Роман Ильфа и Петрова "12 стульев" в СССР первым экранизировал Леонид Гайдай. Его картина вышла в июне 1971 года и вызвала оживленную дискуссию. В январе 1977 года состоялась премьера телефильма Марка Захарова, и полемика разгорелась с новой силой. Спорили не только о том, насколько эта работа соответствует литературному первоисточнику, но и о том, какая киноверсия лучше.
Недавно "Вестник Кавказа" рассказывал об Арчиле Гомиашвили, которому роль Остапа Бендера в фильме Гайдая принесла огромную популярность.
Первые экранизации "12 стульев"
Впервые роман Ильфа и Петрова "12 стульев", написанный в 1927 году, был экранизирован в 1933 году. Правда, в одноименном польско-чешском фильме действие происходит в Варшаве, а главного героя зовут Камилом Клепкой. Через три года на экраны вышла английская комедия "Пожалуйста, сидите", в которой история, рассказанная в "12 стульях", разворачивается в Манчестере. Потом роман экранизировали в Германии, Италии, США, Швеции, Бразилии и других странах. При этом создатели этих фильмов зачастую весьма вольно обращались с литературным первоисточником.
В Советском Союзе "12 стульев" впервые перенесли на экран в 1966 году. В черно-белом телеспектакле Александра Белинского с участием Игоря Горбачева, Николая Боярского и Алисы Фрейндлих был экранизирован не весь роман, а только некоторые главы. Через два года состоялась премьера фильма "Золотой теленок" Михаила Швейцера с Сергеем Юрским, Леонидом Куравлевым и Зиновием Гердтом в главных ролях.
Как Леонид Гайдай получал разрешение на съемки "12 стульев"?
Леонид Гайдай рассказывал, что много лет добивался у киноначальства разрешения на экранизацию "12 стульев", но постоянно получал отказ. Очередную попытку режиссер предпринял в 1968 году после завершения съемок "Бриллиантовой руки", но вскоре узнал, что этим проектом уже занялся Георгий Данелия. Прошло около года, и неожиданно Данелия сам предложил коллеге снимать "12 стульев". Позже он так объяснял свое решение: "Часто бывает, со временем к замыслу остываешь, азарт проходит, возвращаться к неосуществленным планам уже не хочется".
Кто написал сценарий?
Сценарий Гайдай писал вместе с писателем Владленом Бахновым, который был известен, в частности, как автор миниатюр для Аркадия Райкина, Олега Попова, Юрия Никулина. После "12 стульев" их сотрудничество продолжилось в фильмах "Иван Васильевич меняет профессию", "Не может быть!", "Инкогнито из Петербурга", "За спичками" и "Спортлото-82". Сценарий утвердили в конце 1969 года.
Как выбирали актеров?
Потом начался сложный и длительный этап подготовки к съемкам - поиски актеров на главные роли. В первую очередь Гайдай решил найти Ипполита Матвеевича Воробьянинов, а уже к нему подбирать подходящего Остапа Бендера. О роли Кисы мечтал Юрий Никулин, но его пробы не понравились режиссеру. Тем не менее актер в фильме все-таки снялся - в эпизодической роли дворника. На роль Воробьянинова утвердили Сергея Филиппова, однако врачи обнаружили у него серьезное заболевание. Гайдай отдал было роль Ростиславу Плятту, но Филиппов настоял на том, чтобы снимали именно его. Актер называл роль Воробьянинова одной из самых любимых. "Литература-то какая, Ильф и Петров! А режиссер Гайдай не просто мастер, он сам бывший актер, с ним общий язык найти легче легкого", - говорил он. Не остался без роли и Плятт - ему Гайдай предложил читать текст от автора.
На роль Остапа пробовались многие известные артисты того времени: Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Николай Рыбников, Фрунзик Мкртчян... Всего в списке было более 20 фамилий, среди них и популярный певец Муслим Магомаев, и совсем неожиданный кандидат - знаменитый гроссмейстер, чемпион мира по шахматам Борис Спасский.
