Очаровательный брюзга
Любопытное наблюдение – киноактёр Челентано закончился вместе с Советским Союзом. Фильм «Ворчун» (1986) неизменных ценителей таланта режиссеров Кастеллано и Пиполо завершал серию итальянских картин, которые охотно брали в прокат в стране Советов. Ещё один разовый всплеск в 1992 году с провальным «Джекпотом» и всё – страница перевернута. Челентано тогда было слегка за пятьдесят. Мол, сценарии стали плохие, и музыка, только музыка.
Лукавил, конечно, итальянский соловей. И, возможно, настоящую причину ухода можно увидеть именно в «Ворчуне». Уж больно настойчиво герой Челентано – адвокат-детектив-страховой агент Тито Торризи (кстати, каждый раз при упоминании этого имени внутренний Т9 назойливо включал имя адвоката Терразини из «Спрута») зачесывал три волосины с затылка на все более широкий с каждой кинолентой лоб. Скорее всего, Челентано увидел, что вот-вот и на экране он из брутального мужика превратится в старика Козлодоева. А кочевряжиться де Фюнесом ему не хотелось. Уж лучше музыка.
И ведь в том же «Ворчуне» сценарий не так уж и плох. Конечно, там привычно используют локацию «в грубого мачо, что малость симпатичнее примата, влюбляется писаная красавица благодаря приёму – чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей, идеально сработавшую в «Укрощении строптивого». Но вместе с тем неплохо для жанра лёгкой комедии продуман детективно-авантюрный сюжет. И, главное, картина дышит той беззаботной итальянской атмосферой восьмидесятых, которую могут прочувствовать те, кто в своё время переплачивал за пластинки Пупо и доставал билетик на Джанни Моранди. Un italiano vero.
И сам Адриано Челентано был в наших глазах тем же красавчиком, как и в «Блефе», и в «Тузе», и в «Безумно влюблённом». Мужчины принимали харизму (в отличие, от красавчика Жана Сореля, которого противопоставляли здесь сами-знаете-кому или бессмертного Марчелло Мастрояни, над которым ёрничал ещё Высоцкий), женщинам же типаж Бинго-Бонго всегда нравится на уровне инстинктов доисторических времён. Разумеется, в процессе просмотра за Адриано никто не переживал, как не переживают за исход матча мадридского Реала с невесть как попавшего ему в соперники Уралом. И очередная благодарная девушка активно падает в объятья того, кто как бы и не особо дёргался в этом направлении.
Советскому зрителю чужд западный метросексуализм. Челентано, Бельмондо, Сталлоне, Караченцов – наше всё. А чтобы второе блюдо раскрыло все достоинства, нужен хороший гарнир. Девушки. Возможно именно из-за этого «Ворчун» не стоит на пьедестале лучших фильмов Челентано. Дебра Фойер, конечно, милашка и полностью соответствует своему персонажу. Но нам хочется ещё и изюминки. Какая была у Орнеллы Мути, какая была у совершенно неизвестной на родине Антонии Сантилли (которой клад подо львом бабка завещала). Ну или у нашего ответа Западу – Натальи Варлей. Ради американки мало кто будет в очередной раз пересматривать старую комедию, такие блондинки пачками в любом молодежном хорроре. Хотя Микки Рурка когда-то сия сеньорита зацепила. Ну да ладно, огрехи женской составляющей худо-бедно поправляла секретарша адвоХата.
Ну и немножечко Флоренции, не последнего итальянского города. Не Римом единым и не Венецией подтопляемой. Плесните капельку кьянти и вперед в прошлое.
(с) Андрей Батурчик