Найти тему
Smooth & Quiet

Как светотень появилась из темноты и стала одним из самых знаковых приемов живописи.

Фото из интернета
Фото из интернета

Если вы когда-нибудь ходили по художественному музею и наблюдали за работами мастеров эпохи Возрождения и барокко, вы, вероятно, восхищались их впечатляющим стилем. Такие художники, как Рембрандт и Караваджо, рисовали, используя технику светотени, которая представляет собой метод, использующий тени и единственный источник света для создания глубины и драматизма. Натюрморты, например, были написаны в темных комнатах, освещенных единственным окном, а лица на портретах были освещены золотым свечным светом.

Этот стиль может показаться устаревшим по сравнению с красочным современным искусством, которое мы часто видим сегодня, однако многие современные художники обращаются к старым мастерам как к источнику вдохновения для создания своих собственных атмосферных произведений искусства и фотографий с использованием техники светотени.

Что такое Кьяроскуро?

Караваджо, «Натюрморт с фруктами», ок.  1603 г. (Фото из интернета)
Караваджо, «Натюрморт с фруктами», ок. 1603 г. (Фото из интернета)

Термин chiaroscuro происходит от итальянских слов chiaro (что означает «ясный» или «яркий») и scuro (что означает «неясный» или «темный»). Техника фокусируется на тенях и одном источнике света для достижения фотореалистичной глубины и тона. Художники эпохи раннего барокко, которые в основном писали картины маслом, продемонстрировали, насколько поразительным может быть этот метод, поэтому так много художников сегодня продолжают применять технику светотени, несмотря на то, насколько сложным и трудоемким является процесс.

История светотени

Леонардо да Винчи, «Богоматерь с младенцем, святой Анной и Иоанном Крестителем», между 1499 и 1500 годами (Фото из интернета)
Леонардо да Винчи, «Богоматерь с младенцем, святой Анной и Иоанном Крестителем», между 1499 и 1500 годами (Фото из интернета)

Термин светотень стал широко известен в эпоху барокко благодаря таким художникам, как Караваджо и Рембрандт, но на самом деле этот стиль восходит к 5 веку в Древней Греции. Греческий художник, известный как Аполлодор Скиаграфос, рисовал заштрихованные тени, чтобы передать трехмерную глубину. Хотя ни одно из его произведений не сохранилось, эта техника скиаграфии (или «рисования теней») вдохновила будущее поколение художников.

В течение 15 и 16 веков мастера эпохи Возрождения начали пытаться улучшить более ранние методы затенения. Одним из художников, перенявших технику светотени, был Леонардо да Винчи. Начав с темной бумаги с коричневым оттенком, он достиг объема в своих рисунках, переходя от темных к светлым тонам. Он использовал древесный уголь или черный мел, чтобы делать наброски, а затем создавал иллюзию теней и света, постепенно создавая более светлые слои мелом. В завершение да Винчи часто добавлял блики белой гуашью или мелом.

Караваджо, «Портрет фра Антонио Мартелли», ок.  1608 г. (Фото из интернета)
Караваджо, «Портрет фра Антонио Мартелли», ок. 1608 г. (Фото из интернета)

Техники эпохи Возрождения заключались в том, чтобы освещать предметы мягким светом, создавая безмятежные сцены. Однако художники периода барокко разработали техники светотени, используя резкий свет для создания драмы и интенсивности, а также масляную краску для смешивания и создания мягких переходов цвета. Возможно, самым известным художником кьяроскуро является итальянский художник 17-го века Микеланджело Меризи да Караваджо. Он часто затемнял большие части фона своих сцен и ярко освещал объекты на переднем плане.

В чем разница между светотенью и тенебризмом?

Артемезия Джентилески, «Юдифь, убивающая Олоферна», ок.  1612–1613 гг. (Фото из интернета)
Артемезия Джентилески, «Юдифь, убивающая Олоферна», ок. 1612–1613 гг. (Фото из интернета)

Иногда кьяроскуро ошибочно принимают за ее более позднюю версию, называемую тенебризмом. Эта техника, происходящая от итальянского слова tenebroso (означающего «темный» или «мрачный»), преувеличивает контраст света и тьмы, чтобы создать повышенное ощущение драмы. Его можно отличить от светотени по очень темному или даже черному фону, который отделяет объект от обстановки.