Весеннее солнце как-то робко заглядывало в огромные окна школьного кабинета, дразнило и манило на улицу. Варя, решив задачу, положила тетрадь на стол учительнице и, не дожидаясь конца урока, стала собирать учебники в портфель. Хотела поднять руку и попросить разрешения уйти, но тут уже прозвенел звонок.
Сразу же взмахнув рукой одноклассникам: «Пока», торопливо выскочила из класса. Так было каждую субботу, Варя торопилась на рейсовый автобус, который и ходил – то в их полузаброшенную деревеньку всего раз в неделю по субботам, но еще нужно было постараться на него не опоздать, иначе придется выходить на трассу и ловить попутку, а потом еще по проселочной дороге добираться домой километра два.
В хорошую погоду проблем, конечно, не было, но зимой, если вдруг снегопад, могло так замести, что придется идти по колено в снегу. Да и осенью, если зарядят дожди, приходилось не сладко. Варя училась в одиннадцатом классе, жила у тетки в райцентре, сейчас весной каждую субботу ездила домой.
Больше всего на свете она хотела выучиться, получить профессию и никогда не повторить судьбу своих родителей, которые прожили в деревне всю жизнь. Варя видела, как тяжело им приходится. Тяжелый деревенский труд забирал все силы, особенно сейчас, когда совхозы дышали на ладан, зарплату не платили по несколько месяцев и рассчитывались чаще всего зерном, или теленка могли еще дать, если заработок был неплохой, а пока его вырастишь – семь потов сойдет.
Бычков на мясо сдавали всегда в конце лета, чтобы собрать девочек в школу, (у Вари была еще младшая сестра), купить кое-какие обновки, тетради и другие школьные принадлежности. Выживать, в буквальном смысле этого слова, приходилось за счет своего хозяйства.
Весну Варя всегда любила, но она приносила, кроме радости много других забот, ведь недаром же в народе говорят, что весенний день год кормит, нужно вовремя все сделать, вспахать, посадить. Вот и торопилась девушка домой, чтобы хоть чем-то по возможности помочь родителям.
Чуть ли не в последний момент девушка заскочила в переполненный автобус, народу набивалось много, ехали из города ученики, сельские жители возвращались с рынка, кто-то ездил за покупками, а многие приспособились ездить торговать излишками собственной продукции. Автобус, тяжело вздохнув и заскрипев всеми своими частями, тронулся в путь.
Дома, Варю уже ждали. Сестренка стояла у калитки, выглядывая автобус. Даже старенькая бабушка, кряхтя слезла с печки и вылезла на солнышко, щурясь и прикрываясь рукой, провожала взглядом клубы пыли на дороге, поднятые автобусом.
Мама, разливая суп по тарелкам, отчиталась:
- Все, дочка, огород вспахали. Завтра картошку сажать будем, вовремя ты приехала.
Так в заботах, да в разговорах день и пролетел. Вечером решила Варя выйти на улицу, подышать воздухом, наполненным ароматом цветущей сирени. Удивилась: сквозь густые заросли терновника соседский дом обычно было не видать, а тут – окошки светятся.
Зашла домой.
- Мамуль, а почему в доме бабки Дарьи свет горит?
Мать всплеснула руками:
- Ну надо же, самую главную новость рассказать-то и забыли. Сосед теперь у нас появился.
- Откуда же? Кто он вообще такой?
- Ты знаешь – довольно приятный молодой человек, армию уже отслужил, приехал пока один, но мечтает устроиться и родителей сюда перевезти.
В те годы было много переселенцев из бывших южных республик. Новые жители в деревнях никого не удивляли, покупали или арендовали пустующие дома.
Нового соседа Варя увидела уже на следующий день, он тоже хлопотал вокруг своего старенького домика, подошел, поздоровался, что-то спросил у отца. Пристально взглянул на девушку. Варя смутилась, почувствовала, как лицо заливает краской.
Молодой человек сразу запал ей в душу. Симпатичный, рослый, работящий – к нему трудно было оставаться равнодушной.
А уже на следующую неделю отец сказал:
- Михаил – то на работу в городе устроился, так что тебе теперь не нужно попутку ловить. Я с ним договорился, будет тебя подвозить, когда смены будут позволять.
И в понедельник утром, не успела Варя позавтракать, как у ворот просигналила машина. Девушка вскочила из-за стола, а мать забегала вокруг, запричитала:
- Как же теперь голодной целый день будешь? – совала дочке в сумку пакет с домашними пирожками.
