Вопрос смерти зачастую тяжело воспринимается человеком. Звучит пугающе мысль о том, что все что мы привыкли видеть, делать и чувствовать каждый день может в любую секунду бесповоротно окончится. Всё что мы любим, ценим и дорожим, когда-нибудь исчезнет, таков закон жизни и наверно самое главное физическое ограничение для личности.
Экзистенциальное направление в психологии рассматривает тему смерти с разных сторон. Например, смерть рассматривается как неизбежная часть существования, и человеку в связи с этим необходимо найти мужество, чтобы жить, принимая этот вызов каждодневно, при этом не упав в пучину отчаяния перед конечностью бытия. Или же непосредственное столкновение со смертью, может спровоцировать в человеке стремление к жизни и личностному росту, так как смерть уже перестаёт быть чем-то фантомным из другого мира, она предстаёт перед лицом человека давая понять, что жизнь может оборваться в любой момент. Сознавая свою смертность, человек может пересмотреть собственные ценности и взгляды на уже сложившуюся жизнь. (Понимая, что конец есть во всем, у человека открывается возможность вступить в так называемое аутентичное бытие (жизнь), когда жизнь перестаёт восприниматься автоматически и рутинно). Стоит отметить, что тревога перед смертью, это один из сильнейших "двигателей" человеческой жизни, так как благодаря ему, у человека появляется желание увековечить себя в этом мире, сделать себя метафорически бессмертным.
Всё это "предисловие", небольшая попытка показать, что смерть — это безусловно трагичное событие, и в то же время, это фундаментальная часть жизни, с которой нам приходится мириться и учиться справляться с этим страхом.
Дети также, как и взрослые подвержены мыслям и переживаниям касательно темы смерти. У ребенка момент, когда он начинает впервые осознавать смерть может наступить в довольно раннем возрасте. Важно понимать, что осознавание смерти, абсолютно нормальный этап в жизни человека. Детей может занимать эта тема, как что-то еще не до конца понятное им, к тому же, в ранний период жизни, они еще не успели сформировать защитные стратегии против страха смерти. Можно предположить, что первое осознание смертности ребенком и порождает в нем адаптационные процессы направление на совладание с этим страхом. Дети не отгорожены от темы смерти, и дело не столько в нашем современном мире, который отличается большой интенсивностью и количеством информации. Тема смерти присутствует в окружающем мире, сказочных произведениях, песнях, мультфильмах.
Дети сталкиваются также с еще одной проблемой при осознании смертности — это отсутствие информации от взрослых. К сожалению, зачастую специфика такова, что родители избегают говорить о смерти с детьми, стараясь ограничиться поверхностной информацией, либо как-то замять этот вопрос, не придавая значения страхам перед чем-то столь далеким для ребенка. Возможно родители так поступают отчасти из-за личных страхов, разговор о подобном, может провоцировать в них собственные переживания о смерти. Родители из благих намерений могут попытаться смягчить страх ребенка, посредством того, что предлагают одну из форм отрицания смерти, либо миф о бессмертии. Позиция того, что если ребенок чего-то не знает, то это ему не навредит не совсем работает. Дети за счет малого количества информации склонны придумывать собственное объяснение смерти, которые не соответствует действительности, и которое может быть более пугающим, чем оно есть на деле. Дети осознают, что смерть это нечто ужасное, и им необходимо как-то справляться с этим страхом.
Так существует две основные формы отрицания смерти. Первая, это вера в собственную исключительность, которая берет свои истоки с самого начала жизни человека, из так называемого времени предельного эгоцентризма, убежденность что смерть и старение может относиться к кому угодно, но не ко мне. И вторая форма, это вера в конечного спасителя, которая также берет свои истоки из период ранней жизни, когда родители выступают в роли защитников и вечных слуг, исполняющих прихоти ребенка, имея при этом возможность, найти спасение в их оберегающей заботе. Подобные стратегии, служат первоначальным фундаментом, который создает личность в противовес страху смерти, на который в следствие надстраиваются вторичные защиты.