Гайдай искал актера, который бы во всем отличался от Юрского. Вот что он говорил уже после выхода фильма: "Часто сравнивают нашу картину с "Золотым теленком" Швейцера, спорят, какая из двух лучше. Ерунда: несопоставимые же вещи!" Режиссер отмечал, что и у Ильфа и Петрова Остап в разных романах разный. В "12 стульях" - "пройдоха, сердцеед, жулик, хотя и чтит Уголовный кодекс", а в "Золотом теленке" - "гораздо умнее и тоньше".
В каждом претенденте на роль Гайдай, по его словам, искал то, что "артист еще нигде не раскрыл". Ему нужен был герой "совершенно особых свойств, он и жить-то должен был в другом ритме". Выбор пал на Александра Белявского, но, когда начались съемки, режиссер понял, что актерской химии между исполнителями ролей Бендера и Воробьянинова на площадке не возникает, Филиппов явно переигрывает Белявского, и фильм получается не об Остапе, а о Кисе. Пришлось срочно искать другого Бендера.
Им стал Арчил Гомиашвили, который после выхода "12 стульев" стал очень популярен. А во время съемок он часто спорил с режиссером из-за трактовки образа своего героя. "Гайдай был режиссером, прекрасно знающим законы комедийного жанра. Но есть один недостаток, самый существенный в моем понимании: ни разу не остановились, чтобы заглянуть в душу Остапу. Я сыграл эту роль бегом - в ритм фильму", - сетовал Гомиашвили.
На роль мадам Грицацуевой пробовались Галина Волчек и Нонна Мордюкова, но в итоге ее сыграла Наталья Крачковская, которая до этого снималась только в эпизодах. Но это было скорее исключением - Гайдай предпочитал даже небольшие роли отдавать известным артистам. Так, Рина Зеленая, Владимир Этуш, Эраст Гарин и Георгий Вицин появлялись на экране совсем ненадолго.
Где и когда снимали?
Съемки начались в конце апреля 1970 года. Через месяц, завершив работу над павильонными эпизодами, группа отправилась в Рыбинск, который сыграл роль вымышленного Старгорода. В июне съемки проходили в одном из сел Горьковской области, которое стало Васюками. Все московские сцены снимали летом, а в сентябре группа отправилась на Кавказ - снимали в Батуми, Пятигорске и Дарьяльском ущелье. Потом наступил этап монтажа, тонировки и озвучивания, завершился он в декабре. На экраны фильм вышел 21 июня 1971 года и вызвал огромный резонанс - у фильма было много и почитателей, и критиков.
"12 стульев" Марка Захарова
Дискуссия возобновилась, когда в начале января 1977 года по телевидению впервые показали четырехсерийный фильм "12 стульев" Марка Захарова. И зрители, и кинематографисты начали спорить, какая версия лучше.
Картина Захарова во многом отличается от экранизации Гайдая. "Фильмы снимались в разное время. У Гайдая - на "Мосфильме". У меня - в "Останкино", как некая литературно-музыкальная композиция с текстом, который не является прямой речью", - пояснял сам Захаров. На роли Остапа и Кисы он без проб взял Андрея Миронова и Анатолия Папанова. "Миронов и Папанов - это не те люди, которых надо пробовать. Я их просто пригласил, они были сразу!" - говорил он.
Лидию Федосееву-Шукшину на роль мадам Грицацуевой утвердили тоже без проб.
Примечательно, что у Захарова, как и у Гайдая, даже в эпизодах снимались популярные актеры. А некоторые из них, например, Савелий Крамаров и Георгий Вицин, появляются в обеих экранизациях, правда, в разных ролях.
Другие "12 стульев"
Зарубежные экранизации романа Ильфа и Петрова продолжали появляться и в 1970-х, и в 1990-х, и в 2000-х. В России в 2003 году на сцене Московского дворца молодежи поставили мюзикл "12 стульев" композитора Игоря Зубкова, а 2004-м сняли телемюзикл, в котором Остапа сыграл Николай Фоменко, Воробьянинова - Илья Олейников, а мадам Грицацуеву - Нина Усатова.
Лола Мусаева