Найти тему
Tsetetsete_анимация

Аниме о тоннеле, возвращающем утраченное

Оглавление

Наверняка все хоть раз слышали мистические рассказы о людях, которые заходили в пещеру или заброшенный дом, набредали в лесу на костёр или поляну, проводили там несколько часов, а вернувшись оттуда, обнаруживали, что в реальном мире прошёл не один десяток лет. Это аниме повествует об одном из таких мест, да не о простом, а о таком, в котором как будто бы можно обрести желаемое...

Тоннель в лето, выход прощаний / Natsu e no tunnel, Sayonara no deguchi

(2022, мистика, романтика, 1 ч 23 мин

Сюжет и персонажи

В отличие от стандартных баек о таких вот сказочных местах, сюжет в «Тоннеле» развивается на двух уровнях – сюжетном и психологическом. С одной стороны, с каждой минутой зритель узнает что-то новое (и, честно говоря, не очень значительное) об особенностях тоннеля, с другой – раскрываются персонажи и показывается, как меняется их отношение к жизни и к этому внезапному сверхъестественному подарку судьбы.

А начинается всё с того, что главный герой, Каору Тоно, как-то ночью сбежав от побоев отца из дома, случайно набредает на залитый красным свечением тоннель и выносит оттуда попугайчика, который вот уже много лет как должен быть мёртв. Одновременно Тоно обнаруживает, что краткое блуждание в тоннеле стоило ему недели в реальном мире. То есть, тоннель как будто позволяет вернуть утраченное, но в то же время имеется неплохой такой шанс зайти внутрь и вернуться, когда никого из знакомых уже не будет живых. И несмотря на это, туннель всё равно манит Тоно к себе.

-2
-3

Вместе с Тоно туннель начинает исследовать его нелюдимая одноклассница, Ханаширо Андзу. Вместе они выясняют, как далеко можно зайти, прежде чем время изменит ход, можно ли присылать из туннеля сообщения, доходят ли сообщения в другое время и прочее, что может прийти в голову старшеклассникам. Множество любопытных, но не слишком важных фактов.

(Которые к тому же в конце не выстреливают)

-4
-5

Несмотря на школьную тему, атмосфера на протяжении всей истории царит прохладная, немного отстранённая. И к этому располагает как мистический компонент, так и характеры Тоно и Ханаширо.

Чтобы понять, что из себя представляют эти двое подростков, стоит обратиться к их первой (разумеется, случайной) встрече под дождём. Тоно предлагает Ханаширо зонт, но та отказывается. Слово за слово разговор доходит до того, что родители будут волноваться, если их дочка простудится.

– У меня нет родителей.
– Это... хорошо.

Тогда ... , так и быть, принимает зонт.

-6

Как ни крути, главные герои этой истории – подростки, по разным причинам находящиеся в конфликте с собой и родителями. Тоно винит себя в том, что случилось с его младшей сестрёнкой, злится на пьющего отца. Ханаширо хочет обрести талант, который поможет ей претворить в жизнь заветную мечту, которую поддерживал только её дедушка. Чаяния у Тоно и Ханаширо разные, можно подумать, что одно искреннее, а второе проистекает из корысти и неверия в себя, но люди на то и проживают непохожие жизни, чтобы мечтать о разном.

Между тем, эти двое похожи тем, что не дают себе по-настоящему жить в реальности. Грусть по ушедшему, надежда на будущее тянут их за собой. Жизнь, между тем, понемногу начинает брать своё. Всё как будто так же, как раньше и в то же время уже не так. То, что казалось важным, отступает перед зарождающимся чувствами, первой любовью. Обычно в таких случаях можно либо поддаться течению жизни, либо, наоборот, вопреки всему цепляться за прошлое, но, поскольку жанр мистика, Тоно и Ханаширо предстоит отойти от обычных вариантов и пройти испытание тоннелем.

Когда отец начинает вести себя так, словно в прошлом не случилось ничего ужасного, Тоно испытывает глубочайшее потрясение.
Когда отец начинает вести себя так, словно в прошлом не случилось ничего ужасного, Тоно испытывает глубочайшее потрясение.

Войти в тоннель за мечтой или принять новое положение дел? Разрешение конфликта в фильме, с одной стороны спорное, с другой стороны ожидаемое. При этом ожидаемое – в хорошем смысле. Получается одно из тех окончаний, которое напоминает, как важно людям любить и ценить данную им жизнь. Проживать её, а не пускать в расход. А вот что касается спорного...

Под конец мелькнула мысль, что всё происходящее лучше воспринимать как аллегорию: дескать, один персонаж назло всем выбрал мир иллюзий и ушёл, завещав второму двигаться дальше. Второй честно двигался вперёд, однако хранил в сердце память о первом - пока тот не очнулся для жизни. Такой аллегорический вариант звучит красиво, но, к сожалению, по некоторым объективным причинам (возраст одного из персонажей, который аниматоры не попытались изменить), выглядит несколько притянутым за уши.

-8

В то же время в фильме есть несколько удачных художественных и композиционных приёмов (и сейчас речь не про подсолнухи и картины Ван Гога, которые каждый уважающий себя аниматор нынче вставляет в любое аниме, хоть немного связанное с творчеством).

Впрочем, подсолнухи тут тоже по-своему выстреливают
Впрочем, подсолнухи тут тоже по-своему выстреливают
попытка дотянуться до стремительно проносящегося мимо времени
попытка дотянуться до стремительно проносящегося мимо времени
немые сцены, говорящие больше, чем слова
немые сцены, говорящие больше, чем слова

Так что, аллегория или нет, в целом смотрится история неплохо, как в визуальном, так и в сюжетном плане. Но вот из-за спорных моментов и изрядного числа допущений в конце назвать её однозначно хорошей не получается. Разве что с натяжкой и попытками истолковывать очень и очень вольно.

Спасибо, что дочитали до конца! Рассказывайте в комментариях, что вы думаете о временных петлях и советуйте похожие сериалы. А если ходите видеть в ленте больше аниме, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.