Найти тему

ПРОРОК ИЕЗЕКИИЛЬ (ч.31): ПРИТЧА О НЕВЕРНОЙ ЖЕНЕ - 1: УДОЧЕРЕНИЕ ИЕРУСАЛИМ

Рассказ об Иерусалиме в главе 16 захватывает — он полон приключений и интриги. К сожалению, в нём немного счастливых моментов. Городу были даны все возможности для счастья, но по вине его жителей прекрасный Божий город превратился в истрёпанную, неприглядную блудницу. Нельзя не увидеть аналогию между этим рассказом и знаменитой историей любви Осии. Его отношения с женой созвучны отношениям Господа и Его народа. Был заключён союз, и будущее казалось чудесным. Но как жена Осии связалась с другими любовниками, так и народ увлёкся идолами иноземных народов, что было оскорблением для любящего Бога. Осия никогда не переставал любить Гомерь, как и Бог никогда не переставал любить Израиль.

Во время этого путешествия в историю часто на ум приходит вопрос: “С какой целью всё это писалось?” Бог хотел, чтобы пророк указал Иерусалиму на его “мерзости”. Может быть, он пребывал в самообмане? Возможно. Может, он считал себя в безопасности за городскими стенами? Несомненно. Этой впечатляющей историей Иезекииль должен был открыть Иерусалиму, как он греховен. Почему именно на Иерусалим пал выбор стать героем этой длинной иллюстрации? Потому что он был сердцем и душой Израиля. Он был главным городом. Как жил он, так жил и весь Израиль. (Отметьте, как переселенцы оплакивали Иерусалим; Пс. 136:1-6).

Присмотревшись повнимательнее, мы в этом историческом обзоре Иерусалима можем увидеть уроки для себя: (1) до усыновления этого народа Богом они были никто; (2) Его любовь к Иерусалиму — то есть ко всему Его народу — была видна с самого начала; (3) опасное увлечение Израиля прелюбодеянием произошло не потому, что Бог перестал любить их, а потому, что народ не контролировал своё желание поклоняться идолам; (4) его наказание было необходимым и заслуженным; и (5) восстановление, тем не менее, было возможным, потому что Бог был готов простить, если Иерусалим покается.

“И было ко мне слово Господа: «Сын человеческий! Выскажи Иерусалиму мерзости его и скажи — так говорит Господь Бог дочери Иерусалима: Твой корень и твоя родина — в земле ханаанской; отец твой — аморрей, и мать твоя — хеттеянка; при рождении твоём, в день, когда ты родилась, пуповину твою не отрезали, и водой ты не была омыта для очищения, и солью не была осолена, и пеленами не повита. Ничей глаз не сжалился над тобой, чтобы из милости к тебе сделать тебе что-нибудь из этого. Но ты выброшена была на поле, по презрению к жизни твоей, в день рождения твоего. И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, брошенную на попрание, в крови твоей, и сказал тебе: "В крови твоей живи!" Так Я сказал тебе: "В крови твоей живи!" Умножил тебя, как полевые растения. Ты выросла, и стала большая, и достигла верха красоты: поднялись груди, и волосы у тебя выросли. Но ты была нага и непокрыта»” (Иез. 16:1-7).

Стихи 1-3. Иезекииль получил повеление: “Выскажи Иерусалиму...” (ст. 1, 2). Иерусалим, являющийся символом всего Израиля, изначально был самым заурядным городом. Его корень и родина находились в земле ханаанской (ст. 3). Это так, по меньшей мере, в двух смыслах. Во-первых, город был расположен на территории Ханаана. Во-вторых, от этих родителей он унаследовал свой характер. Слово “Ханаан” стало ассоциироваться с идолослужением и безнравственностью. Ханаан был известен как “земля аморрейская” (Исх. 23:23; Чис. 21:31; Иис. Н. 24:8; Суд. 10:8) и “земля хеттов” (Иис. Н. 1:4; Суд. 1:26). Однако цель здесь вовсе не в том, чтобы проследить фактическую родословную, а показать, что Божий народ воспринял иноземное влияние и стал таким городом, каким стал. В плане идолопоклонства он впитал в себя множество культур.

Бенджамин Мазар собрал вместе скудные данные по контактам Израиля с Иерусалимом до царствования Давида (включая традиционные данные, которые мог знать Иезекииль) и получил следующее: в дни Иисуса Навина иерусалимский царь Адониседек возглавил союз аморрейских царств на юге страны (Иис. Н. 10:1, 3, 4). После смерти Иисуса Навина (во второй половине XIII в. до н.э.) город был разрушен до основания, а аморреи изгнаны (Суд. 1:8-36). Город же заселили иевусеи, очевидно принадлежавшие к хеттам и их сателлитам, мигрировавшие с севера в первой половине XII в. до н.э. после гибели Хеттской империи. Таков исторический фон Иез. 16:3.

Стихи 4, 5. С точки зрения народов, Иерусалим была нежеланной дочерью. Отметьте отсутствие заботы и внимания к ней во время рождения:

1. “Пуповину твою не отрезали” (ст. 4).

2. “И водой ты не была омыта для очищения” (ст. 4). Новорождённого нужно омывать от крови и околоплодных вод.

3. “И солью не была осолена” (ст. 4). Новорождённого натирали солью в антисептических целях.

4. “Ничей глаз не сжалился над тобой” (ст. 5). Городу явно приходилось нелегко, но никто не пришёл Иерусалим на помощь. Она была как никому не нужный ребёнок.

5. Никто не захотел “из милости к тебе сделать тебе что-нибудь” (ст. 5). Вид такого ребёнка должен вызывать хоть какое-то сострадание, но никто не пожалел Иерусалим.

6. “Ты выброшена была на поле” (ст. 5). Иерусалим была оставлена в одиночестве, как брошенный ребёнок.

7. “По презрению к жизни твоей, в день рождения твоего” (ст. 5). На Иерусалим смотрели как на негодного ребёнка. Даже её “родители” (иноземные народы) не заботились о ней. Ни один народ, ни одна страна не называла Иерусалим “своей”.

Стих 6. Словно впечатлительный путник, Господь проходил мимо и увидел Иерусалим, “брошенную... в крови”. Она была больна, истекала кровью и умирала. Всемогущий увидел этот борющийся за жизнь город и сказал: “Живи!” Повторение подчёркивает главную истину: Иерусалим не выжила бы, если бы Бог не дал ей жизнь. У Ральфа Александра мы читаем:

“Господь увидел Иерусалим в её жалком состоянии и послал Давида, только что помазанного на царство над Израилем (2 Цар. 5:6-10), чтобы избавить её от иевусеев и плохого обращения. Бог определил судьбу Иерусалим, когда нашёл её и подчеркнул, что она будет жить!”

Стих 7. Возмужание народа описывается фигурально, с помощью образа взрослеющей девушки. В этой картине об Израиле говорится, что она “достигла верха красоты”. Эта фраза описывает физические качества прекрасно сложенной женщины, являющиеся её украшением. Она была очень красива, но всё ещё раздета (не защищена).

Служить Богу и изучать Библию / Serve God and study the Bible (Google Мои карты)