Вот и обещанное продолжение истории небольшого чешско-австро-германского городка Габлонц, которому волею судьбы было предначертано стать мировой столицей моды. Однако произошло это не сразу, для восхождения на модный олимп городку пришлось пережить жесточайший кризис перепроизводства.
Посудите сами, как могли сосуществовать в небольшом городке 45 заводов, 300 мелких мануфактур и около 1200 мастеров-надомников. Ни Австрия, ни Чехия, ни Германия вместе взятые не могли переварить такое количество стекла.
И тогда мастера решились на полное 100% изменение ассортимента. В середине XIX века, вместо дутого стекла, посуды и ваз было решено перепрофилироваться на бижутерию. Чехи и немцы угадали изменение интересов покупателей с дорогих и тяжёлых "золотых цацок с брюликами" на более современную, ажурную бижутерию.
Буквально за 3 года из безвыходного, кризисного положения городок стал процветающим центром мировой торговли бижутерией. Открывались новые производства, количество населения выросло в 15 раз.
До начала Первой мировой войны (т.е. до 1914 года) Габлонц по праву считался Алиэкспрессом Европы, ибо в нём производили всё, что связано с украшениями. Да ещё в таких количествах, что Китай нервно курит в стороне.
В Габлонц приезжали мировые знаменитости, звёзды, короли, художники, дизайнеры, ювелиры. Количество магазинов удваивалось каждые 5 лет. Все самые модные дамы того времени ездили на шопинг в этот маленький...
Он даже городом не был, это было просто поселение. Статус города был присвоен Габлонцу только в 1910 году.
Только вдумайтесь, центром мировой торговли украшениями была по сути дела... деревня в горах.
Это были 70 лет бесконечного процветания, когда деньги лились на местных жителей рекой. Для посетителей строились отели, гостиницы, открывались модные торговые дома, только последних насчитывалось более сотни. Бижутерию Габлонца экспортировали не только в Америку, но и в Китай, Индию, Африку, Японию.
Расцвет города мастеров прервался Первой мировой войной. Из которой он вышел уже не австрийским Габлонцем, а чешским Яблонцем-над-Нисоу. Большую часть немцев из уже чешского городка попросили на выход. Многие мастера были вынуждены уехать, стали забываться секреты и техника производства самых красивых стёкол.
Третий шанс стать мировой столицей моды был дан Яблонецким мастерам... с созданием Чехословакии. В СССР и советском лагере всегда была проблема с качественными украшениями, поэтому продукция чехов оказалась как нельзя кстати. Предприятия Яблонца были национализированы и объединены в один большой концерн - Jablonex.
60-е годы оказались пиком развития Яблонца, каждый год концерн выпускал около 150 тысяч тонн украшений. За 10 лет было выпущено 1,5 миллиона тонн украшений.
А дальше случилось то, что случилось...
С распадом СССР и крахом социалистического лагеря, концерн Jablonex был приватизирован и пытался влиться в окружающий его капиталистический мир. С русскими чехи демонстративно отказывались работать, сказав им гордое "Фу!". Они грезили о Европе, покорении вершин моды, им хотелось снова стать, как в XIX веке, законодателями мира бижутерии.
Увы, этим мечтам не суждено было сбыться, сначала концерн погряз во внутренних склоках между собственниками, потом неправильно выбрал рынок сбыта. В конце концов, выяснилось, что мир моды уже как бы поделен между Италией, Францией, Германией, Англией, США и места для маленькой Чехии не то чтобы нет, его даже не собираются выделять.
Сегодня крупнейший завод мира по производству бижутерии Jablonex банкрот, часть производства продана на торгах, растащена конкурентами.
Оставшиеся цеха занимаются тем, что делают копеечные бусины из вторсырья переработанного стекла. На сайте завода гордо написано, что они нашли своё место в Новой Европе... Не хочется язвить, но эти слова так похожи на правду.