СТИХИЯ ОГОНЬ.
Стихия Огня – это первооснова, некая Божественная искра, живущая в каждом из нас и задающая начальный импульс любому процессу – мышления, активной деятельности, да и самой жизни вообще. Без Огня нет движения, нет энергии, нет любви. Что же отличает яркого и наполненного человека, что выделяет его из толпы, что делает его по-настоящему ЖИВЫМ? Мне думается, что это самые обычные, но очень важные вещи, которые открывают в любом человеке настоящее, заземляют его, и по большому счёту делают просто по-человечески счастливым – очаг, дом, семья, традиции и уклад жизни, радости и печали, которые присутствуют в каждом рядовом дне. Не секрет, что именно эти привычные для всех понятия и складывают нашу простую повседневную реальность, поддерживают нас и не дают угаснуть внутреннему огню, который мы и называем жизнью.
Многие сведения, представленные в этом разделе, были записаны со слов Сынару Анатпаевой – основателя и директора музея «Этно-парк на Телецком» в посёлке Артыбаш, замечательного, увлечённого своим делом человека, прекрасной рассказчицы, гостеприимной хозяйки и просто красивой девушки. Будете в посёлке Артыбаш – обязательно заходите к ней в гости, получите невероятное удовольствие.
СТИХИЯ ОГОНЬ. ПОЧИТАНИЕ ОГНЯ.
Поклонение огню на Алтае – больше, чем просто культ. Огонь здесь – стихия, возведённая в абсолют, имеющая тотальную силу и безоговорочное уважение, священнее огня нет ничего. Без огня не обходится ни один обряд, ни одно ритуальное действие. Считается, что огонь вдыхает жизнь в душу и сердце человека. Алтайцы наделяют огонь ролью посредника между миром людей и миром духов, поэтому существуют специальные ритуалы кормления огня, как способ отдать дань уважения Духам и поднести им дары. Ритуал кормления огня обычно происходит каждое новолуние (на третий день растущей луны), а любимой его «едой» являются конский жир, арака (местный слабый алкогольный напиток), различные отвары чаёв, то есть всё что делает огонь «радостным», заставляет его вспыхивать. Отдельно очень распространён обряд почитания Духа – хозяйки Огня (От-Ээзи), который делается также на новолуние и связан с кормлением огня особой некровной пищей - мучными изделиями, толокном из ячменя, а также сыром. В обязательном порядке огонь кропят молоком и произносят соответствующие заклинания. Ритуал обычно проводит мужчина – глава семьи, а если его нет – старшая женщина в роду, и в его процессе обращаются с просьбой о здоровье и удаче, особенно перед важными событиями – охотой, свадьбой или дальней дорогой.
На Алтае существует целый кодекс запретов и правил поведения, связанных с огнём. Вот некоторые из них:
- запрещено бить огонь, направлять в сторону огня ножи, ружья и острые предметы - это может поранить «голову» огня;
- огонь в очаге следует разжигать щепками, кусочками бересты;
- нельзя сжигать в огне очага мусор и отходы, класть в огонь дерево с вбитыми гвоздями – это сильное неуважение к огню, можно навлечь на себя и свою семью беды и несчастья;
- нельзя передавать через огонь друг другу вещи, перешагивать или перепрыгивать через огонь;
- нельзя наступать на золу очага – в доме не будет достатка, выбрасывать золу с недогоревшей головней, перемешивать горящие угли (в семье будут ссоры), заливать огонь водой;
- запрещено позволять детям играть с огнем.
Огонь на Алтае непосредственно связан с очагом, с домом, семьёй. Семья существует, пока горит семейный очаг, пока над аилом струится дым…
(продолжение следует).