поддерживали в горах сумерки, мы добрались до КПП (предположительно, Лангар. Ибо Мапс.ми показывал нам около 80 км до конца маршрута). Милиционер так же попросил пропуска и паспорта, но не стал нас задерживать тем, чтобы переписать в тетрадку данные, и сделал фото на смартфон.
Уточнили у него дорогу. Он обнадежил: "До перевала недалеко. Дорога хорошая. Я на прошлой неделе его прошел за 45 минут". Подробно рассказал, как не пропустить повороты и не уехать в лес: "Туда не езжайте, там из леса медведи выходят". Кхм, шикарное предупреждение. Еще смущало то, что говорил мужчина и то, что показывали офлайн-карты. Сведения очень расходились.
Мы еще несколько раз проговорили с ним все "мосты, повороты", поблагодарили его и в надежде, что к полуночи мы будем в Калаихуме, поехали на перевал.
Достаточно быстро мы оказались у очередной горной реки, сила и ширина которой просто пугали. "Гусь" утонул там по кофры... Хорошо, что на Энцэхе не осталось ни боковых, ни центрального.
Прошли "брод", кишлак и выехали на вычищенную трактором глину. Недавно сошел сель. Благо, это все расчистили и ехать можно было... а потом доехали до щебня. Дорогу только-только засыпали мелкими-мелкими камушками, которые были вообще не укатаны. Тут было мое первое падение: мотоцикл начало кидать, руль подломился. Я успела только оттормозиться и медленно положить его на правый борт.
Потом на мягких лапах прошли этот участок и выехали на стабильный жесткий грунт. Мы болтали по интеркому и забирались все выше и выше в горы. Было темно, достаточно тепло, дорога была почти везде сносной. Лишь иногда проходить приходилось по краю, где справа далеко внизу слышался шум реки. Бормочущая тишина...
В какой-то момент на склоне появился снег. Я остановилась сделать фото, ведь в моей практике никогда не было дороги в снегу (не считая зимних переездов из гаража в мастерскую, а также пары км под снегом в марте. Но это все не то. Таджикистан уже второй раз являл нам снег посреди жаркого мая). Тогда я еще не догадывалась, сколько впереди нас ждет этого гребаного снега...
Дорога все поднималась выше, а тонкие ручейки воды, что стекали вдоль левой обочины, становились все шире и захватывали уже основную часть "полотна".
Затем дорога просто превратилось в жидкое месиво, а стена из снега становилась все выше и выше... Мы ползли на первой скорости, постоянно работая сцеплением. Резина, не предназначенная для таких условий, в момент забилась еще на первых метрах глины, и постоянно наровила уложить мотоцикл. Протекторы мотобот Sidi также были забиты и сцепления с дорогой не было от слова "совсем". Когда в очередной грязи мот стал заваливаться, скользя вниз по склону, удержать его не было возможности: нога предательски заскользила в том же направлении и я второй раз укладываю мотоцикл на правый бок.
Поднять мотик, который лежит в грязи, то еще удовольствие. Все скользит: ты, руки, ноги, мот... Аааааааааааааа! Вдвоем мы ставим кое-как его в вертикальное положение. Дышать тяжело - высота и физические нагрузки. Отдышавшись, продолжаем путь. Там, где ручей течет по дороге, едем по нему: на дне камни, вымытые водой, есть сцепление с дорогой. Но, к сожалению, таких участков не много. Чаще вода пересекает дорогу и уходит в обрыв, естественно, намывая вокруг землю.
Третье падение, четвертое... Все на 0 скорости. Просто есть уклон, не за что зацепиться, уже нет сил... В какой-то момент лопух вырывает с корнем от креплений. Х*й с ним. Просто хочется пройти вершину, доехать до сухой дороги. Не то, чтобы ты хочешь приехать и лечь отдыхать. Нет, просто, чтобы кончилась эта грязь. Километра 2-3 мы проходили очень долго. Наверное, около 2,5 часов. Точно сейчас уже не смогу сказать. Но тогда время остановилось. При условии, что температура была около 4-5 градусов, нам было очень жарко. Не скажу, что было холодно и тогда, когда она опустилась ниже 0 и на ручьях начал вставать лед.
Мы вые*лись настолько, что уже еле переставляли ноги. От бессилия и усталости я просто просила гору, чтобы она нас отпустила.
Ведь не так важно, чтобы гора пустила, главное - чтобы отпустила.
Мы постоянно сверялись с Мапс.ми. И карта показывала каждый раз расстояния на 200 - 300 м меньше. В час по чайной ложке... От "гуся" сильно пахнет паленым сцеплением.
Навстречу шел большегруз. Дорожные рабочие. Мы даже предлагали им денег, чтобы погрузить мотоциклы и спустить их хотя бы до сухой дороги. Но борт был слишком высок, места для того, чтобы эта махина развернулась - не было. Мужчины предложили оставить нам мотоциклы здесь: "Их тут никто не тронет". (действительно! это были первые люди за все время нахождения на перевале). И предложили поехать с ними в поселок, а утром уже вернуться сюда. Мы отказались от такого плана. В ответ водитель предложил нам оставить лепешку и воду. Поблагодарили, но также отказались: вода у нас была, а лепешка была не нужна, не до нее.
По их информации, до верха еще 1-1,5 км. На спуске тоже грязь...
Попрощались и "поползли" дальше: мы наверх, они - вниз. Тяжело было идти по колее, которую оставил грузовик. Ох как не вовремя он прошел!
В горах очень темно. Лишь фары мотоциклов выхватывают грязную дорогу и снег, который на солнце стал тверже бетона. Глушишь мотоцикл, чтобы передохнуть и видишь нереально красивое небо, усыпанное звездами! Они яркие и кажется, что очень близко. И их так много! Стоишь, смотришь на небо и только две мысли: "Какая красота!" и "Как я зае*алась!".
В какой-то момент дорога стала пошире и вправо уходило что-то вроде полки, которая была сухой. Отличное место под мотоцикл, чтобы он не упал и здесь можно передохнуть. И тут внезапно взгляд упирается в остановку. В остановку, Карл!!! На ней указана высота: 3252 м. Мы дошли до верхней точки перевала. Что ж, вот еще одна "аклимуха", только еще и с физическими нагрузками. Помните, как я писала про Талгарский перевал, где на 3200 м немного было не по себе?) Смешно было вспоминать в тот момент день, проведенный в Казахстане.
Недалеко от остановки установлен щит, на котором наклеены наклейки. В основном, 4х4. Во всяком случае, наклеек Al-Kashi я не видела. Моя была первая. Не задумываясь, что там написано и нарисовано, приляпываю наклейку, делаю фото. Тоже самое делает неПутевый и мы продолжаем свой путь.
Уже в Хороге мы познакомимся с Али. Я покажу ему эти фотографии, включая щит. Он то и скажет мне, что надпись: осторожно, мины! (Как бы по картинке все видно и понятно, но у меня не было времени, чтобы ее рассматривать. Даже в телефоне). А его мама расскажет, что да, с начала 90-х они там и покоятся. Кто их будет убирать?
Через какое-то время дорога начинает уходить вниз и на спуске становится еще тяжелее, теперь мотоцикл в грязи стремится не только в наклон по горе в обрыв, теперь еще и вниз. Так что вероятности падения налево и направо примерно равны и, естественно, возросли.
Едем медленно...очень медленно. В какой-то момент приходится ехать прямо по снегу. Знаете, я уже не очень хорошо помню спуск: видимо, память бережет меня))) Но то, что было тяжело, это я помню. Но на удивление, падений больше не было.
Мы доезжаем до коридора из снега и делаем эти фотографии. Высота снега слева метров под 4-5.
Дальше движемся вдоль снежной стены, а справа шумит река. Но "дорога" намного стабильнее: либо ручьи, либо камни. Медленно, но едем и почти не останавливаемся на отдых. Осталось еще немного и закончится мокрый участок, а там уже можно будет спокойно спускаться. Но он все не кончается...
Дорога сильно петляет вдоль горы, есть и шпильки. Потихоньку проходим их и замечаем, что уровень снега все меньше и меньше, а сухих, светлых, пятен все больше. Это очень сильно повышает настроение и ехать становится легче.
Как же мы радовались, когда грунт стал совсем сухой! Камни? Пффф... фигня. А уж когда мы увидели остатки асфальта на горной дороге, так вообще приободрились: значит, уже совсем скоро мы доедем до цивилизации.
Так и было: появились какие-то строения, заброшенный КПП, дорога вновь грунтовая, а справой стороны фонари и...разрушенный мост. На тот момент аж все опустилось, но я увидела, как Леха бодро чешет вперед. Фух, значит нам тут не направо. Камни были большими, ямы неприятными - то ли тут взрывные работы, то ли...
По карте оставалось 3 км до Калаихума и мы увидели это второе "то ли": сель. Видимо, сошел он уже несколько дней назад, потому что не было сильной грязи. Но обломки горной породы были хаотично навалены на дороге. 3, бл*ть, километра! Пройти гребаный перевал и воткнуться за 3 км в такое дерьмо.
Леха долго думать не стал: "Обратно мы точно не вернемся. Ну, я поскакал". Сел на "гуся" и начал спускаться. Я видела, как прыгает "стопарь" БМВ, как его кидает из стороны в сторону, а в Интеркоме слышался мат. До того момента, пока дорога не повернула на гору. Треск и отсутствие связи.
Я стояла в темноте, слушала грохот реки Обихумбоу и смотрела в одну точку. Я устала и сил не было ни на что: ни на хорошие эмоции, ни на плохие.
Из оцепенения меня вывел лешкин голос: "Я сейчас спущу твой мотоцикл". Сказать, что я была благодарна ему, ни сказать ничего...
Он поднялся до меня, сел на мотик и начал спускаться вниз. Я пошла следом. Я пешком то чуть ноги себе не переломала, а уж на моте я бы точно там все переломала: и себе, и мотоциклу.
Вблизи от завала стоял бульдозер: видимо, дорогу почистят.
Мы сели на мотоциклы и поехали дальше, надеясь, что это было последнее испытание. У с. Хумби Вари началась отличная асфальтовая дорога. До слез!))
Мы вбили точку в навигатор, которую еще вечером скидывали наши ребята и отправились в Калаихум. Оставалось 4 км до места. Но навигатор продолжил издеваться над нами: первый раз мы приехали к воротам военной части, второй - на соседнюю улицу, но и это было не то, в третий - увел за мост и повел в горы. Тут я уже психанула и развернулась: на сегодня достаточно горных дорог. Я доехала до остановки. Время 4:00 11 мая. Я впервые с 14:00 сняла шлем и закурила. На Памире я начала курить...
Тут подъехал неПутевый и, довольно нервно и возбужденно сказал, что надо все же найти хостел.
- Зачем? Чтобы поспать час-полтора, отдать за двоих 250-300 сомони и поехать дальше?
Тут Леха задумался над рациональностью моего суждения. Сел на лавочку, закурил:
- Давай тогда сейчас на заправку, если получится - на мойку, а потом поедем сразу на Хорог, до взрывов.
- Хорошо. Станет совсем невозможно ехать, остановимся в чайхоне и поспим пару часов. Или на обочине.
На том и порешили.
Продолжение следует...
P.S. 31 мая Азиз в чате скинет эту фотографию с подписью: Был вчера тут и увидел наклейки... Молодец!