В этой публикации я хочу вам на примере фондового рынка наглядно показать, бизнес каких компаний уже вырос выше предкризисного уровня февраля 2022 года. Я уже не раз писал, что стоимость бизнеса (=стоимость акций компании) может служить неплохим индикатором положения дел в нем. Не идеальным, но весьма показательным.
По итогам 2022 года российский фондовый рынок показал наихудший результат среди более 90 рынков мира.
Сейчас он находится в среднесрочном восходящем тренде, но общий уровень все равно отстает от достигнутых осенью 2021 года максимумов в 1,6 раза! Или от уровня начала февраля 2022 года на 25%.
Но это рынок в целом. А вот отдельные, единичные эмитенты уже за это время успели перерасти рынок и превысить свои предкризисные уровни. Некоторые - довольно значимо. Давайте на них посмотрим.
Среди популярных компаний сюда можно отнести Фосагро: уровень февраля 2022 года - 5500, текущая цена 7500, рост 36%.
Среди популярных это все. Остальные примеры мы найдем среди менее известных компаний 2-3 эшелона.
Белуга Групп: уровень февраля 2022 года - 3200, текущая цена - 4200, рост 31%.
Трубная металлургическая компания (ТМК): уровень февраля 2022 года - 75, текущая цена 130, рост 73%!
КАМАЗ: уровень февраля 2022 года - 105, текущая цена - 185, рост 76%!
ГАЗ: уровень февраля 2022 года - 435, текущая цена 870, рост ровно 100%!
Нижнекамскшина: уровень февраля 2022 года - 24, текущая цена 34, рост 42%.
Донской завод радиодеталей: уровень февраля 2022 года - 2030, текущая цена 3310, рост 63%.
Есть и другие примеры, остановлюсь на этих.
Догадываетесь, что объединяет все данные компании? И чем они отличаются от ключевых "голубых фишек" российского рынка, которые пока еще очень далеки от преодоления предкризисных уровней?
Все эти компании что-то производят! И неважно что: удобрения, водку, трубы, автомобили, шины, радиодетали. Но все они создают продукты с добавочной стоимостью, а не просто выкачивают и продают природные ресурсы. И эта добавочная стоимость может быть разной: например, в удобрениях, трубах и шинах она невелика, а в автомобилях и радиодеталях велика, но она везде есть.
И бизнес этих компаний-производителей товаров с добавочной стоимостью растет, несмотря на все санкции и ограничения. Но они не составляют основу российской экономики, а жаль.
Основу составляют нефтегазовые и другие добывающие и экспортирующие природное сырье компании, и вот их бизнес после введения санкций упал довольно значимо, а у кого-то и до сих пор продолжает падать.
На этом простом примере я хотел показать разницу в том, как правильно строить экономику, а как неправильно, чтобы она была устойчивой к внешим воздействиям.
Ваш лайк и подписка - это необходимая поддержка каналу!