Недавно я предлагала вам маршрут прогулки по Рогожской слободе, ну а сегодня предлагаю сосредоточить внимание на жемчужине этого района – Спасо-Андрониковом монастыре. Сегодня, впрочем, он называется музеем древнерусской культуры имени Андрея Рублёва, и сегодня это название кажется как нельзя уместным.
Одна из главных тем обсуждения в последнее время — изъятие «Троицы» Андрея Рублёва из Третьяковской галереи в Храм Христа Спасителя (по сути, изъятие из музейного фонда в РПЦ). Смаковать эту тему не хочу, просто коротко скажу, что я целиком и полностью на стороне музейщиков. Однако, к счастью, это не единственный памятник древнерусского искусства, есть и другие, – и часть из них выставлена в музее на территории Спасо-Андроникова монастыря. Хотя он привлекателен не только музейной экспозицией.
Знаю как минимум 5 вещей, которые обязательно нужно сделать на территории этого музея-монастыря:
1) Встретить замечательных кошек. Как я успела выяснить, сытые и довольные жизнью коты успели стать местным туристическим брендом. Их здесь любят, всячески привечают, ну а они в ответ лениво позируют желающим сфотографировать их визитёрам. Я встречалась здесь с тремя котами, но позировал мне только один. По-моему, они добавляют месту очарования (хотя музей-монастырь и без них прекрасен!).
2) Войти в самый древний храм Москвы. Скажем больше: не просто самый древний храм — историки сходятся во мнении, что Спасский собор и вовсе остался самой древней постройкой на территории столицы. Кому-то кажется, что это внезапно: мол, не в Кремле и даже не в границах какого-нибудь Белого города, а фактически на окраине! Ну уж как сложилось.:) Собор датируют 1425 годом, и старше него зданий в Москве действительно не осталось.
Роспись этого собора была последней прижизненной работой Андрея Рублёва. Сегодня, правда, от тех фресок уже почти ничего не сохранилось, а то, что осталось, разглядеть практически невозможно (с учётом скудного храмового освещения). Поэтому, если только вы не верующий православный, визит внутрь займёт у вас едва ли более 5 минут, дольше там делать нечего, — но я убеждена, что зайти нужно!
3) Узнать чуть больше о первой жене Петра Великого, царице Евдокии Лопухиной. Что мы знаем об этой женщине? Выдана замуж за шестнадцатилетнего царя вовсе не по любви, родила царевича Алексея, мирилась с присутствием немецкой фаворитки царя Анны Монс, была сослана в монастырь, дожила до недолгого царствования своего внука Петра Второго... кажется, всё? Сходу больше ничего вспомнить не получается. Ну так вот: нарядный, соответствующий стилю концa XVII века храм (смахивает на нарышкинское барокко!) был построен именно по её инициативе в 1691 году. Сопроводительная табличка называет Евдокию последней русской царицей. Ну что ж, это действительно так: последняя царица — дальше были императрицы, и последняя русская — дальше наши правители женились преимущественно на немках.
Когда-то в этом храме находилась фамильная усыпальница бояр Лопухиных и ещё некоторых известных родов. Хороший повод вспомнить, кто такие вообще были эти Лопухины (абы на ком царя бы не женили).
4) Осознать, что где-то здесь похоронен Андрей Рублёв. Сразу скажу, чуть забегая вперед, что поклониться могиле не удастся — точное место захоронения неизвестно. Принято считать, что лежит он где-то под Спасским собором. Так или иначе, это не пустой звук. Кстати, где-то там же похоронен Данила Чёрный (тоже небезызвестная фигура!).
5) Увидеть не только список «Троицы», но и множество других древних иконописных шедевров. Как я уже сказала, на территории монастыря сегодня музей — ну а раз есть музей, значит, есть экспозиция. Точнее, экспозиция древнерусского искусства. Кстати, вход на территорию монастыря — бесплатный, а вот за осмотр экспозиции придётся доплатить. Однако это стоит того! В коллекции музея — множество прекрасных икон, в том числе широко известные работы того же Андрея Рублёва или Дионисия, есть даже список «Троицы», сделанный одним из учеников Рублёва. Тема специфическая, конечно, не всем интересно древнерусское искусство, — но если интересно, то очень рекомендую!
И даю наводку-рекомендацию: до 20 августа здесь проходит очень интересная выставка — модерн в русской иконе начала ХХ века. Очень запоминающиеся работы, в которых нужно рассматривать прежде всего оформление и декоративные элементы, — и в которых лично я вижу отсылки к сказочной эстетике в духе Васнецова. Гляньте хотя бы на святых Бориса и Глеба — ну чем не сказочные богатыри?
Ещё на территории музея есть небольшой закрытый музейный павильон, где собраны надгробные плиты, накопившиеся за всю историю существования монастыря — с начала XV века. Рассмотреть вблизи, правда, их не удастся, всё за стеклом, но всё равно интересно.
Теперь о плотском, мирском — на территории очень симпатичная трапезная, которую многие хвалят: мол, полноценное кафе, где можно выпить кофе и съесть пирожное, любуясь шикарным древним храмом и гуляющими рядом котами. Сразу скажу, сама я в этой трапезной ничего не ела и не пила, так что могу ссылаться только на чужие отзывы. Поверим. По крайней мере, веранда и впрямь симпатичная.
Бывали в Спасо-Андрониковом монастыре? Дополните чем-то мой рассказ? Делитесь впечатлениями в комментариях и подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного. Читайте также: