Наверняка все хоть раз слышали мистические рассказы о людях, которые заходили в пещеру или заброшенный дом, набредали в лесу на костёр или поляну, проводили там несколько часов, а вернувшись оттуда, обнаруживали, что в реальном мире прошёл не один десяток лет. Это аниме повествует об одном из таких мест, да не о простом, а о таком, в котором как будто бы можно обрести желаемое...
Тоннель в лето, выход прощаний / Natsu e no tunnel, Sayonara no deguchi
(2022, мистика, романтика, 1 ч 23 мин
Сюжет и персонажи
В отличие от стандартных баек о таких вот сказочных местах, сюжет в «Тоннеле» развивается на двух уровнях – сюжетном и психологическом. С одной стороны, с каждой минутой зритель узнает что-то новое (и, честно говоря, не очень значительное) об особенностях тоннеля, с другой – раскрываются персонажи и показывается, как меняется их отношение к жизни и к этому внезапному сверхъестественному подарку судьбы.
А начинается всё с того, что главный герой, Каору Тоно, как-то ночью сбежав от побоев отца из дома, случайно набредает на залитый красным свечением тоннель и выносит оттуда попугайчика, который вот уже много лет как должен быть мёртв. Одновременно Тоно обнаруживает, что краткое блуждание в тоннеле стоило ему недели в реальном мире. То есть, тоннель как будто позволяет вернуть утраченное, но в то же время имеется неплохой такой шанс зайти внутрь и вернуться, когда никого из знакомых уже не будет живых. И несмотря на это, туннель всё равно манит Тоно к себе.
Вместе с Тоно туннель начинает исследовать его нелюдимая одноклассница, Ханаширо Андзу. Вместе они выясняют, как далеко можно зайти, прежде чем время изменит ход, можно ли присылать из туннеля сообщения, доходят ли сообщения в другое время и прочее, что может прийти в голову старшеклассникам. Множество любопытных, но не слишком важных фактов.
(Которые к тому же в конце не выстреливают)
Несмотря на школьную тему, атмосфера на протяжении всей истории царит прохладная, немного отстранённая. И к этому располагает как мистический компонент, так и характеры Тоно и Ханаширо.
Чтобы понять, что из себя представляют эти двое подростков, стоит обратиться к их первой (разумеется, случайной) встрече под дождём. Тоно предлагает Ханаширо зонт, но та отказывается. Слово за слово разговор доходит до того, что родители будут волноваться, если их дочка простудится.
– У меня нет родителей.
– Это... хорошо.
Тогда ... , так и быть, принимает зонт.
Как ни крути, главные герои этой истории – подростки, по разным причинам находящиеся в конфликте с собой и родителями. Тоно винит себя в том, что случилось с его младшей сестрёнкой, злится на пьющего отца. Ханаширо хочет обрести талант, который поможет ей претворить в жизнь заветную мечту, которую поддерживал только её дедушка. Чаяния у Тоно и Ханаширо разные, можно подумать, что одно искреннее, а второе проистекает из корысти и неверия в себя, но люди на то и проживают непохожие жизни, чтобы мечтать о разном.
Между тем, эти двое похожи тем, что не дают себе по-настоящему жить в реальности. Грусть по ушедшему, надежда на будущее тянут их за собой. Жизнь, между тем, понемногу начинает брать своё. Всё как будто так же, как раньше и в то же время уже не так. То, что казалось важным, отступает перед зарождающимся чувствами, первой любовью. Обычно в таких случаях можно либо поддаться течению жизни, либо, наоборот, вопреки всему цепляться за прошлое, но, поскольку жанр мистика, Тоно и Ханаширо предстоит отойти от обычных вариантов и пройти испытание тоннелем.
Войти в тоннель за мечтой или принять новое положение дел? Разрешение конфликта в фильме, с одной стороны спорное, с другой стороны ожидаемое. При этом ожидаемое – в хорошем смысле. Получается одно из тех окончаний, которое напоминает, как важно людям любить и ценить данную им жизнь. Проживать её, а не пускать в расход. А вот что касается спорного...
Под конец мелькнула мысль, что всё происходящее лучше воспринимать как аллегорию: дескать, один персонаж назло всем выбрал мир иллюзий и ушёл, завещав второму двигаться дальше. Второй честно двигался вперёд, однако хранил в сердце память о первом - пока тот не очнулся для жизни. Такой аллегорический вариант звучит красиво, но, к сожалению, по некоторым объективным причинам (возраст одного из персонажей, который аниматоры не попытались изменить), выглядит несколько притянутым за уши.
В то же время в фильме есть несколько удачных художественных и композиционных приёмов (и сейчас речь не про подсолнухи и картины Ван Гога, которые каждый уважающий себя аниматор нынче вставляет в любое аниме, хоть немного связанное с творчеством).
Так что, аллегория или нет, в целом смотрится история неплохо, как в визуальном, так и в сюжетном плане. Но вот из-за спорных моментов и изрядного числа допущений в конце назвать её однозначно хорошей не получается. Разве что с натяжкой и попытками истолковывать очень и очень вольно.
Спасибо, что дочитали до конца! Рассказывайте в комментариях, что вы думаете о временных петлях и советуйте похожие сериалы. А если ходите видеть в ленте больше аниме, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.