Найти в Дзене
Боевая техника мира.

Пешеходный танк. Моторизованный панцирь ч.2.

Предыдущая часть: Ну а в Великобритании всё началось с увлечения майора Мартеля (полное имя – Sir Gifford Le. Q. Martel), идеями французского полковника Ж.Этьенна. Который мечтал о полчищах бронированных застрельщиков пехоты. Т.е. одно-двухместных бронемашинах, вооруженных пулемётом, которые начинали штурм идя впереди своей пехоты, а в ходе боя поддерживали её как подвижные огневые точки.
По этой доктрине предполагалось оснастить армию огромных количеством "броне.пехотинцев с моторчиком".
Применение недорогих авто.агрегатов - двигателя, трансмиссии и элементов шасси, теоретически делало эти танки очень дешовыми, и легко изготовляемыми в массовых количествах. В будущем к таким танкам прклеилось определение - "мобилизационный танк".
Первой ступенькой к таким "роям москитов", послужил недорогой Рено FT. Но он оказался слишком тихоходным, слишком большим, и вдобавок слишком быстро устарел. В 1924 году Мартел построил оригинальное полугусеничное шасси с автомобильными агрегатами. Простейш

Предыдущая часть:

Пешеходный танк. Моторизованый панцирь. ч1. Испанский дебют.
Боевая техника мира.12 июня 2023

Ну а в Великобритании всё началось с увлечения майора Мартеля (полное имя – Sir Gifford Le. Q. Martel), идеями французского полковника Ж.Этьенна. Который мечтал о полчищах бронированных застрельщиков пехоты. Т.е. одно-двухместных бронемашинах, вооруженных пулемётом, которые начинали штурм идя впереди своей пехоты, а в ходе боя поддерживали её как подвижные огневые точки.
По этой доктрине предполагалось оснастить армию огромных количеством "броне.пехотинцев с моторчиком".
Применение недорогих авто.агрегатов - двигателя, трансмиссии и элементов шасси, теоретически делало эти танки очень дешовыми, и легко изготовляемыми в массовых количествах. В будущем к таким танкам прклеилось определение - "мобилизационный танк".
Первой ступенькой к таким "роям москитов", послужил недорогой Рено FT. Но он оказался слишком тихоходным, слишком большим, и вдобавок слишком быстро устарел.

Малый артиллерийский тягач на основе вездехода Мартелла фирмы Моррис.
Малый артиллерийский тягач на основе вездехода Мартелла фирмы Моррис.

В 1924 году Мартел построил оригинальное полугусеничное шасси с автомобильными агрегатами. Простейший гусеничный движитель из гусеницы, сначала по типу Кегресс, а впоследствии полноценная металлическая лента, натянутая на два больших катка и два промежуточных ролика обеспечивали неплохую подвижность. С мотором в 16-18л.с, машина развивала скорость по шоссе около 18 км\ч. А это был на тот момент выдающийся результат.
Поворачивала машина как и все полугусеничники Кегресс, за счёт поворота автомобильных управляемых колес. С той только разницей, что чисто по британской привычке всё делать наоборот - здесь управляемые колеса располагались в хвосте машины.
Как в первотанках "Маленький Вилли" и Марк1.

Танк Мартелла в деревянной бронировке.
Танк Мартелла в деревянной бронировке.

Для большей наглядности идеи "бронированного пехотинца" машину оснастили коробчатым "бронекорпусом" из дерева. Мартел делал машину на свои кровные. И экономил буквально на всем.
В 1925 году машину представили на суд армии. Прототип понравился. И Мартелл совместно с компанией Моррис, приступил к выполнению заказа на 8 машин.
В 26 году, весной начались полноценные полигонные испытания машин. Вместе с Моррис-Мартел на полигон поступили танкетки Кросслей - Мартел. Которые были выполнены в двухместном варианте и в другой компоновке - двигатель располагался за спиной экипажа.
Хотя и говорится о том что фирма Кросслей сделала одноместный вариант, на всех фото видна только двухместная машина. Возможно, ширина корпуса одноместной машины, позволила разместить двух членов экипажа без переделки корпуса.

Crossley-Martel Tankette
Crossley-Martel Tankette

С этого года начинаются разногласия в документах. Считается по одной версии, что Моррис-Мартелл сразу были поставлены в одноместном варианте. А двухместный появился позже.
По другим данным, два двухместных Морриса было сделано сразу.
Есть разногласия и по общему количеству произведённых машин. одни считают что 8 танкеток - это совместное количество "мартелей", 4 штуки от фирмы Кросслей и 4 штуки от фирмы Моррис.
По другой версии - 8 штук сделал Моррис. Количество Кросслеев - неизвестно.
В общем всё непросто.
Но для нас, не так уж и важно.

