Плох тот солдат, что не мечтает об аисте в небе.
А плох тем, что он становится не стремящимся персонажем, действующим сугубо в установленных рамках не проявляя разумную инициативу. (Мы сейчас не о том, что делает эта инициатива с инициатором, в реальной жизни это работает иначе)
Основной фактор, благодаря которому человек эволюционировал из примата (не могу привести аналогию для верующих, поэтому давайте просто допустим такой вариант) в человека разумного - это вариация разнообразия генетических мутаций, в виде такого мозга, какой у нас есть. А он в свою очередь вывел нас в эту точку бытия и пространства за счет решения возникающих задач, предугадывания и планирования.
Да, когда-то ему нужно было защищать свой биологический корпус от драконов или крокодилов, но сейчас плоскость задач изменилась, а старые алгоритмы остались.
Важно то, что его коронная функция это видеть разные варианты.
Рациональное мышление прагматичного человека безукоризненно логично и обоснованно. У него всегда находится объснение происходящему и, как правило, он лучше всех найдет миллион и одно обоснование, почему идея не сработает.
Рациональность современного человека ближе к пессимизму, чем к оптимизму. При этом она, как и пессимизм, плоха тем, что создает рамки и ограничения. Как следствие - мозг перестает видеть разнообразие вариантов и превращается в самолет, который почему-то едет по дорогам Воронежа, останавливаясь на красные диоды светофора.
Оптимисты в этом мире собирают больше яблок с древа жизни благодаря тому, что допускают и разрешают себе варианты развития событий, складывающихся в их пользу чаще, чем их антагонисты. Наш розовый компьютер с извилинами добивается лучших результатов не благодаря метафизическим основам мироздания (хотя кто знает, может и благодаря), но в первую очередь благодаря своей расслабленности и авантюрному подходу к решению задач. Как говорится вера в свои силы усиливает их.
Здесь сработает именно тот механизм, когда мозг понимает, что решение есть, просто он его еще не подобрал, и продолжает это делать задействуя нестандартные комбинации.
У пессимистов мозг начинает зациклено “обсасывать” проблему, не переводя ее в режим решаемой задачи. А раз он не ищет решения, то кто тогда должен его спасать?
Все мы знаем на ком лежит ответственность за спасение утопающего. Барон Мюнхгаузен точно знал.
Если вы осознали, что вы реалист (или, упаси Кришна, пессимист), то может возникнуть вопрос - “как перестроиться на позитивный настрой?”.
Практики оптимиста:
- Силой воли разрешать себе верить в лучший исход. На начальном этапе обманывать себя, что все сложится лучше, чем в голливудской комедии.
“Притворяйся, пока не начнет получаться”. Мозгу нужна эта надежда, чтобы высвободить ресурсы на поиски альтернативных решений. Причем порой достаточно микрорешений, они уже приводят к настолько глобальным изменениям, что увязать это решение и результат на обычной логике не получится. Некий “эффект бабочки”. - Когда складывается ситуация, на которую мы вешаем ярлык “катастрофа”, нужно остановиться и выписать всевозможные исходы. От самого негативного - вам отрубят левый мизинец, до самого лучшего - никто не заметит, как вы пьяным нахамили судье. Это принудительно показывает нашей “подкорке”, что вариантов много разных, и сводить все к самому печальному, это как ставить на четыре номера в рулетке из тридцати семи. Шанс есть, но он невелик.
- Мечтать, фантазировать и подпитывать свои самые влажные мечты - это лучшее упражнение для негативно или слишком реально мыслящих людей.
Фантазии, которые мы можем воссоздать в наших мыслях хороши тем, что поднимают настроение, показывают нам же, что возможны вот такие приятные и желанные события, а дальше для мозга появляется ощущение понятного результата, к которому можно направить вектор действий. Благодаря этим мечтаниям происходит подсознательная работа, по выбору и поиску действий, приводящих к конкретному результату. - Допустить, что тебе неизвестны все факторы. Самое главное заблуждение реалиста в том, что он уверен в своих суждениях, ведь опирается на цельную картину происходящего. Вот только цельность его картины - это мираж, в который хочется верить, чтобы чувствовать себя знающим человеком. А по факту - картина не учитывает такое количество переменных, что можно смело умножать ее на ноль.
В данном случае нужно ловить себя на мысли, что ты точно все знаешь и понимаешь, и прогонять ее пинками под зад из своего прекрасного “центра управления полетами”.
Жизнь оптимиста не всегда складывается лучше жизни реалиста, но это происходит намного чаще. И здесь, как мы выяснили, дело не в эффекте плацебо, (я думаю что все хорошо, значит мне лучше) хотя и это тоже, но еще и в кардинально отличном алгоритме работы мозга, который начинает искать всевозможные варианты решения. И что самое главное - находит.
Вера в свои силы усиливает их.