Найти в Дзене
Евгений Трифонов

Догонит ли Индия Китай?

В апреле 2023 г. агентства новостей сообщили, что Индия по численности населения обошла Китай и вышла на первое место в мире. И сразу эксперты начали прогнозировать, сможет ли Индия превзойти Китай в экономике. Экономические успехи Индии налицо: страна с ВВП в $3,5 трлн долларов занимает 5-е место в мире, а с расчётом по покупательной способности – 3-е, уступая лишь США и Китаю. Экономический рост в последние годы составляет 6-9% в год, треть населения выбрались из нищеты и пополнила ряды среднего класса (впрочем, доходы этого класса по сравнению с американским, европейским или даже российским уровнем более чем скромны). Некоторые эксперты считают, что Индия переживает такой же подъём, что Китай 30 лет назад, и её экономику ждёт столь же светлое завтра.

Мумбаи - экономическая столица Индии
Мумбаи - экономическая столица Индии

Споры на эту тему продолжаются, поскольку приходится учитывать множество разных факторов, в том числе тех, рассчитать которые невозможно. Тем не менее вопрос настолько интересный, что хочется внести свои пять копеек в копилку рассуждений на эту тему.

Полезно выделить факторы, играющие важные роли в экономическом соревновании азиатских гигантов.

Первый фактор – качество рабочей силы. Индийский менталитет не включает в себя культ успеха и стремление к личному благополучию, столь важный для народов Китая, Кореи, Японии и Вьетнама. Большинство индийцев, конечно, хотят жить лучше, но для них это не связано не с необходимостью тяжело трудиться, а с благосклонностью судьбы. Т.е. у индийцев – совершенно другая трудовая этика, чем у китайцев и других народов Дальнего Востока. Этот фактор априорно ставит Индию в невыгодное положение по отношению к Китаю.

Колоссальная масса рабочей силы – положительный фактор для роста, а её дешевизна (месячная зарплата в Индии - $154 по сравнению с $968 в Китае) вроде бы создаёт конкурентное преимущество перед Китаем в привлечении инвестиций. Но грамотность населения Индии - 64,8%, а среди женщин – чуть более половины, что гораздо меньше китайского уровня, и вообще в современном мире крайне мало. Знание многими индийцами английского языка считается плюсом, но надо учитывать, что те, кто приходит работать на заводы и фабрики, английского не знают: это удел более грамотных слоёв населения, которые к станку не встанут. Кроме того, формированию современного рабочего класса мешает кастовая система, которую индийское государство безуспешно пытается ликвидировать: низшие касты не могут претендовать на престижные вакантные места, если они приглянулись более высоким кастам. В результате вертикальная мобильной индийцев находится на недопустимо низком для современного мира уровне.

Второй фактор – централизованность власти. Больше 90% населения Китая – нация хань. Которая привыкла жить в едином, жёстко централизованном государстве (периоды распада государства в китайской истории были, но они по продолжительности уступали периодам централизации; кроме того, раздробленные китайские государства всегда стремились к объединению, как капельки ртути). Поэтому Китай был способен с древности осуществлять гигантские проекты общенационального характера – такие, как строительство Великой китайской стены и Великого канала, соединившего реки Хуанхэ и Янцзы. В более поздние, социалистические времена централизация позволила Китаю создать мощную индустрию и военную промышленность. В частности, несмотря на низкие темпы экономического роста и крайнюю бедность, Китай уже в 1970-е гг. снабжал вооружённые силы всеми видами и типами современного вооружения (хотя тогда это были некачественные копии советских образцов), и даже, благодаря дешевизне, организовать масштабный экспорт вооружений. Индия же разрабатывала свой первый танк Arjun с 1972 по 2006 (!) г. У страны постоянно не хватало денег на разработку, а потом на производство танка, а теперь не хватает на заказ крупных серий – импортная техника дешевле. В результате он производится небольшими сериями, и индийские танковые части до сих пор в основном комплектуются российскими машинами.

Танк Arjun
Танк Arjun

То же – с национальным истребителем. Первый истребитель Marut был разработан немцем Куртом Танком (старик, работавший ещё на Гитлера, задёшево продавал свои услуги странам Третьего мира), снабжён слабым английским двигателем (зато дешёвым!), и в результате полноценным истребителем так и не стал. Да и производился он в небольших количествах – денег не хватало…

Неудавшийся истребитель Marut - детище Курта Танка, разработчика Focke-Wulf Fw 190
Неудавшийся истребитель Marut - детище Курта Танка, разработчика Focke-Wulf Fw 190

Второй истребитель, Tejas, разрабатывался совместно с французами с 1983 по 2001 г., и начал поступать в ВВС тогда, когда Индия, вслед за более развитыми странами, задумалась о производстве машины 5-го поколения. Истребитель, разработанный 40 лет назад, оказался не очень нужен, тем более, что себестоимость его высока, а производственные мощности авиазавода-производителя – невелики. В Китай к настоящему времени производит в массовом порядке по нескольку типов танков и истребителей одновременно. И всё потому, что Китай может сконцентрировать усилия государства на реализации стратегических проектов, а Индии на это не хватает не столько средств, сколько возможностей федерального правительства.

В отличие от Китая, Индия никогда не была централизованным государством: её объединяет принадлежность к индийской культуре, причём значительная часть населения Индостана – мусульмане, т.е. относятся к другой цивилизации. В III веке до н.э. большую часть Индии контролировал царь Ашока, но к концу его правления единое государство распалось. Через 1700 лет, в XIV веке, почти всю Индию объединил мусульманский Делийский султанат, но он состоял из мусульманских и индуистских княжеств, сохранявших полную автономию. С середины XVI века и до 1858 г. большую часть Индии (но далеко не всю) контролировала Империя Великих Моголов, состоявшая из множества мусульманских и индуистских княжеств, власть императоров над которыми с самого начала была довольно слабой. С середины XVIII века эти княжества одно за другим переходили под власть Британской империи, и в конце концов сам Великий Могол превратился в пенсионера Британской Ост-Индской компании. После восстания сипаев империю упразднили, но англичане сохранили местные княжества, раджи и магараджи которых получали английские пенсии и отправляли своих детей в Оксфорд и Кембридж.

Независимая Индия упразднила местные династии и создала федерацию штатов, которые обладали значительной самостоятельностью. Таким образом, Индия на протяжении всей истории состояла из полунезависимых сообществ, а центральной власти либо не существовало вовсе, либо она имела мало прерогатив, и была вынуждена каждое серьёзное действие, любой общенациональный проект долго и мучительно согласовывать с автономными образованиями. Поэтому ничего подобного Великой китайской стене в Индии не было и быть не могло, а проекты развития в ХХ веке были куда менее масштабными, чем в Китае.

Кроме того, 13,4% (187,6 млн. человек!) исповедуют ислам, и они не очень лояльны индийскому государству. В восточных штатах не прекращается повстанческая война, ведущаяся крайними коммунистами-наксалитами, а также организациями нацменьшинств (ассамцами, бодо, мизо, тани, нага и др.). На западе страны время от времени возникают конфликты федеральных властей с самой образованной и трудолюбивой общиной Индии – сикхами. Все эти конфликты не угасают десятилетиями, и время от времени обостряются. Они отвлекают огромные силы и средства государства, которые могли бы быть направлены на решение экономических задач.

Третий фактор – социалистический выбор после получения независимости. Социализм Индийского национального конгресса, непрерывно правившего страной в 1947-77 гг., конечно, не советский, он ближе всего к европейской социал-демократии, но в фундаментальном плане имеет общие черты с советской моделью. Хотя в Индии не покушались на частную собственность, госсектору уделялось непропорционально большее внимание, а экономика планировалась пятилетками по советскому образцу. Самое главное – это стремление к автаркии.

После обретения независимости индийские власти при поддержке национального бизнеса создали закрытую модель экономики: национальные предприятия, государственные и частные, защищённые высокими таможенными барьерами, работали прежде всего на внутренний рынок. А рынок этот, хотя и огромен, был настолько бедным, что жадно поглощал любые товары, даже самого низшего качества (примерно как в СССР). Яркий пример – автомобиль Ambassador (индийская копия Morris Oxford III, очень похожая внешне на наш «Москвич-407»), крайне ненадёжная машина, которую невозможно было экспортировать, производился с 1957 по… 2014 г. На экспорт Индия почти не поставляла готовых товаров, ограничиваясь кое-какими продуктами питания – такими, как чай и кофе.

Автомобиль Ambassador, производившийся с 1957 по 2014 г.
Автомобиль Ambassador, производившийся с 1957 по 2014 г.

Несколько десятилетий Индия не могла инвестировать в экономику значительных сумм: стране было необходимо решать самые насущные задачи: бороться с голодом, реформировать социальную структуру, ликвидировать кастовые барьеры. Огромные средства уходили на оборону: четыре раза Индия воевала с Пакистаном, один раз – с Китаем, и обе эти страны остаются её военными противниками, провоцируя высокие военные расходы. Таким образом, госсектору доставались копейки, частный капитал, защищённый высоким таможенным «забором», не рвался конкурировать с ведущими транснациональными фирмами (без чего развития быть не может), а иностранный капитал в страну не допускался. В результате рост экономики с 1947 по 1980-й не превышал 3,5%.

Четвёртый фактор – потеря времени. До 1980 г. красный Китай рос не более быстрыми темпами, чем Индия, а в период Большого скачка (1958-60 гг.) и самого бурного этапа Культурной революции (1966-70 гг.) ВВП Китая сильно падал. Но с 1980 г. Китай широко распахнул двери для иностранного капитала, и начал поощрять создание национальных частных компаний. Государство реально помогало частникам и иностранцам, минимизировав бюрократические барьеры. Иностранный капитал буквально хлынул в Поднебесную, за четыре десятилетия превратив её в тот Китай, который мы знаем, как «мировую мастерскую». Вместе с капиталом приходили и технологии, параллельно рос и уровень жизни китайцев. С 980 г. Индия, до этого уступавшая Китаю в основном в производстве вооружений, начала отставать буквально во всём, и очень быстро.

В Индии экономику «приоткрыло» правительство Нарасимха Рао (1996–2004 гг.), и это сразу сказалось на экономике: она начала расти. Но реальные шаги по интеграции индийской экономики в глобальную начались только с приходом к власти правительства Бхарата джаната парти Нарендры Моди в 2014 г. Индия наконец-то отказалась от обанкротившейся идеи пятилеток, и сделала упор на высокотехнологичные отрасли. И добилась там больших успехов – особенно в IT-технологиях и освоении космоса.

Иностранный капитал пошёл в индийскую экономику, хотя и не такими темпами, как в Китай в 1980-90-е гг. Сверхбюрократизация ослабела, но сохранилась, мешая развитию. Кроме того, инвесторам приходится договариваться не только с Нью-Дели, но с правительствами штатов, что далеко не всегда просто. Естественно, никто не вкладывает деньги в штаты «Красного коридора» (Бихар, Чхаттисгарх, Джаркханд, Андхра-Прадеш, Мадхья-Прадеш, Орисса, Уттар-Прадеш и Западная Бенгалия), где действуют партизаны-наксалиты – а это примерно треть всей Индии. Не идут инвестиции и в штаты Северо-Востока (Ассам, Нагаленд, Трипура, Мизорам, Мегхалайя), где воюют повстанцы-националисты.

"Красный коридор", где орудуют партизаны-наксалиты
"Красный коридор", где орудуют партизаны-наксалиты

До сих пор мешает развитию неразвитость транспорта: англичане построили в Индии мощную железнодорожную сеть, причём использовались четыре несовместимые колеи (отдельные компании строили дороги для себя, как хотели). И модернизируется эта сеть очень медленно. В Китае между городами носятся сверхскоростные поезда, в Индии же – ползут зачастую паровозы и вагоны, произведённые ещё в Британской Индии. Индия – мировой рекордсмен по числу железнодорожных аварий: ежегодно на железных дорогах фиксируется около 300 серьёзных аварий. С 1995 по 2005 гг. в железнодорожных катастрофах погибли более 4000 человек. Хайвеев и автобанов в стране тоже нет.

Железнодорожная катастрофа в штате Ориша, 2023 г.
Железнодорожная катастрофа в штате Ориша, 2023 г.

«Зелёная революция» позволила Индии худо-бедно кормить себя, но сельское хозяйство по сей день остаётся отсталым: миллионы индийцев, принадлежащих к низшим кастам и отсталым племенам, до сих пользуются примитивными сельскохозяйственными орудиями, и не получают агротехнического образования. В результате урожайность в Индии составляет всего 30-50% от среднемировой.

Трудно рассчитывать на то, что Индия заменит Китай в роли «мировой мастерской»: это место занято Китаем, а по мере повышения стоимости китайской рабочей силы производства перемещаются в Индонезию, Малайзию, Филиппины и Таиланд. И в Индию, конечно, но конкуренция на этом рынке, особенно с быстро развивающейся Индонезией, очень сильна (у Китая-то 30-40 лет назад конкурентов не было).

***

Индии практически наверняка удастся стать одной из ведущих экономик мира. Там множество талантливых специалистов, работающих в хай-теке, диверсифицированная экономика, растёт национальное предпринимательство, и приток иностранного капитала всё-таки имеет место. По производству компьютерных программ Индия занимает ведущее место в мире. Национальная компания Tata Motors продаёт свои машины по всему миру, а в ЮАР построила крупный сборочный завод.

Автомобиль Tata
Автомобиль Tata

Компания Mahindra&Mahindra продаёт по всему миру не только автомобили, но и сельскохозяйственную технику.

Трактор Mahindra продаётся и в России
Трактор Mahindra продаётся и в России

Однако слабая федеральная власть (а другой она в многонациональной стране быть не может), наличие внутренних конфликтов, в т.ч. вооружённых, неизжитая кастовая система и жёсткое военное противостояние с Китаем и Пакистаном не позволят Индии развиваться столь же быстрыми темпами, как Китай в 1990-х – 2000-х гг.

Скорее всего, в ближайшие 20-30 лет Индия займёт место в мировом рейтинге экономик непосредственно за Китаем. Но превзойти его Индии не удастся никогда.