Морррис-Мартелл. Одноместный вариант.
Морррис-Мартелл. Одноместный вариант.

В любом случае, на маневрах 1928 года, было представлено как минимум четыре штуки двухместных Моррис-Мартеллов.
Да ещё и с поздним вариантом бронировки.
Все танкетки поступили в 3-й батальон Королевского танкового корпуса, входивший в состав «Экспериментальных механизированных сил» (Experimental Mechanised Force).
Где активно отрабатывали способы применения новых быстроходных танков. Скорость новых танкеток колеблется от 28 до 32 км\ч по шоссе, и около 15-16 км\ч на местности.

3-й батальон Королевского танкового корпуса, Готов к очередным маневрам.
3-й батальон Королевского танкового корпуса, Готов к очередным маневрам.

В конце 26 года, ноябре\декабре к "бронепехоте" Мартела, присоединились машины Кардена и Лойда.
В 24 году, маленький гусеничный вездеход Кардена и Лойда, катался на сельской ярмарке, демонстрируя высокую подвижность, и пытаясь привлечь потенциальных покупателей-фермеров.
Но лёгкая и вёрткая машина заинтересовала военных.
Кардену удалось сделать очень лёгкое шасси. Которое коренным образом отличалось от современных ему тяжеленных понтонных рам, напичканных десятками катков и многочисленными стальными рессорами для смягчения работы подвески.

Ярмарочный трактор Кардена.
Ярмарочный трактор Кардена.

Кроме того, машина имела новаторскую компоновку, при которой мотор располагался позади экипажа, а трансмиссия и ведущие катки, находились в носовой части машины. Для лёгкой и компактной машины, эта компоновка обеспечивала лучшую развесовку. Что повышало проходимость машины, скорость, и снижало износ гусеничной ленты.
Дополнительным фактором улучшения изностойкости траков, стал их малый размер.
Кроме того, при ведущих передних катках, значительно снижался риск потери гусениц на некоторых режимах движения.
Применив мелкозвенную гусеничную ленту, Карден уменьшил фрикционный износ траковых соединений. И уже в 1929 году, гусеничные ленты его бронетанков выдерживали пробег до 1000 километров. А к середине 30-х, новая износостойкая сталь позволила поднять ресурс гусеничных траков до 3000 км.

Опытная танкетка Carden-Loyd Mk. I
Опытная танкетка Carden-Loyd Mk. I

Очень маленькая и лёгкая машина - масса около 500 кг, понравилась военным. Двигатель от Форд-Т, в 22.5 л.с., разгонял её на шоссе до 36 км/ч. То есть это был один из самых быстроходных танков того времени.
Водитель\командир\стрелок\мастер на все руки, сидел в турельной полубашне открытой сверху и сзади. Броня вокруг его места была по 6мм со всех сторон.
Было сделано две танкетки, между собой немного различающихся. Но во время испытаний они подвергались ремонтам и переделкам. И с точностью установить их первоначальный вид уже невозможно.

Колесный вариант Carden-Loyd Mk.I
Колесный вариант Carden-Loyd Mk.I

В 27 году, появился колесно-гусеничный вариант танкетки. Для ускорения движения по дорогам, машину оснастили трехколесным шасси. С цепным приводом от ведущих катков. Заднее колесо являлось управляемым. В таком виде машина разгонялась до 50 км\ч.
Однако по итогам первых маневров Королевского танкового корпуса, стало понятно, что одноместная машина на поле боя не актуальна. Один член экипажа, не способен справиться с тем обилием боевых задач которые на него обрушились.
Он мог делать только что-то одно.
Либо стрелять стоя на месте.
Либо наблюдать. Стоя на месте.
Либо двигаться. Практически вслепую. Так как водитель мог видеть только небольшой участок местности перед собой. И никто ему не мог подсказать, куда ехать, какого направления держаться
Всё сам...
Чтобы осмотреться, водитель вынужден был остановить своей пепелац. И выглянуть поверх борта.
Переход из состояния водителя к обязаностям пулеметчика, или командира-наблюдателя, занимал некоторое время.
При поломках аппарата, "экипаж" не имел возможности справиться с неисправностью. Ввиду своей малочисленности.
Ну и самое главное. Любая травма или ранение одного-единственного водителя-стрелка-командира, выводило из строя весь броне...жилет с мотором.
Как воздух был необходим второй человек. Делавший двухместную машину намного более устойчивой к повреждениям и ранениям.
Идея одинарного бронированного механического пехотинца, тихо иссякла, и после Гражданской войны в Испании более не возрождалась.