С этого дня молодые люди подружились, Михаил всегда заезжал за Варей. Она закончила школу, поступила в техникум. Теперь домой ездила гораздо чаще, короткие поездки на машине с Михаилом радовали её даже больше, чем встречи с родными.
Они много общались, дружба скоро перешла в любовь. И еще через год, когда девушка пошла на второй курс, молодые сыграли свадьбу.
История умалчивает о том, почему родители Михаила так и не переехали в Россию, может быть, просто передумали, или проблемы из-за которых они хотели поменять место жительства потеряли свою остроту, но их не было даже на свадьбе.
Свадьба была скромной, но веселой. Гуляла почти все жители деревни. Погода позволяла, и столы накрыли прямо во дворе. Угощение по-деревенски самое простое, но щедрое: рассыпчатая картошечка, малосольные огурчики, посыпанные укропом, краснощекие помидоры, рыба, которая еще вчера плавала в реке, сало с прожилочками. Родители Вари не поскупились, кабанчика забили, так, что столы ломились от различных закусок. Самогонка, настоянная на ягодах, лилась рекой.
Местный гармонист дед Федор старался вовсю, всё свое умение выложил. Так, что свадьба пела и плясала.
И вдруг, в самый разгар праздника, появилась сельская почтальонка.
Народ зашумел:
- Садись, садись, Катерина, за стол, успеешь еще почту разнести. Кому сегодня твои газеты нужны?
- Газеты-то успею, конечно, а вот поздравительную телеграмму жениху, нужно сейчас вручить.
И почтальонка вытащила из сумки красочную открытку. Пока жених расписывался в получении, Варя успела открыть телеграмму. В наступившей тишине гости сразу почувствовали: что-то произошло. Улыбку с лица невесты как - будто стерли, яркий румянец сменился бледностью, губы задрожали, словно у обиженного ребенка, на глазах навернулись слезы. Невеста торопливо сунула открытку жениху в руки, сама выскочила из-за стола, скрылась в доме. За ней следом побежала подруга – свидетельница, мать. А потом и жених, прочитав телеграмму и ругнувшись от души.
За столом повисло неловкое молчание, гости недоуменно переглядывались, перешептывались, что там могло быть такое в телеграмме.
Почтальонка схватилась за голову:
- Что же это я принесла? Весь праздник людям испортила.
Жених с невестой появились минут через десять, Варя натянуто улыбалась, Михаил поднял рюмку:
- Дорогие гости, мы просим прощения за досадное недоразумение. Праздник продолжается. Дед Федор снова схватился за гармошку. Веселая музыка, очередной тост разрядили обстановку, скоро все вернулось в прежнюю колею: пляски, частушки. Гости веселились от души.
Только невеста оставалась безучастной, тихонько сидела за столом, скромно улыбалась, видно было, что сдерживается с трудом, чтобы не расплакаться и не портить настроения гостям.
Первая брачная ночь превратилась в ночь разборок. Оказалось, что в телеграмме, адресованной жениху, было всего несколько слов: «Поздравляю подлеца с днем свадьбы».
Михаил клялся, что девушка, которая послала телеграмму, для него ничего не значит, он не отрицал, что когда-то встречался с ней, но всё это в прошлом.
Варя вздыхала, ей хотелось верить любимому, он же никогда не вспоминал бывшую возлюбленную, не получал никаких писем.
Жизнь постепенно налаживалась, молодые сняли квартиру в городе, Михаил работал водителем автобуса, Варя закончила техникум, и даже успела поработать бухгалтером, прежде, чем ушла в декрет и родила дочку.
Жили неплохо, родители помогали продуктами. Уже начинали подумывать о покупке собственной квартиры. Дочке Юльке шел второй годик. Она уже вовсю бегала, топала крохотными ножками и начинала лопотать на своем детском, непонятном посторонним людям, языке.
Когда вдруг Михаил заявил, что очень соскучился и в отпуске поедет навестить своих родителей. Варя была не против, дочка слишком мала, чтобы с ней отправиться в путь, и без всяких плохих предчувствий отпустила Михаила в чужую теперь страну.
Никто и подумать не мог, что всё может закончиться так: Михаил не вернулся, написал лишь короткое письмо со словами прощения, на Родине он снова встретился с бывшей девушкой, так с ней и остался.
Варе, конечно, не сладко пришлось с маленьким ребенком на руках, но родители её всегда поддерживали. Через несколько лет Варя встретила хорошего человека и вышла замуж. У неё родилась еще одна дочка.
Сейчас, по происшествии лет, Варя старается не вспоминать свою первую любовь, но рубец незаживающий в душе все – равно остался. Юлька выросла, удачно вышла замуж. Варвара готовится стать бабушкой.