Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Анализ сновидения из рассказа "Тайное чудо" Х.Борхеса

Сновидение — «царская дорога» к познанию бессознательного. Сон помогает нам лучше понять себя, увидеть свои скрытые конфликты и тревоги. В нём всегда присутствует смысл и находят отражение наши желания.

Фрейд выделяет манифестное содержание сна и латентное. Манифестное — то явное содержание, который сновидец видит и о котором может рассказать. Латентное содержание — скрытый подтекст сна, то, о чем говорит бессознательное в виде сознательных образов и которое нужно разгадать. Работа сновидения заключается в том, чтобы преобразовать мысли и чувства в образы, доступные для сознания. Обратный процесс работы сновидения — его толкование. Фрейд отмечает, что полностью разгадать смысл сна может только сам сновидец, так как именно он — абсолютный его творец. Для этого сон нужно разбить на отдельные фрагменты и каждому из них приводить свои ассоциации.

Попробуем разобрать сновидение из рассказа «Тайное чудо» Х. Борхеса. Главному герою, Яромиру Хладику снится кошмар.

Сон начинается с шахматного турнира. Шахматная доска — это поле, на котором ведётся борьба чёрных и белых фигур. У каждой фигуры есть своё назначение, чёткое направление ходов, а также своя ценность. Например, самая ценная из них — король, который стоит во главе войска, а есть пешки — самые маленькие фигуры, бойцы, которые первыми рвутся в бой, защищая короля и фигуры, стоящие в одну линию с ним. Собственно, цель игры — заполучить голову короля противника, поставив ему «мат». Однако, все фигуры — это всего лишь марионетки, в руках того, кто на самом деле управляет игрой. Два игрока объединены общим азартом и идеей одержать победу.

Но вернёмся ко сну, в котором игра в шахматы отражает несколько противостояний. Это и война двух государств, Германии и Чехословакии, двух знатных кланов, это и война идей — уничтожение нации против идеи равенства, справедливости, выживания, как контраст чёрного и белого. И несмотря на то, что самая главная фигура король, диктатор, он сам является пешкой в руках своего бессознательного. Это путь его рождения, привязанности, конфликтов, механизмов защит, структуры личности. Но хочется посмотреть шире, и взять бессознательное не одного человека, а бессознательное масс. Война двух кланов — как массовая битва стремления к жизни и стремления к смерти. Как всеобщая истерия. Как вырвавшаяся наружу власть инстинктов.

Война разворачивается не только на территории Праги, но и внутри самого Яромира. Герой фрустрирован, он мечется, но эти метания происходят на сыпучем песке, засасывающем его все глубже и глубже. Он потерян. Он не понимает кто есть кто, что значит каждая фигура, какие правила игры, какая именно ставка за первенство. Да, ставка за первенство баснословная, но герой еще не понимает, что речь идёт о жизнях людей, погибающих в этой игре, о его собственной жизни.

Кажется, что в сновидении много тайн и вопросов. Например, где находится та высокая башня, из которой некто всемогущий управляет фигурами? Мы видим, как Яромир регрессирует на инфантильную, нарциссическую, детскую травму. Снова проживается Эдипов конфликт, и ему нужно сразиться с отцом, получив свою собственную идентичность. Но он боится. Боится кастрации, своей агрессии и, как следствие, испытывает чувство вины. Все, что он может сделать – бежать. От себя. И здесь возникает главный вопрос, а кто он такой, Яромир Хладик? Первенец из знатного рода? Но как тогда быть, воевать за еврейскую нацию или бежать? Остаться в живых или идентифицироваться с агрессором или жертвой? Как принять ответственность за свою жизнь, сепарироваться и стать взрослым? Ведь пока что он мокрый беззащитный младенец с огромным страхом перед смертью.

Вопросов много, ответов нет. Они будут позже, потому что сновидение внесет значимый вклад в реальную жизнь Яромира. Герой сам найдет ответ на свой вопрос, но для этого ему понадобятся другие объекты. А пока герой так одинок, что ему не к кому обратиться. В его жизни, как и в пустыне, засуха и пустота. Он бежит, исполняя свое желание уйти от проблем, что является одной из функций сновидения. Кажется, что еще есть надежда в виде дождя, но напряжение так высоко, что герой не выдерживает и просыпается.

Шум дождя и боя часов сменяется на гул, доносящийся с улицы, — в Прагу входит немецкая армия. В начале сновидение защищало героя от пробуждения, превращая уличный шум в бой часов, тем самым, выполняя свою следующую функцию. Но по мере приближения опасности, броневого авангарда, тревога во сне накаляется для того, чтобы сновидец проснулся. И снова сон выполняет свою задачу.

Несмотря на то, что холокост на тот момент длился уже долгие 6 лет, и, как снится Яромиру «эта игра длится веками», никто из жителей Праги не мог знать, когда именно войска фашистской армии войдут в город. Здесь хотелось бы отметить, что сама идея войны неосознанно зарождалось задолго до фактического ее начала. Возникают ассоциации, что в людях долгое время копилась агрессия, деструктивные импульсы, и, как Фрейд писал своему коллеге Эйдену, «примитивные, дикие и злобные побуждения человечества не исчезли ни в одном из его отдельных представителей и, как мы выражаемся на своем языке, в подавленном состоянии продолжают существовать в бессознательном, ожидая возможности вновь показать себя...».

То, что Яромиру снится война, вызывая необычайную тревогу, говорит нам о том, насколько тесная связь между реальностью и сном. Во сне отразились те политические сигналы, которые были получены извне, как дневные остатки. Но не только реальность вносит свой вклад в сон, но и наоборот. Сон приоткрывает глаза на происходящее, индивидуальную истину, и становится триггером для последующих размышлений. Арест и смертный приговор ускоряют этот процесс. Не смотря на приближающуюся смерть, герой принимает ответственность за свою жизнь. Он также находит объекты — сначала в виде Бога, затем в виде библиотекаря. И в последнее мгновение, которое в психической реальности было равно году, Яромир заканчивают свою пьесу "Враги" и обретает свою идентичность, как писатель, как автор "Врагов", как еврей. Он выигрывает шахматный турнир, занимает первенство, но ставка, и правда, баснословная — собственная жизнь.

Мы видим, насколько ярко в этом сне отражаются мысли героя в виде образов: шахматная доска, как образ войны, поля для манипуляций; два клана, как два государства, как конфликт противоположностей (бежать или сражаться); пустыня, как символ одиночества, а дождь - надежду на жизнь. Удивительно, как виртуозно цензура сновидения проделывает свою работу, превращая мысли в приемлемую для психики, но сюрреалистичную картину. И если мы зрительно ее представим (дождь в пустыне, бегущий человек, шахматы, башня), то увидим несвязанные между собой элементы. Как будто бы в одном месте соединились разные, чуждые друг другу составные части, мысли и идеи. Это есть механизм сгущения.

Следующий механизм работы сновидения - смещение, когда скрытый смысл заменяется намеком. Например, в тайной башне некто всемогущий управляет игрой, как намек на детскую травму, Эдипов конфликт.

На данном примере, мы смогли увидеть, насколько ценными и информативными являются сновидения. Как много они могут рассказать, даже если порой кажется, что снится какой-то бред. Думаю, если трепетно относится к сновидению, если придавать ему должное значение, можно услышать голос бессознательного, а значит лучше узнать себя.

Автор: Зеленеева Юлия Геннадьевна
Специалист (психолог)

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru