Найти тему

Японский романтизм – новое течение в поэзии Серебряного века

После открытия Японии спустя чуть более двухвековой изоляции сакоку (яп. 鎖国, «страна на цепи», внешняя политика самоизоляции Японии с 1641 по 1853 гг.) в стране активно проходила интеграция западной культуры, которая включала в себя религиозные догмы и философию, новые научные познания, а также искусство в разных её проявлениях (музыка, литература, живопись и т.п.).

Ставя перед собою цель, а именно встать в один ряд с мировыми державами, Япония приобщалась к культуре Запада, тем самым поддерживая репутацию цивилизованного государства Востока.

Кроме того, государству также необходимы были новые деятели культуры и искусства, чтобы пропагандировать новые националистические и милитаристские настроения в массы. Так, происходило объединение традиционных и западных тенденций в литературе.

Безусловно, влияние на японский романтизм оказали творения европейских философов французского позитивизма и немецкого идеализма (в основном, Эдуарда Гартмана). Накаэ Тёмин познакомил японцев с трудами Руссо и Верона в своих переводах. Но стоит отметить, одним из главных теоретиков романтизма считается Мори Огай. Писатель учился в Германии, а после обучения с успехом распространял идеи Гартмана на родине.

Таким образом, в Японии образовалось «Движении за свободу и народные права», которое развернулось после гражданской войны в Японии (1868-1869 гг.). В основу движения легли европейские политические и социальные нормы, требовавшие наличие конституции и парламента, как в странах Запада. Поддержка исходила, в основном, от интеллигенции и либерально настроенной буржуазии, в которую входили также литераторы.

Новое течение в литературе – романтизм – существенно отличалось от западного тем, что японские поэты не отрицали окружающую действительность, прославляя героев, о которых писали. Европейцы же, наоборот, покидали реальный мир, вовсе отрицая его.

Японские романтики привнесли в отечественную литературу чувственность, которая пришла на смену строгим конфуцианским нормативам. Таким образом, основным долгом поэтов стало возрождение человеческих чувств, что могло послужить фундаментом для создания новой личности.

Новые течения требовали преобразования и пересмотра канонов Средневековья. Таким образом, появилось 3 новых стиля: синтайси (яп. 新体詩) – четкая метрическая поэзия новых форм, киндайси (яп. 近代詩) – ритмическая поэзия новой эпохи, гэндайси (яп. 現代詩) – современная поэзия или эпоха свободного стиха.

Первый стиль, синтайси, был любимой формой стиха романтической школы. В ней чередовались интонационные группы по 5 и 7 слогов, как в танка, рэнга, хайку и другие. Источниками вдохновения служили Лорд Байрон, Перси Биши Шелли, Джон Китс, ранний Иоганн Вольфганг фон Гёте или Виктор Гюго. В синтайси поэты были главными героями или творцами вместо прежних незаметных созерцателей природы.

Основоположниками и дальнейшими приверженцами романтизма в Японии были Китамура Тококу, Мори Огай, Симадзаки Тосон, Ёсано Тэккан, а также Дои Бонсуй.

Китамура изначально пытался создать поэмы, вдохновляясь работами Лорда Байрона, но эти попытки не увенчались успехом. Он писал подражательные поэмы, например, «Стихи узника», вдохновленные «Шильонским узником» Байрона. Лирика Китамура состояла из личных переживаний, в ней нет мотива ухода от общества. Одна из мрачных работ романтической драматургии принадлежит Китамура, а именно «Песнь о волшебной стране» (яп. 宝来曲). Гора Хо:рай, название которой используется в заглавие, по совместительству является императорским местом погребения в Нара.

Оплотом романтизма в 90-е годы XIX века стал журнал «Литературный мир» (яп. 文学界), во главе которого был Китамура Тококу. В журнале было выведена 4 важных пункта японского романтизма: гуманизм, внутренний реализм, артистичность и антивульгаризм.

Главным поэтом японского романтизма считается Симадзаки Тосон. Несмотря на то, что Тосон известен как натуралист и реалист, начинал он как романтик. Поэт принял христианство и учился в англоязычном учебном заведении Мэйдзи Гакуин (яп. ​​明治学院大学) с религиозным уклоном. Таким образом, вдохновение английскими романтиками и влияние христианства на лирику поэта объяснима. В ранние годы религиозная окраска особенно была видна. Так, в сборнике «Летние травы» встречается стихотворение с отсылкой на псалом №136, прямо как у Лорда Байрона.

-2

Тосон писал о любви и природе, его поэзия была полна чувств. Любовная лирика – главная тематика, которую открыл Тосон для конфуцианского общества Японии. Пацифизм и жизнь во имя любви, а также женщины новой эпохи (не из увеселительных кварталов), как объекты любви романтиков стали главными темами для вдохновения.

Следующим романтиком-теоретиком Дои Бансуй. Он не завоевал такой популярности как Симадзаки Тосон, однако был очень талантлив в языках. Владея греческим, латынью, немецким и французским, Бансуй оставил после себя множество переводом Гомера, Гёте, Гюго, Ламартина и, конечно же, Байрона.

В 1899 году вышел его сборник «Вселенная исполненная чувств», который отличался от многих других творений коллег Бансуя. В нем автор обращался к метафизической поэзии, что было достаточно необычным для японского читателя, так как японская поэзии более конкретна (например, поэты писали о природе). Таким образом, Дои Бансуй заложил еще один фундамент для новой поэзии.

Крупнейшим романтиком был признан Ёсано Тэккан, который по большей части прославился благодаря своим чувственным танка нежели синтайси. Изначально Тэккан занимался переводами европейской литературы.

-3

Несмотря на то, что его достижения в синтайси не были такими успешными как в танка, в конце 90-х XIX века Тэккан возглавил движение за возрождение синтайси. В результате в 1899 году было создано Токийское общество новой поэзии, чьи труды печатались в журнале «Утренняя звезда» (яп. 明星). Редакторами журнала выступал сам Тэккан вместе с супругой Акико.

Тэккан привнес в японскую литературу направление гражданской и любовной лирики. Первая была пропитана националистическим духом Японии начала XX века, в этих работах герой представлялся бравым солдатом, который совершал подвиги ради блага империи. Причиной тому послужила японо-китайская война (1894-1895), во время которой Тэккан работал военным корреспондентом и писал воинственные стихи.

Любовная лирика была следствием романа с Акико. Однако оба этих направления отвечали потребностям общества. В 1898 году был издан сборник «Тэккан», в котором воспевались романтические чувства в разных проявлениях к Акико. Этот сборник можно считать вполне вызывающим, так как в обществе еще царили конфуцианские нормы морали. Тем не менее, даже в таком обществе происходили сильные перемены, в первую очередь в отношении женщин и их смены положения как в поэзии, так и в жизни.

Тэккан также экспериментировал с жанрами, например он пробовал себя в сонетах, варьируя ритмами и экспериментируя с синтаксисом. Однако это было не более чем увлеченностью западными романтиками. В истории Ёсано Тэккан остался как глава романтиков «Утренней звезды».

Поздние романтики были одновременно ранними символистами. К примеру, раннему творчеству Сусукида Кюкин был характерен романтизм, он вдохновлялся Джоном Китсом. Он ввел восьмистрочную тропу в синтайси.

У Кюкина есть 2 сборника, на которые стоит обратить внимание, так как он один из немногих авторов, кто работал с сонетами, так как в японских стихах нет рифмы, которая присуща сонетам. В «Вечернюю свирель» вошли оды, которые подражали народным песням минъё (яп. 民謡), что также отсылает к западным романтикам. А в сборнике «Уходящая весна» части сонет похожи на труды Петрарки и Шекспира.

Еще одним поздним романтиком являлся Камбара Ариакэ. Поэт был большим любителем английский романтиков. Являясь приверженцем школы романтиков Тэккана, Ариакэ писал уже мало встречающиеся стихи – сёка – на основе «Кодзики», которые пропагандировали японских дух в массы.

Его творчество во многом совпадало с поэзией Кюкина. А после выхода сборников «Побеги трав» и «Печальная песнь одинокой струны» поставили имя Ариакэ в один ряд с Кюкином.

Эпоха романтизма в литературе Японии закончилась примерно в первое десятилетие XX века. В тот момент уже развивалась другие течения в поэзии, как например символизм. Кроме того, романтизм позже перестал соответствовать настроениям японской массы.