«Описание эдзо» («Эдзо си», яп. 蝦夷志) Араи Хакусэки (1657–1725), созданное в 1720 году на классическом китайском языке, стало образцовым сочинением об айнах и их землях для всех последующих японских авторов. Все они ориентировались и ссылались на него, а некоторые даже рассматривали собственные сочинения лишь как дополнения к энциклопедическому труду предшественника.
Кто же такой этот Араи Хакусэки? И как ему удалось, даже не бывая в землях айнов и не встречаясь с ними, создать их образцовое описание?
Араи Хакусэки — один из наиболее известных государственных деятелей и ученых Японии эпохи Эдо. Он родился в семье инспектора княжества Курури в 1657 г., на следующий день после знаменитого пожара правления Мэйрэки, уничтожившего большую часть сёгунской столицы Эдо. С ранних лет он проявлял интерес к учебе, а в 17 лет полностью отдал себя изучению конфуцианства. После того как княжество Курури было ликвидировано (его тогдашний глава Цутия Наоки был признан душевнобольным), Хакусэки в 1681 г. перешел на службу к главному советнику военного правительства бакуфу Хотта Масатоси (1634–1684), но вскоре последний был убит своим политическим противником, и Хакусэки, лишившись господина, пошел в ученики к известному конфуцианцу Киносита Дзюнъан (1621–1699).
В 1693 г. по протекции учителя он поступил на службу к Токугава Цунатоё (1662–1712), главе княжества Кофу и представителю боковой ветви правящего дома. В 1704 г. Цунатоё был избран официальным наследником бездетного пятого сёгуна Токугава Цунаёси (1646–1709) и в 1709 г. под именем Токугава Иэнобу стал шестым сёгуном. Таким образом, Араи Хакусэки благодаря цепочке обстоятельств проделал путь от сына провинциального самурая до ближайшего сподвижника правителя страны.
Хакусэки находился у вершин власти в правление шестого сёгуна Иэнобу (в должности 1709–1712) и его малолетнего сына, седьмого сёгуна Иэцугу (1709–1716, в должности 1712–1716). Поскольку оба были выходцами из боковой ветви Токугава, перед Хакусэки встала необходимость укрепления авторитета сёгуна путем закрепления за ним всего набора властных функций: военных, гражданских, церемониальных, сакральных и т. д.
Реализовать это за годы службы не удалось, но Араи Хакусэки и после ухода в отставку продолжил идеологические разработки в своих сочинениях. Он стал известен целым рядом работ по истории Японии, и, возможно, готовил всеобъемлющий труд на эту тему. Наряду с «Описанием эдзо» (об айнах), он составил также «Описание южных островов» (о Рюкю), что, вероятно, отражало японоцентричный принцип его идеологической системы.
В предисловии к «Описанию эдзо» Араи Хакусэки сообщает сведения об истории северных пределов Японии и продвижения туда японцев, основываясь на китайских и японских источниках: «Каталог гор и морей» («Шань хай цзин»), «История Поздней Хань» («Хоу хань шу»), «История Сун» («Сун шу»), «История Тан» («Тан шу»), «Анналы Японии» («Нихон сёки»). Он заканчивает очерк рассказом о Такэда Нобухиро (1431–1494), который вторгся в земли айнов и захватил их южную оконечность. Предисловие завершается словами, в которых Хакусэки, собственно, и сообщает о причинах, побудивших его к написанию этого сочинения:
С тех пор потомки [Нобухиро] поколение за поколением защищали ту землю вплоть до сегодняшнего дня, и, глядя на восток, [я] беспокоюсь, что [наше продвижение туда] надолго остановилось.
Основная часть сочинения представляет собой географическое и этнографическое описание Хоккайдо, небольшие главы посвящены также Сахалину и Курильским островам.
Какими источниками пользовался Араи Хакусэки для составления «Описания»? Наряду с уже упомянутыми древними хрониками ими могли быть и различные правительственные документы, такие как, например, «Записи, преподнесенные Мацумаэ, правителем Сима, в пятый год правления Сётоку (1715 г. — В. Щ.)». Этот документ был составлен на основании приказа центрального правительства сообщить сведения о географии и обычаях земель айнов.
Кроме того, Араи Хакусэки состоял в дружеских отношениях с Асака Тампаку (1656–1738), служившим главой Исторической палаты (яп. сёкокан 彰考館) княжества Мито, в которой создавался крупнейший исторический труд того времени «Дай Нихон си» — «История Великой Японии». Инициатор создания этого монументального труда, глава княжества Мито Токугава Мицукуни (1628–1701) еще в 1688 г. отправил экспедицию в земли айнов на судне «Кайфумару», которая продлилась 40 дней. Судно достигло устья реки Исикари на западном побережье Хоккайдо, после чего вернулось обратно. О каких-либо сочинениях, созданных по окончании экспедиции, неизвестно. Однако какие-то материалы экспедиции Хакусэки все же мог получить от Асака Тампаку. Так или иначе, Араи Хакусэки можно считать одним из наиболее осведомленных об обстановке в землях айнов людей в Японии того времени.
Почему же именно "Описание эдзо" Араи Хакусэки стало образцовым сочинением об айнах? Думаю, дело в том, что учёный писал его в соответствии со сложившимся каноном, как часть так и не состоявшегося труда по истории Японии, в характерном для китайских династийных хроник жанре "описания", которые составляли их особый раздел. Сочинение создавалось на классическом китайском языке, по сложившимся правилам, с использованием типичных речевых и описательных штампов, и таким образом потомками и последователями оно воспринималось как фундаментальный текст, который можно лишь дополнять, уточнять и комментировать. То есть, "Описание эдзо" стало главным трудом об айнах не только благодаря своему содержанию, а прежде всего потому что автор заполнил существовавшую лакуну в научных трудах того времени.
-------------------------
Спасибо, что дочитали до конца! Поставьте, пожалуйста, лайк или оставьте своё впечатление в комментарии — этот канал живёт в том числе вашей активностью! И обязательно подпишитесь, если вы ещё этого не сделали — так вы не пропустите интересные публикации о истории Японии и айнов, коренного народа Хоккайдо, Сахалина и Курильских островов.