Найти в Дзене

ГЛАСНЫЕ И "МАЛЕНЬКИЙ РОТ"

Напомню, что то, о чем я пишу здесь - это никакие не постулаты, это мой опыт и знания, которые на этом самом опыте я отрабатываю со своими студентами. Опыт результативный, поэтому делюсь. По поводу трех отделов - мне так проще сегментировать работу и проще рисовать студентам схемы, проще отрабатывать те или иные приемы и объяснять их взаимозависимость.

В общем, в моей Вселенной голосовой аппарат имеет 3 важных отдела: зона гортани (внутренний контур), зона глотки (внешний контур) и рот (выход). В каждом из этих отделов параллельно происходят процессы, которые в совокупности дают вокалисту тот звук, который он хочет. Ну, или не дают. Другими словами: если желаемый звук не получается, нужно провести “аудит” по всем трем отделам и найти слабое звено. Поскольку более-менее понятно, что происходит в каждом из отделов и какие функции выполняет, честно говоря, аудит особого труда не доставляет. Любое изменение вокального качества звука напрямую зависит от изменений в каких-то отделах голосового аппарата. И, пожалуй, определяющим фактором таких изменений являются гласные.

Начнем с того, что каждый из нас имеет свои речевые привычки (про них мы говорили в предыдущей статье). То есть, голос у каждого человека имеет определенные тембральные и акустические характеристики. Я уже молчу о национальных особенностях, гендере, личной наслушанности и особенностей анатомии голосового аппарата - “погрешностей” предостаточно. Если взять за аксиому, что любой издаваемый человеком, звук, является результатом всех вышеперечисленных (и не только) особенностей, мы приходим к выводу, что пение - наиболее неестественный процесс из всех возможных. Потому что чистота и красота фонации вокального звука технически может существенно отличаться от речевых привычек человека, и тогда у вокальных тренеров работы прибавляется. Отдельной проблемой является то, что человек при бытовой речи чаще находится в удобном для себя, участке диапазона, более низком, на уровне которого и закрепляются его фонационные привычки. Смена регистра диапазона всегда влечет за собой трудности разного рода, но здесь мы разберем только проблему произнесения гласных звуков.

Замечали ли вы, что одна и та же буква у разных людей может быть более “удобной” или менее “удобной”? например, буква “У”, как правило, у большинства людей вызывает трудности при фонации, именно на ней многие “теряют” качество звучания. В то время, как “А” или “И” гораздо более удобны многим. Любая гласная буква, так или иначе, изменяет форму всего вокального тракта. Особенно, если артикулировать каждую просто так, ради артикуляции. И, если тренированный вокалист в состоянии стабилизировать свой голосовой аппарат вне зависимости от пропеваемой буквы, то начинающие, особенно, проблемные ученики, демонстрируют “форменный хаос”.

Попробуйте произнести последовательно И,Э,А,О,У,Ы, хорошенько артикулируя. Обратите внимание на то, как изменяется форма вокального тракта? Насколько вытягивается или поднимается гортань в каждом случае? Как ведет себя язык? Что творит нижняя челюсть? Положите ладонь на свое горло и сделайте выводы относительно того, насколько дестабилизирован вам голосовой аппарат при смене гласных?

Не ждите, что это будет гром среди ясного неба: изменения могут быть не настолько значительны. Не настолько значительны ДЛЯ НАС, для нашего тактильного ощущения. Но в случае с производством голоса любой ненужный “миллиметр” имеет значение, особенно, при производстве сложных звуков!

Продолжаем эксперимент: постарайтесь произнести ту же последовательность букв, но с целью “навести порядок” в аппарате. Сделайте все возможное,чтобы гортань не болталась, язык на заваливался, челюсть не падала в тапки... Скорее всего, в первый раз вы почувствуете, что у вас кругом зажимы. Тогда попробуйте обратить внимание на “поведение” своего “внешнего контура” - мышц глоточного кольца. Форма гласных “лепится” именно там. А рот - это только “выход”, последующая окончательная “шлифовка и доводка”. Цель этого упражнения - научиться формировать гласные “нужным местом” - это раз, и во-вторых: “сотворять” нужную фому гласных в зависимости от участка диапазона и своих вокальных предпочтений в моменте.

Очень помогает “отключить” безнадежно подвижный “хохотальник” прикушенный мизинец. Прикусите свой палец и тренируйте последовательность букв - вы почувствуете, что они формируются “нужным местом”.