До революции территория нынешней набережной представляла собой промзону с многочисленными лесопилками, складами и пристанями различных пароходных компаний, наиболее тесно соседствовавших между нынешними улицами Венцека и Ленинградской.
Здесь же от зари до зари шумел стихийный, красочный и криминальный Бурлацкий рынок.
«Культурное освоение» территории будущей набережной началось только в 1930-е. Первым шагом стало решение Куйбышевского горсовета от 22 октября 1934-го года об отводе двух земельных участков по нынешней ул. Горького между Венцека и Ленинградской под капитальное строительство.
В замыслах было создание многофункционального комплекса нового типа – с почтой, телеграфом, телефонной станцией на 600 номеров, радиоузла со студией и комнатой отдыха для пассажиров.
Построенное по проекту Александра Ушакова трехэтажное здание стало ярким примером «разворота» советской архитектуры от конструктивизма к ранее отвергнутой классике. Прекрасно вписанное в крутой рельеф, стоящее на массивном гранитном стилобате с нисходящими к набережной лестницами, оно напоминало дворцы средиземноморской ривьеры.
Основу запоминающегося образа составляют две угловые башни, объединенные ионической колоннадой, поддерживающей обширную парадную террасу третьего этажа. Трехчастная композиция главного фасада симметрична, плоскость стены первого этажа покрыта рустом.
Центральная ось выделена наружной лестницей с рустованной подпорной стенкой, лестничный парапет решен в виде балюстрады с вазонами, отмечающими поворотные углы. По центру подпорной стены располагалась полуциркульная ниша в виде грота со скульптурной группой «В.И. Ленин и И.В. Сталин на скамье», обрамленная рустованной обкладкой с замковым камнем.
Центральная часть главного фасада оформлена двухэтажной колоннадой ионического ордера, на которой покоится балкон с ограждением, повторяющим лестничное. Широкие оконные проемы имеют прямоугольную форму, над венчающим карнизом по осям колоннады выставлены парапетные столбики, соединенные решетчатым металлическим ограждением.
Плоскости стен фланкирующих башен-ризалитов декорированы рустом. Имеющий меньшую высоту южный(правый) ризалит завершен аттиковой стенкой с профилированными тягами карниза. Северный ризалит возвышается над зданием еще одним этажом. Узкие оконные проемы ризалитов объединены декоративными плоскостями с фактурной штукатуркой, над окнами третьего этажа расположены наличники, имитирующие прямые сандрики на ступенчатых кронштейнах.
В уровне основного карниза в северном ризалите расположено круглое окно, обрамленное профилированными тягами. В четвертом этаже северного ризалита под частым рядом узких окон проходит декоративный фриз с круглыми розетками со звездами и речной символикой. Венчают ризалит парапетные столбики с металлической решеткой. Боковые фасады имеют симметричную композицию, декорированы рустом и вставками с фактурной штукатуркой под окнами и карнизом. Все здание обрамлено венчающим карнизным поясом из профилированных тяг, декорированных сухариками.
Сданный в эксплуатацию в 1937-м году постконструктивистский красавец вошел в альбом «Советская архитектура за XXX лет РСФСР» и, цитируя книгу «81 архитектурный шедевр: путеводитель по современной архитектуре Самары», стал «…очень ярким представителем переходного периода советской архитектуры» и «на редкость удачным примером постконструктивизма с гармоничным сочетанием пластичной формы и тонко проработанной деталировки».
Дополняли ансамбль обступавшие «дворец» «дома речников» - выстроенные по проектам Петра Щербачева парадные сталинки .
Управление Средневолжского речного пароходства вселилось в здание в апреле 1937-го и занимало его вплоть до своей ликвидации в феврале 1959-го. «Дворец» не пустовал ни одного дня - в марте того же года стало штаб-квартирой переведенного из Астрахани управления речного нефтеналивного пароходства «Волготанкер». С тех пор здание стало символом пароходства, имевшего в свое время огромный флот, ходивший от Архангельска до Гибралтара, а позже – самым «молодым» в Самаре объектом культурного наследия федерального значения.
Облик здания за прошедшие восемь с лишним десятков лет почти не изменился. Правда, скульптурная композиция с сидящими на скамеечке, мирно беседующими и любующимися волжскими просторами вождями в 1954-м году из грота тихо исчезла и куда подевалась – неизвестно. Зато 2 октября 2019 года около здания пароходства открылся памятник Владимиру Пермякову – почетному гражданину Самары и речнику в пятом поколении.
Общий «волжский» стаж династии Пермяковых превышает 630 лет. В трудовой книжке Владимира Васильевича всего одна запись о месте работы – пароходстве «Волготанкер», а началась карьера осенью 1941-го юнгой на буксире «Уралнефть», доставлявшем под открытым огнем нефть и бензин в осажденный Сталинград. После окончания Великой Отечественной Пермяков служил рулевым, штурманом, капитаном, а в 1970-е возглавил «Волготанкер». Благодаря его инициативе был выстроен микрорайон на Сухой Самарке и спорткомплекс ДСО «Водник».
«Волготанкер», как многие гиганты ушедшей эпохи, кое-как и с большими потерями пережил тяжелые времена, к настоящему времени стал акционерным обществом. Штаб-квартира на набережной - символ его былого величия и по-прежнему одно из красивейших зданий города
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете