С легендарным «Путешествием в рок-н-ролл» до сих пор не всё ясно. Для одних это сольный, самодостаточный, абсолютно авторский альбом Юрия Лозы с аккомпаниаторами в лице группы «Примус». Другие утверждают, что группа «Примус» была известна и до встречи с Лозой, которому помогли встать на ноги и в конечном итоге взлететь к вершинам славы.
Но нет сомнений в том, что когда кассеты с «Путешествием в рок-н-ролл» распространились по СССР, это был колоссальный хит. В школах, училищах и вузах на дискотеках вовсю крутили «Девочку в баре». Ядрёная «Баба Люба» и опохмел-гимн «Пора по чуть-чуть» звучали из форточек общаг от Калининграда до Владивостока, бросая вызов рутине невероятным сочетанием дерзкого текста и отвязного исполнения.
«Девочка сегодня в баре, девочке пятнадцать лет...» Такое невозможно было услышать по радио или на эстраде от всенародно любимых артистов! Крутые штаны, взгляды пониже спины, «мама, держись, папа, дрожи...» Песни на этих писанных-переписанных магнитофонных плёнках рисовали образы, далёкие от одобренных. Рассказывали о реальной, привычной, неприукрашенной жизни.
Тексты и музыка — это Юрий Лоза. Пока ещё малозаметный на поп-горизонте выходец из «Интеграла», который за пять лет в саратовском ансамбле так и не сумел определиться с собственным призванием и накопил десятки песен, которые требовали выхода. Это были сатирические вирши, наполненные сочными бытовыми деталями от самопального коньяка до джинсов, написанные без оглядки на принятые правила приличия.
За диковинным звучанием инструментов стояла группа «Примус», которая была основана школьными друзьями ещё в 1970-е в подмосковном городке Голицыно-2 (ныне — Краснознаменск). Один из основателей группы Ярослав Ангелюк пи помощи обширных связей занимался добычей и сбытом крутой аппаратуры. В распоряжении «Примуса» были секвенсоры, ритм-машины, синтезаторы, усилители, динамики, что позволяло группе записывать такие песни:
Ярослав Ангелюк, который был по профессиональным каналам связан с «Интегралом», и привёл в коллектив Юрия Лозу. Тот мгновенно сориентировался в ситуации и предложил записать свои песни. Не пропадать же добру!
Легендарная аппаратура «Примуса» пришлась как раз кстати. Весь арсенал был брошен на запись свежего материала. В творческом процессе приняли участие гитарист Александр Боднарь и клавишник Игорь Плеханов. Ангелюк в это время отсутствовал.
Сделанная буквально за пару дней запись получилась довольно нахальной и примитивной, но этом и заключалась её художественная достоверность. Это сырой рок-н-ролл прямого действия, в хорошем смысле дворовый, ироничный, без зауми и двойных смыслов, рассчитанный на предельно широкий круг аудитории. Практически панк. И послание, которое содержалось на «Путешествии в рок-н-ролл», было считано мгновенно.
Понятно, что подобное музыкальное хулиганство не имело шансов на легальное распространение. И тут-то начинаются расхождения в оценках и странности. Вскоре по всей стране появились кассеты группы «Примус». То ли это Ярослав Ангелюк выпустил альбом без ведома Лозы, пытаясь приписать все лавры себе. То ли Лоза выпустил альбом якобы под вторым названием «Примус», что по латыни означает «Первый». Возможно, хитовую кассету пустили в народ и вовсе третьи лица. Сюжет запутан, как это часто бывало в советском музыкальном самиздате.
История распорядилась так, что даже при всесоюзной раскрутке через магнитофонные записи и сарафанное радио группа «Примус» не смогла достичь высот «Путешествия в рок-н-ролл», так и оставшись на вторых ролях, хотя и выпускала в дальнейшем довольно интересные магнитоальбомы. У них даже вышла песня «Лоза, нажми на тормоза» с приветом своему бывшему соратнику по студийным экспериментам:
Но Юрий Лоза не собиралася жать на тормоза. На волне, поднятой «Примусом», он благополучно дожил в звёздном статусе до наших дней. Лоза вошёл в состав группы «Зодчие» и начал записывать авторские магнитоальбомы, которые отлично себя показали. К 1988 году артист дорос до сольного винила «Что сказано, то сказано», выпущенного фирмой «Мелодия».
«Девочка в баре» так и осталась культом: безусловным нонконформистским хитом, который безоговорочно был принят огромной аудиторией, — и вызывал бурные дискуссии по телевидению. Туда ли зовут советскую молодёжь подобные песенки?
Спасибо, что дочитали и дослушали!