После того, как в апреле я съездила в Узбекистан, мне очень хотелось наведаться в Третьяковскую галерею и освежить свои воспоминания о полотнах Василия Верещагина, посвященных завоеванию Россией Средней Азии (Туркестанский цикл).
Наконец нашлось время. Кстати, заодно обнаружила одну особенность Третьяковской галереи, на которую раньше внимания не обращала: там нельзя сразу отправиться в интересующий тебя зал, как в некоторых музеях, там нужно все залы по цепочке пройти. Впрочем, это не так плохо — можно заодно прочие полотна вспомнить, — да и не в этом дело.
Словом, до Верещагина я добралась. Зал, кстати, показался мне более многолюдным, чем другие. Или просто так совпало?
На этот раз хочу быть немногословной, поэтому буду активно цитировать те пояснения, что даны под картинами — на мой взгляд, в них очень хорошо и ёмко всё сказано. Ну и чуть-чуть от себя добавлю.
Вот, допустим, первое грандиозное полотно, одно из самых масштабных в зале и в этой серии: «Торжествуют». Изображенные там места я теперь хорошо узнаю — это площадь Регистан в Самарканде, впереди виднеется медресе Шердор, на котором изображены тигры. Про тигров, символизирующих студентов (которые как будто съели солнце-профессора), я уже писала недавно. А что имел в виду Верещагин? Читаем сопроводительную записку:
На центральной площади Самарканда высятся деревянные шесты с отрубленными головами русских солдат. Кто торжествует? Беспощадная правда шокировала зрителей, а явно пацифистский взгляд Верещагина на войну, где победители всегда могут стать побежденными, поставил под сомнение патриотизм художника. Масштабные полотна из цикла «Варвары» Туркестанской серии, к которому относится картина «Торжествуют», породили яростные споры об истинных целях колониальной политики и действий высших правящих кругов самодержавной России.
«Дышащие правдой сюжеты» Верещагина вызвали ряд резких критических статей, в которых его обвиняли в предвзятом взгляде на события и даже в предательстве родины <...> Нелестные отзывы приходили от многих царских сановников и представителей высшего генералитета, увидевших в картине ложное и антипатриотическое содержание, позорящее честь русской армии. В состоянии нервного срыва Верещагин в знак протеста уничтожил три полотна Туркестанской серии, вызвавшие особо яростные нападки. Однако Павел Третьяков предвидел важность и актуальность искусства Верещагина для современников и потомков <...> Художника часто обвиняли в космополитизме, однако он всегда был истинным патриотом. Выступая против «узкого патриотизма», он путешествовал по всему миру и оставлял за собой право писать картины с «нерусскими сюжетами».
Разумеется, когда гуляешь по Самарканду в 2023 году, не очень-то задумываешься о том, что на площади Регистан всего-то 150 лет назад разворачивалась такая драма с непосредственным участием россиян: ну вроде Регистан и Регистан, красиво... Однако я уже говорила, что на протяжении всего вояжа в Узбекистан в моем мозгу всё крутился простой естественный вопрос: а что вообще может быть общего вот у этой загадочной древней восточной страны — и у России? Как они вообще ухитрились оказаться одним государством (не, если что, я в курсе истории присоединения Средней Азии)? Историческая загадка... Вот, пожалуй, полотна Верещагина неплохо демонстрируют, как это произошло и чем сопровождалось.
Есть, конечно, в зале и вполне мирные зарисовки жизни Туркестана. Вот, например, то же самое медресе Шердор, но уже в куда более мирных спокойных декорациях. И здесь не угадаешь: было ли это до или после событий, изображенных на предыдущем полотне?
На маленьком полотне вон можно разглядеть женщину в национальном узбекском наряде — с длинной вуалью из конского волоса, нам показывали такие в музее дворца Ситораи Мохи-Хоса, загородной резиденции бухарского эмира. А на большом полотне — ворота мавзолея Амира Тимура в Самарканде.
Полотен Верещагина, конечно, в зале немало, все пересказывать — без толку. Тут смотреть надо, а не пересказывать.
Самое известное — конечно, «Апофеоз войны». Картина, наверное, в представлении не нуждается, но мне кажется, что мало кто вглядывается в то, что изображено на заднем плане. Там разрушенный город — сходу не поймешь, конечно, какой именно, но силуэты зданий явно указывают на Среднюю Азию. Впрочем, тут вполне уместна метафора про город N. — потому что такое могло произойти абсолютно где угодно, тут можно подставить любой топоним, связанный с кровопролитными сражениями (ну а таких топонимов, увы, в мировой истории много: любая «Битва при...» подойдет).
Что про картину сказано в пояснительной записке в зале галереи?
Верещагину удалось наглядно показать, что такое смерть и каков итог любой войны: гора черепов с навеки замершими в ужасающем крике открытыми ртами выглядит страшнее, чем сотни убитых на поле брани воинов. Мощным аккордом звучит «злая и нелицеприятная» сатира на войну. Задуманное автором как «Торжество Тамерлана», живописное полотно в процессе работы обрело вневременной философский подтекст, актуальный вплоть до нашего времени. Размещенная на раме надпись помогает трансформировать реальные образы в контексте вечных исторических символов вплоть до сюрреалистических. Беспощадные сюжеты полотен Верещагина на тему войны опрокидывали привычный взгляд современников на отечественное батальное искусство. Его антивоенный пафос вызывал неоднозначное отношение, а интерпретации событий поднимали волну дискуссий. Несмотря на кажущуюся внятность образа, картина многослойна и глубоко аллегорична. Она до сих пор остается художественным ребусом, в том числе и для современного зрителя.
Полотно и сегодня воспринимается как воззвание художника, своеобразное предупреждение о конце света, переданное метафорическим языком с прямотой и выразительностью плаката.
Ну а какая там надпись на раме, о чём речь? Да очень лаконичная надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».
Добавить нечего.
Как впечатления? Делитесь в комментариях и подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного. Читайте также: