В современной вокальной педагогике они называются АТТРАКТОРЫ, собственно, иначе можно обозначить их как паттерны - смысл явления от этого не поменяется.
Попросту говоря, любой начинающий исполнитель приносит в вокальный класс не только свой голос, но и вокально-мышечные привычки, врожденные или приобретенные. Многие из них напрямую зависят от речевых привычек человека, который в процессе жизни привык произносить те или иные гласные определенным образом: у кого-то слишком “глубокая” А, у кого-то слишком “прижатый” И - и так далее.
Пение - это про гласные. Именно на них, как на наиболее долгих по времени фонации, звуках, и строится, собственно, пение. Именно они определяют вокальную речь. И понятно, что особенности их формирования в голосовом аппарате человека существенно влияют на формирование певческих звуков. Никуда не денешься, как говорится.
Любой гласный звук приводит наш голосовой аппарат в определенную форму, благодаря которой достигается тот или иной резонанс. Если привычное произнесение какой-то гласной “не соответствует” качественной вокальной фонации - преподавателю нужно засучить рукава. Потому что пока данное несоответствие не будет устранено, ждать, что “глубокая А” не провалит все дело в высоком регистре на бэлте - глупо.
К настоящему времени придумано уже миллион упражнений на дикцию и артикуляцию, которые многими воспринимаются как тренировка гласных и согласных звуков. Но тут есть одно “Но”, как говорил комиссар Коломбо... Дикционные и артикуляционные упражнения тренируют, в основном, круговую мышцу рта, которая имеет весьма опосредованное отношение к формированию ФОРМЫ гласных звуков, особенно, во время пения. Гласные звуки, вернее, их правильная или неправильная форма формируются благодаря “внутренней артикуляции”. То есть, гораздо глубже нашего “хохотальника” - в районе так называемого, “маленького рта”. Его образуют наши надскладковые структуры и зона ротоглотки. Но это - вообще тема для отдельной статьи...
Вернемся к аттракторам.
По опыту могу сказать, что ученики, которые к нам приходят, приносят разные привычки, связанные с речью и пением. Я условно их делю на “начинашек”, которые только делают первые шаги в пении, и на тех, кто уже многое может, но испытывают сложности в определенных участках диапазона.
“Начинашки”, как правило, приносят врожденные аттракторы. Это те особенности звукоизвлечения, которые характеризуют их, как не имеющих вокальных способностей. То есть, у них от рождения в голосовом аппарате что-то идет не так, поэтому они плохо поют.
“Продвинутые” приносят приобретенные аттракторы. Эта категория певцов от рождения имеет хорошие вокальные данные, но в какой-то период времени они либо попали не в те профессиональные руки, либо сами себе “напели” нехорошие привычки типа “жать” или выть.
И с теми, и с другими стоит задача понять, что конкретно мешает петь, и тут нам понадобятся знания биомеханики голосового аппарата, акустики и резонанса, вокально-мышечного баланса и тд. Без этого выявить и устранить причину неудач не получится.
Скажу больше: любой, постоянно повторяющийся, косяк в пении - это аттрактор, вокально-мышечная привычка, не заменив которую на более похвальную, исправить что-то в звучании певца - дело долгое, если не безнадежное.