Интересный материал прислал Бруно, я, как некогда имевший отношение к войскам ПВО, не мог пропустить такое. Вопиющий случай безалаберности и безответственного отношения к службе, приведен в книге Марковского В., Приходченко И. «Истребитель-перехватчик Су-15. Граница на замке!»:
8 октября 1977 года на аэродроме в Небит-Даге, где базировался 364-й иап перехватчиков(!) на Су-15, совершил посадку неизвестный визитер. Небольшой двухмоторный самолет приземлился на полосу, развернулся в ее торце и безпрепятственно взлетел. День был субботним, народ отдыхал и по этой причине на аэродроме людей было немного – лишь звено на боевом дежурстве и дежурные на КП. Неведомый саолет не привлек их внимания.
Позже, когда проверяющие стали все дотошно выяснять, почему никто не проявил бдительность, ответ был один – «не было команды». Единственный, кому этот визит показался странным, был командир дивизиона радиотехнического обеспечения. Он, заехав на КП, сообщил дежурному, что на вверенном ему аэродроме летает кто-то незнакомый. Тот доложил о ситуации на КП дивизии, те запросили информацию у радиолокационных постов, те не смогли поведать ничего существенного.
Подняли дежурные Су-15, но после визита прошло уже около получаса, а отсутствие наведения и внятного представления о местонахождении самолета, не оставляло шансов на успех. Потом уже выяснили, что нарушитель был обнаружен наземными РЛС еще в момент пересечения границы, но его ошибочно приняли, за проходивший обычно в это время рейсовый Ан-2. И этот, как оказалось, иранский самолет радиотехнические посты ПВО, вели почти два часа до самой посадки в Небит-Даге. Никого не смутило, что самолет двигался вне коридора отведенного для гражданской авиации и не реагировал на запросы системы «свой-чужой».
Тип иранского самолета определили по свидетельствам очевидцев, как «Аэрокомандер». Пограничники его заметили когда он перелетал со стороны СССР в Иран на малой высоте. По заключению комиссии, организация охраны воздушных границ на этом направлении была поставлена из рук вон плохо.
Одной из причин неудовлетворительного состояния дел было названо слабое взаимодействие на стыке зон ответственности Бакинского округа ПВО (которому и принадлежал полк в Небит-Даге — на территории соседнего объединения) и 12-й Отдельной армии ПВО, дислоцированной в Туркестанском ВО, чьи радиотехнические части занимались по своему плану, не очень-то координируя действия с «чужими» авиаторами. «Слабое звено» на этом участке вообще ликвидировали: провинившийся 364-й полк подвергся расформированию, а его самолеты летом 1978 года передали в учебную часть в Тихорецке.
От автора:
Наказали тех, кто менее всего виноват в произошедшем. Без информации от радиолокационных постов ПВО, как они могли действовать? 1977 год, какой-нибудь «определяющий» или «ускоряющий» год ХХ пятилетки, больше сорока лет мирной жизни, все живут и служат, как сейчас бы сказали – «на расслабоне» и вот он итог…