Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Игла (1988, СССР, молодежная драма / криминальный): Кто последний герой СССР?

Люди, которые в конце 80-х были молодыми или хотя бы юными, иногда интересуются друг у друга: тебе что больше нравится, "Асса" или "Игла"? Брутальным пацанам, активистам больше нравится "Игла", более утонченным, с созерцательным складом ума – "Асса". Лично я отдаю предпочтение "Ассе", потому что она более многогранна и кинематографична, более классно снята. Рашид Нугманов, ученик экспериментальной мастерской Сергея Соловьева, познакомил Соловьева с "русскими рокерами", но Соловьев спелся в первую очередь с вялым Гребенщиковым. А не Цоем. От себя скажу, что и "Игла" интересна! Последний герой СССР, носящий странное имя Моро, пытается исцелить сидящую на игле девушку Дину, свою бывшую одноклассницу. Он вступает в бой с людьми и обстоятельствами и, в общем-то, их побеждает. Только не понимает, что сражается с ветряными мельницами. Что дело не в этих бандитах, и даже не в государстве. Примечательна финальная сцена. Подобно героям западных фильмов, например, "Стукачу" Мельвиля, Моро со

Люди, которые в конце 80-х были молодыми или хотя бы юными, иногда интересуются друг у друга: тебе что больше нравится, "Асса" или "Игла"?

Брутальным пацанам, активистам больше нравится "Игла", более утонченным, с созерцательным складом ума – "Асса".

Лично я отдаю предпочтение "Ассе", потому что она более многогранна и кинематографична, более классно снята.

Рашид Нугманов, ученик экспериментальной мастерской Сергея Соловьева, познакомил Соловьева с "русскими рокерами", но Соловьев спелся в первую очередь с вялым Гребенщиковым. А не Цоем.

От себя скажу, что и "Игла" интересна!

Последний герой СССР, носящий странное имя Моро, пытается исцелить сидящую на игле девушку Дину, свою бывшую одноклассницу. Он вступает в бой с людьми и обстоятельствами и, в общем-то, их побеждает. Только не понимает, что сражается с ветряными мельницами. Что дело не в этих бандитах, и даже не в государстве.

Кадр из фильма "Игла" (1988)
Кадр из фильма "Игла" (1988)

Примечательна финальная сцена. Подобно героям западных фильмов, например, "Стукачу" Мельвиля, Моро совершает характерный жест.

Он дает прикурить неслучайному прохожему, а в ответ получает пером в бок. Однако рука Моро не дрогнула, пламя зажигалки не потухло. Даже зная, что сейчас, возможно, умрет, Моро продолжает начатое действие: прикуривает свою сигарету. Так же умирающий Бельмондо в "Стукаче" подполз к зеркалу и поправил на голове шляпу.

Моро – герой, тогда как Бананан, герой "Ассы", – жертва, агнец на заклание. Моро решителен и способен на действия.

Моро вступает в бой, именно поэтому будущее "по-Бананану" не определено, а будущее "по-Моро" становится вполне осязаемым. Толпы молодежи размахивают руками - зовут за собой, требуют перемен, идут следом за Моро.

Кадр из фильма "Игла" (1988)
Кадр из фильма "Игла" (1988)

Даже если Моро и погибнет (что, впрочем, неизвестно), будущее – за такими как Моро (во всяком случае, такая мысль проводится в "Игле").

Какая это мысль - дело десятое. Большие это будут перемены или маленькие, в школьной рекреации или на плацу - неважно. Да хоть у черта на рогах! Главное: ускориться!)

Впрочем, Моро, в отличие от своей подруги, не наркот. Он и не дилер. Он сам по себе наркотик. Он превращается в психостимулятор, который под динамичную музыку и текст заставляет зрителя ходить-туда сюда бродить без определенной цели и громко возмущаться. Он требует перемен и заставляет действовать. Другое дело, что фанаты фильма действуют безрезультативно, по понятной причине...

Кадр из фильма "Игла" (1988)
Кадр из фильма "Игла" (1988)

А кроме того, Моро никак не может воздействовать на таких типов, как Бананан, которые находятся в позорном буддистском покое, презирая окружающий мир (а особенно таких типов, как Моро). Потому что у них другой тип наркотиков. Бананан ведь тоже не просто так сидит, а спасает всех вокруг себя своим демонстративным бездействием, за что, кстати, тоже расплачивается жизнью.

Но даже в горечи поражения есть свой прок!

Ведь люди обожают чужие трагедии - переживание чужих чувств и эмоций притормаживают их собственные эмоции. Либо наоборот.

Оба фильма несомненно обладают одинаково мощным психотерапевтическим эффектом и, - что также несомненно, - не появились на пустом месте!

Оценка: 7,0 из 10.

Режиссер: Рашид Нугманов.
Сценарий: Александр Баранов, Бахыт Килибаев,
Оператор: Мурат Нугманов,
Композитор: Виктор Цой.

В главной роли: Виктор Цой
В ролях: Марина Смирнова, Александр Баширов,
Пётр Мамонов, Архимед Искаков, Геннадий Люй, Рахимджан Абдыкадыров, Александр Конкс.

Кадр из фильма "Игла" (1988)
Кадр из фильма "Игла" (1988)

Интересные факты о фильме:

  • Фильм снимали в Алма-Ате, Москве и на Аральском море.
  • Среди вариантов названия фильма были такие, как "Последний герой"и "Полет черного солдата".
  • Лидер советского проката 1988 года — 13 млн зрителей.
  • Согласно официальному прейскуранту Виктор Цой за фильм получил около трех тысяч рублей.
  • Помимо зрительской любви, картина принесла создателям немало наград, а лично Нугманову — пост первого секретаря Союза кинематографистов Казахстана. В 1993 году он эмигрировал во Францию, а сейчас является одним из лидеров казахской оппозиции.
  • Для Петра Мамонова роль злодея — доктора стала дебютом в большом кино.
  • Песня "Звезда по имени Солнце" была написана во время съемок фильма.

Читайте также на моем канале:

Взломщик (1987, СССР, молодежный / драма): Кинчев и брат его
Владимир Гордеев2 августа 2023
Кадр из фильма "Игла" (1988)
Кадр из фильма "Игла" (1988)