Двухместная танкетка Carden-Loyd Mk.II.
Двухместная танкетка Carden-Loyd Mk.II.

В 27 году, Создатели лёгкой одноместной танкетки, Карден и Лойд, выставили на испытания двухместную машину совершенно новой концепции.
Приземистая машина, была вдвое ниже танкеток Мартела. Два танкиста сидели в ней буквально на днище корпуса. Между ними был втиснут 40\50 сильный мотор с трансмиссией.
Передача мощности осуществлялась на передние катки. Вследствии этого, корпус машины был невероятно коротким.
Второй человек в экипаже, позволял резко расширить боевые задачи выполняемые бронетанком. Делая машину полноценной боевой единицей. А в 30-31 и позже, на основе танкетки Виккерс-Карден-Лойд, был создан целый комплекс разнородных боевых машин = носитель батальонного миномета, батальонной пушки, тяжёлого 12.7мм\13.3мм пулемёта, машина связи,машина наблюдения и целеуказания\корректировки, тягач\транспортер, трактор поля боя, патрульный и дозорный бронеавтомобиль на гусеницах...

Рекламное фото - посмотрите как мал и прост наш танк!
Рекламное фото - посмотрите как мал и прост наш танк!

Другими словами, двухместный, более сложный, тяжёлый - МкII весил 1.5\1.6 тонны - немного более дорогой, малый танк моментально стал бестселлером.
К слову сказать, популярности будущей танкетки Виккерс Карден Лойд MkVI, способствовала бешенная работоспособность её создателя. За один только 1928 год, он выпустил на полигон 15 вариантов своей танкетки.
Всего за 1929-31 годы, компания Виккерс продала около 450 танкеток Кардена, в различных вариантах.
для Запада и Европы это беспрецендентный результат.
Машины были проданы в десятки стран. Где либо состояли на вооружении, либо испытывались для выяснения - нужно такое купить больше? Или сделать самим? И главное - зачем оно такое нужно?!
Однако желание получить танк, да ещё и за не очень большие деньги, пересиливало все сомнения.
И по мере накопления боевой практики, слишком мелкие и "картонные" британские карапузы, обзаводились пулемётной башней, немного более толстой броней, более мощными моторами и в итоге превращались в полноценный танк.

«Ситроен-Кегресс» М23
«Ситроен-Кегресс» М23

Особенности терминологии?
Франция даже раньше англичан построила свой вариант танкетки. На таком-же полугусеничном шасси. Но с полностью резиновой гусеницей. Машина изначально несла башню, и вмещала двух-трёх человек.
При массе 2.2 тонны, мотор в 18 л.с., позволял развить на шоссе 40 км\ч.
Но...
Бронемашина изначально предназначалась для кавалерии, вдобавок имела автомобильную компоновку с управляемыми колесами спереди, и поэтому вошла в историю как бронеавтомобиль.
Хотя от танкеток Мартела отличается только местом изготовления.
Ну и нужно признать - колесная ось расположенная впереди, заметно снижала проходимость. А резиновая гусеница и подвеска Кегресса, изначально имели немало серьёзных недостатков.
Но эти броневики, формально вообще не относились к танкам. А к бронеавтомобилям лёгкого класса. У которых на поле боя были совсем другие задачи и цели.

CHENILLETTE SAINT-CHAMOND M-21
CHENILLETTE SAINT-CHAMOND M-21

Вообще, во Франции изначально понимали ущербность одноместных машин.
И хотя идея "механического бронепехотинца" родилась именно здесь, именно здесь эта идея не находила воплощения.
Хотя работы над минитанками велись довольно широко. Армии, по опыту только что отшумевшей Великой Войны, требовался малый штурмовой танк, наподобие Рено FT. Но более подвижный и современный.
То есть в сущности французы хотели коллективный бронещит на гусеницах, с мотором и пулемётом. Тот самый "эго-танк", с помощью которого предполагали победить в "Верденской мясорубке".

Пешеходный танк. Ego-tank и все-все-все. Заря противотанкового оружия.
Боевая техника мира.12 апреля 2023

Так компания Сен-Шамон создала целую серию колесно-гусеничных минитанков (большинство которых осталось на бумаге) с экипажем из двух-трёх человек. Машины имели максимально "обжатый" вокруг танкистов корпус.
Масса 3.0 тонны. Мотор в ... 16 л.с. Скорость 16 км\ч на колесах. и 6 км\ч на гусеницах.
Броня 6мм.

