Вчера одна моя знакомая, преподаватель фортепиано, прислала мне фото аннотации к сборнику произведений Баха.
Из аннотации видно, что сами произведения до нас не дошли, а музыка Баха существует. Это как?!
Произведения Баха стали собирать лишь во второй половине 19 века специально созданным для этих целей обществом)
Когда вы видите слово "общество", (палестинское общество, общество любителей древностей, общество собирательей фольклора и тд), то знайте: перед вами товарищи, которые выполняли госзаказ на создание определённого пласта культуры, искусства или истории.
Общество любителей Баха трудилось, не покладая рук, 50 лет, и к 1899 году прекратило своё существование, явив на свет Божий каталог из произведений Баха и сами произведения.
Но на этом каталогизация сочинений Баха не окончилась. В первой половине века двадцатого историк, источниковед, музыковед товарищ Шмидер составил свой каталог. Правда, каталог не окончательный; он, как вселенная: то сжимается, то расширяется, потому как туда вставляются вновь обнаруженные произведения, или, наоборот, убираются те сочинения, авторство которых научное сообщество стало подвергать сомнению.
Я вижу эту историю с Бахом так: существовала некая музыка за неизвестным авторством. Как она звучала, для чего писалась, на чем её исполняли- я не знаю.
Во второй половине 19 века её адаптировали под существующие инструменты, записали нотной грамотой, и распределили между вымышленными композиторами, сочинив биографии в свете сочинённой истории.
Правда, плохо договорились между собой, какие произведения приписывать Бетховену, а какие Сальери, поэтому каталоги музыкальных сочинений то распухают, то садятся на диету.
Тем не менее, музыка, приписываемая Баха или Моцарту, прекрасна, пусть даже она нам досталась в усечённом виде.
#музыка #бах #моцарт #классическаямузыка #классика #искусство