Также у детей имеет место вера, в то что дети не умирают, из-за этого, у некоторых из них складывается впечатление, что если не расти, то это означает, что ты никогда не умрешь. Возможно таким способом дети пытаются ослабить тревогу, предпочитая верить, что смерть отсылает в старость, то есть то время которое для ребенка очень далеко.
Дети младшего возраста, переживают период персонификации смерти, наделение её обликом, что также служит способом ослабить тревогу. Каким бы пугающим не был образ смерти, подобный ход более утешителен, так как ребенок верит, что смерть — это некая фигура из вне, это защищает от тяжелой истины, что смерть далеко не внешняя инстанция (и грубо говоря имеет место внутри каждого человека). Детям более старшего возраста, свойственен такой вид отрицания, как высмеивание смерти, который также нацелен на то чтобы уменьшить страх перед смертью, через утверждение того, что они живые.
Просвещение детей на тему смерти является довольно сложным вопросом, велик соблазн защитить ребенка от страха смерти, вводя при этом в заблуждения, которые рано или поздно рассыплются под напором реальности. В этом вопросе также существует «подводный камень» о котором я писал ранее. Он заключается в том, что родители, игнорируя тему смерти, выбирают «временный покой», так как дети найдут другие источники информации, далекие от действительности, и которые могут напугать ребенка сильнее чем то, что обстоит в реальности. Мне кажется важно быть искренним с ребенком, в тот момент, когда он или она задается такими действительно сложными вопросами. Помните, что если ребенок решил заговорить с вами об этом, то скорее всего он вам доверяет, и вы для него в первую очередь основной источник информации, не стоит пренебрегать этим.
Заключая стоит отметить, что говорить о смерти правда тяжело, это по истине фундаментальная часть жизни, и одно без другого не существует. Принятие своей личной смертности – это персональная задача для взрослого не менее, чем для ребенка. Возможно, в первую очередь, вам стоит дать себе время и подумать, что для вас значит смерть, прежде чем говорить об этом с ребенком.
Предлагаю к рассмотрению основные рекомендации, которые могут помочь в ситуации со страхом смерти у ребенка:
- Отнеситесь бережно к подобным переживаниям у ребенка, нет нужды усиливать его страхи, иронизировать над ними и преуменьшать их значимость
- Попытайтесь объяснить, что это абсолютно нормальный страх и в этом нет ничего стыдного и заслуживающего наказания
- Как уже отмечалось ранее, игнорирование тоже не лучший способ, чтобы справиться с подобным страхом, ведь дети в конце концов найдут ответы на собственные вопросы, пусть лучше это будет более достоверный источник в виде вас, родителей.
- Возможно не стоит связывать в восприятие ребенка понятие смерти и болезни, есть шанс что в будущем ребенок начнет волноваться, если кто-то из родителей заболеет даже если это обычная простуда (но не будет ли это тогда ложью если человек правда умер от болезни?)
- Не стоит постоянно говорить о смерти, умирание. Дессенсибилизация к смерти в подобном возрасте не лучшее решение.
- Вы можете попробовать уделить ребенку чуть больше внимания и теплоты, создать безопасную атмосферу дома, чтобы ребенок мог поделиться тем, что его тревожит
- Сны и смерть у детей часто имеют схожее представление, и в следствие бессознательное может проецировать во снах кошмары, связанные со смертью. Важно обратить внимание, что если кошмары снятся слишком часто, то это повод обратиться за помощью специалиста.
- Иногда страхи можно ослабить посредством рисования. Изображая свой страх, мы делаем его предметным, как ранее отмечалось, защищаться против чего определенного проще, чем против чего-то абстрактного. Можно расспросить ребенка про рисунок, а впоследствии, порвать листок, либо предложить ему на выбор способ расправы над страхом.
Автор: Монастыренко Никита
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru