Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Что же это - самооценка?

Самооценка - это одна из важнейших, если не ключевых составляющих ядерной части внутреннего мира человека – его «Я». Главная функция самооценки – регуляция поведения человека. По моим наблюдениям, любая жизненная проблема человека (взаимоотношения с окружающими, построение семейных отношений, достижение карьерного успеха) тем или иным образом связана с его самооценкой. И исследователи, и простые люди признают, что уровень самооценки человека влияет на все, о чем он говорит, что думает, что делает.

Самооценка обеспечивает:

- различные стратегии в осуществлении той или иной деятельности;

- влияет на построение взаимоотношений с другими людьми;

- способствует осуществлению самоопределения, самовыражения и самореализации;

- определяет построение жизненных стратегий;

- при необходимости выполняет функцию психологической защиты и, сохранения внутренней стабильности и согласованности «Я».

Различают несколько видов самооценки: общая и частная самооценка, высокая и низкая самооценка; адекватная и неадекватная самооценка; стабильная и изменчивая самооценка; эксплицитная и имплицитная самооценка; независимая и зависимая самооценка; оптимальная и хрупкая самооценка.

На процесс самооценивания оказывают влияние такие факторы как самооценочная мотивация; представления о себе; представления о личных интересах; личные стандарты и цели; механизмы самооценивания; эмоциональное отношение к себе; самопринятие; самоэффективность; рефлексия.

Основы самооценки закладываются с самого детства. Уже в младенчестве закладывается самоощущение, формируется базовое доверие или недоверие.

В раннем детстве складывается общая самооценка как ощущение собственной ценности. В дошкольном возрасте расширяется содержание образа «Я» ребенка. Происходит оценивание своих внешний действий, личностные качества они еще не могут оценить. Ребенок усваивает стандарты поведения и оценок.

В младшем школьном возрасте значительную роль в формировании самооценки играет социальное сравнение. Это сензитивный период для формирования самооценки.

Окончательное формирование самооценки происходит в подростковом возрасте, когда возникает рефлексивный «оборот на себя».

Самый высокий уровень самооценки отмечается в период 20-30 лет, этот возраст рассматривается обществом как «лучшее время», как наиболее счастливый возраст.

Уровень самооценки в более позднем возрасте будет зависеть от того, как человек оценивает свое прошлое.

В психологии выделяют 5 подходов к формированию адекватной самооценки:

  • Когнитивный подход – научить человека рассматривать события позитивно, искать позитивные последствия, а не негативные аспекты ситуации, в которой оказался.
  • Поведенческий подход – развитие навыков уверенного поведения, умения выражать положительные чувства, проявлять негативные эмоции, высказывать критические суждения и т.д.
  • Эмпирический подход – разрабатываются действия или ситуации, в которых люди могут испытывать собственные силы, взаимодействовать с другими эффективными способами и получать от других позитивную обратную связь.
  • Подход, связанный с развитием умений – развитие специфических навыков.
  • Подход, связанный с формированием окружающей среды. Больше подходит для формирования адекватной самооценки у детей.

Наибольший эффект получает разумное смешение всех подходов, а не реализация какого-то одного из них.

Автор: Прищепова Ольга Сергеевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru