Найти тему

Что-то про звёздное небо...

Каждый раз, стоя у могилы Канта в Калининграде, я слушаю, что говорят люди.

— Это Кант, который Иммануил? — спрашивает мужчина в шортах у женщины, которая стыдливо прячет надкусанную булку в бумажный пакет.

— Это он.

— Ты его читала? — спрашивает мужчина так, словно задача женщин читать книги, а мужчины их только пишут.

— Не читала, некогда мне, — отвечает она так, будто едва появится время, сразу начнёт читать "Критику чистого разума".

— А он здесь точно лежит? — спрашивает девушка в юбке у девушки в брюках.

— Ну а кто же там?

— Не знаю. А ты его читала?

— В школе... — отвечает так, словно Кант — "Колобок".

— Ну, встань у оградки. Встань, это Кант, — уговаривает мамаша маленького сына.

— Это кто?

— Это философ.

— А где он?

— Он там.

— Там никого нет, — отвечает малыш, оглянувшись.

Он — загадка. Все говорят о нём, но пробовали единицы. Кант как мистер Сидр.

Если философа не заставляют читать как Маркса, его никто не читает. От него остаётся брошюра "Кант за 20 минут". Что он хотел сказать? Что-то про звёздное небо над дачей и моральный закон внутри — где-то между шашлыком и салатом. Ради этого стоило писать "Критику чистого разума"? Чтобы столетие спустя её продавали в сувенирном магазине с портретом Фридриха Якоби. Он тоже был философом, современником, но хартбрекером. Лицо Якоби продаёт мысли Канта. Как икона из янтаря.

Я стою у могилы. Кант спит. От философа остаётся так мало, что всё сказанное можно поместить в один твит. И даже останется место для "ахах" в конце. Но это лучше, чем ничего. Ведь от миллионов не останется даже этого. Никаких смыслов, только ахах.

Валерий ПЕЧЕЙКИН