-13

Главной особенностью бронекарапуза был сменный колесно-гсеничный движитель.
Колеса располагались на рычагах сложной формы и конструкции. Которые с помощью червячной механической передачи "закидывались" на корпус танка. Или откидывались вниз. После чего скорость машины резко возрастала, и соотвественно падала проходимость. Обратное действие, перехода на гусеницы, прибавляло вездеходности. Но значительно теряло в скорости.
Машина даже была продана в несколько стран. По одной\две штуки.
Но на фоне рекламы английских танкеток, они выглядели бледно и слишком неказисто.

Рено UE.
Рено UE.

Тем не менее французы попытались сделать аналог британской машины. Но на каком-то этапе, убедились в полной ненужности такой, слишком маленькой, слишком легкобронированной машины. И армия приняла их в безоружном виде "бронированного трактора переднего края". Машины доставки амуниции на поле боя, под стрелковым и шрапнельным огнем. И тягача разного рода прицепов и лёгких пушек.Лишь после оккупации Германией, на Рено UE, начали громоздить разнородное вооружение, от пулемётов до малокалиберных пушек.

Прототип танка  Госкис H35.
Прототип танка Госкис H35.

Французский подход к "механическому пехотинцу" наглядно продемонстрировали танки создаваемые для удержания линии Мажино - Рено R35 и Гочкис H35. Толстобронные двухместные танки. Максимально плотной компоновки. Тихоходные и с противопехотным вооружением.
И если фирма Рено разрабатывала танк с башней изначально, то французская кавалерия, заказала фирме Гочкис безбашенную мегатанкетку. Которая в целом повторяла формы Виккерс-Карден-Лойд. Только в литом корпусе с толстыми стенками и типично французского дизайна.
В конце концов благоразумие одержало верх. И танк получил башню.
В общем французы видимо оглядывались на опыт пехоты средневековья. Когда один солдат держал щит-мантелет, а другой из -за щита пускал стрелы или тыкал пикой.

Танкетка Sabote.
Танкетка Sabote.
-17

Тем не менее и французы не устояли пере "обаянием" одноместных бронетанков. И Atelier de Construction de Rueil- конструкторское бюро Рюэй (пригород Парижа) известное в будущем своими танками ARL, в начале 30-х сделала 5 штук одноместных Assautine"штурмовиков" массой 2.3 тонны, и толстой броней - 11мм. И во лбу наверное ещё больше. Двигатель Рено в 18 л.с, позволял этой машине передвигаться по шоссе со скоростью ... 8 км\ч.
В интернете этот с позволения "танк", существует только в виде плохонького чертежика из справочника Хейгля, и современных боковых проекций на основе этого самого чертёжика. Фото в интернете отсутствуют.

Велотанк "Ха-на" тип 98.
Велотанк "Ха-на" тип 98.

Зато с завидным упорством, интернет подсовывал мне вот ЭТО.
Японский велотанк "Ха-На". История говорит о том, что не имея возможности строить много танков, для войны в Китае, компенсировали нехватку нужной техники эрзац-бронетелегой. Стальной короб из 5мм стали, склепаный в виде танка, даже с пулеметной башней вмещал в себя трёх человек экипажа.
Приводилось в движение это... ЭТО... велосипедными педалями, и велосипедными цепями, а стояло это... ЭТО на велосипедных колесах, на которые ради введения в заблуждение доверчивых китайцев, были натянуты брезентовые "гусеницы".

Даже фотография есть.
Даже фотография есть.

Но...

К счастью эта история оказалась фейком.
Фотография была отфотожоплена из реального фото с танком Ха-Го.
Да и конструктивно машина выглядит нежизнеспособной.

Были даже нарисованные цветные боковички.
Были даже нарисованные цветные боковички.

В реале такую конструкцию проще было поставить на 4 колеса, любого типа. И толкать изнутри в нужном направлении.
И такие эрзац-танки делались в Германии в 20-х годах. В учебных целях.
И не более того.

На этом сегодня всё.
Спасибо за внимание.
Все изображения взяты из открытого интернет.
Ранее опубликовано;

Оглавление раздела о бронетехнике.
Боевая техника мира.22 августа 2022
Пешеходный танк. Солдатская броня. | Боевая техника мира. | Дзен