Эта игра может понравиться как тем, кто провёл детство за «Денди», так и игрокам, не испытывающим ностальгии при виде подобной графики, ведь Fez чудесным образом сочетает в себе приятные воспоминания с современными идеями.
Всю свою жизнь Гомес провёл в прелестной деревеньке двухмерного мира, не подозревая о существовании чего-либо за её пределами. В один особенный день он встречает загадочный Куб и получает от него способность различать третье измерение. Когда он начинает исследовать новую способность, Куб взрывается, ставя под угрозу существование мира. Гомесу нужно собрать разбросанные по всему свету кусочки, прежде чем мир разорвётся на части.
Новое умение главного героя сложно объяснить на словах, но приноровиться к нему в игре очень просто. Теперь для Гомеса всё решает перспектива, и все обманы зрения работают на него.
Главная цель — собрать 32 кубика, путешествуя по всем уголкам этой во всех смыслах многогранной игровой вселенной. Нам предлагают прыгать по платформам, карабкаться по лианам на вершины диковинных построек, вертеть вокруг себя трёхмерный мир, играя с законами физики, и коллекционировать жёлтые кубики: что может быть проще? Однако с каждой новой открытой дверью в поле зрения появляется всё больше загадок и головоломок, для решения которых потребуется хорошая память, наблюдательность и даже знание криптографии. То и дело натыкаешься на потайные комнаты, таинственные рисунки и надписи, а также странные подсказки, рождающие больше вопросов, чем ответов. Есть даже загадочный культ сов. Это гораздо больше, чем можно было себе представить, глядя на статичные скриншоты. А когда пройдёшь игру на 100%, окажется, что это только половина пути.
Небольшие локации настолько многочисленны и хитро расположены относительно друг друга, что разработчикам из Polytron Corporation пришлось сделать трёхмерную карту. Изначально карты вовсе не было в планах, её составление хотели возложить на плечи и без того озадаченных игроков, но в итоге было решено облегчить процесс координации в огромном многоступенчатом мире и даже отметить места, в которых собраны не все кубики или не открыт какой-то секрет.
Между собой локации сильно различаются, как внешним видом, так и особенностями геймплея. На ночных уровнях, где всегда льёт дождь и гремит гром, спрятаны невидимые платформы, местоположение которых выдают лишь вспышки молнии и капли дождя, ударяющиеся об их поверхность. А в откровенно восьмибитном мире платформы появляются и исчезают, повинуясь ритму звучащей там мелодии. Также есть локации, затопленные водой, высоту которой нужно регулировать, уровни внутри гигантского дерева, заброшенные места с памятниками прошлых цивилизаций, жуткое кладбище и многое другое. Приятно, что ни одно из этих мест не кажется скучным филлером «для галочки», всегда найдутся интересные, а то и содержательные детали, на которых хочется задержать взгляд.
Сама по себе музыка из саундтрека, может, и не зацепила бы, но в качестве дополнения к милым пиксельным пейзажам она подходит идеально. Ненавязчивые и разносторонние композиции Рича Вриланда (он же Disasterpeace), до этого написавшего музыку для игры Puzzle Agent, не просто дополняют тематические локации и подчёркивают характерные особенности красочного виртуального мира, но и каким-то образом взывают к положительным эмоциям и заставляют задумываться.
Впрочем, последнее немудрено: текста в игре почти нет, информацию до нас доносят другими способами, пока мы находимся посреди самобытного мира в окружении этой неповторимой специфической музыки. Глядя глазами только что узнавшего о третьей оси координат Гомеса на классную доску, где начертила куб учительница, не способная различать третье измерение, не задуматься очень трудно. Интересно, каково это было бы — вот так же открыть для себя четвёртое измерение?.. Любопытно, что в качестве помощника Гомесу даётся как раз-таки тессеракт — фигура из четырёхмерного пространства. Есть здесь и другие щекочущие мозг детали, мои любимые связаны с Гизером — персонажем, который через Куб передал Гомесу способность различать третье измерение. Если рассмотреть его дом, можно понять, что когда-то он совершил тот же путь, что теперь предстоит Гомесу (на одном из настенных фото даже запечатлён жёлтый кубик), а это значит, что распад Куба уже происходил ранее.
Fez — очень интересная, красивая и умная головоломка, с которой стоит познакомиться всем.