Добрый день, уважаемые коллеги.
Продолжаем наши пропагандистские изыскания. Мы определили три книги, три источника, разбирающие пропаганду не как информационный феномен, а как машину влияния. Прежде всего, спешу вас заверить: ничего очень сложного и откровенного в этой области человеческой деятельности вы не узнаете. Просто всегда проще воспринимать концентрацию понятий и инструментов, нежели просторные рассуждения, состоящие из массы ненужных подробностей.
Сначала вообще поймем, что это - Пропаганда? Ведь у термина есть вполне себе респектабельное значение.
Слово пропаганда, используемое в повседневности и быту, происходит от названия Sacra Congregatio de Propaganda Fide (Конгрегации пропаганды веры). Таковая существовала с 1622 года по 1988 год в Риме. Обладала штатной юрисдикцией над церквами на миссионерских территориях. В ее задачи входило распространение католицизма путем координации миссионерской деятельности, содействие в подготовке местного клира, открытие новых миссионерских институтов на территориях, признанных миссионерскими. Имела исключительное право создания административных миссий и церковных структур. Организация супермогущественная, но у слова Пропаганда плохая карма. На волне сумасшедшего скандала с масонской ложей Пропаганда Два конгрегация была переименована Папой Иоанном Павлом II и превратилась в обновленную структуру.
Еще один смысл, к которому имеет отношение значение нашего волшебного слова. В странах, говорящих на романских языках, коммерческая пропаганда или какой-либо ее эквивалент является распространенным термином для обозначения ординарной торговой рекламы.
Но возвращаемся к основной теме. Итак: Эдвард Бернейс, книга «Пропаганда». Издана в США в 1928 году.
Бернейс - личность интересная. Отпрыск влиятельной и творческой семьи из Австрии. Племянник Зигмунда Фрейда. Дядя подарил ему очень простую мысль, которая краеугольным камнем легла в основание всей пропагандистской теории:
«Психологи-фрейдисты были едва ли не первыми, кто указал на то, что мысли и действия человека нередко служат заместителями желаний, которые он вынужден подавлять. Подлинной причиной стремления к обладанию может быть не истинная ценность вещи, не ее полезность, а то, что человек бессознательно воспринимает ее как символ чего-то иного, некоего желания, в котором он стесняется себе признаться».
Цитирую по книге: «Propaganda» by Edward L. Bernays. New York, Horace Liveright, 1928.
Племянник долго и плодотворно работал на ниве PR. Постоянно поддерживал мнение, что публичные отношения – это не обычная реклама, а поток, направленный на мотивы и побуждения масс. Его интересовала прикладная составляющая работы, более чем практическая. Однако это не помешало ему обобщить сведения, которые будущие пропагандисты используют в своей работе без малого сотню лет.
Бернейс делает заход с того, что в современных обществах манипулирование привычками и вкусами является повседневной и очень важной составляющей социальных отношений. Для решения задач применяется набор слов, символов, убеждений и даже, если хотите, причесок. Как в любом манипулировании, специалисты расставляют соответствующие акценты: намеренно придавая значимость определенному событию и допуская замалчивание или искажение фактов, связанных с делом. А иногда они просто лгут врут.
Обратите внимание. Книга вышла в 1928 году. Но здесь встречается такая терминология, которая становится очевидной только век спустя. А именно: манипуляция, формирование, единый мир и … невидимое правительство (unseen mechanism, invisible government, members in the inner cabinet).
«Нами правят, наше сознание программируют, наши вкусы предопределяют, наши идеи предлагают — и все это делают в основном люди, о которых мы никогда и не слыхивали.
Это они тянут за ниточки, идущие к общественному сознанию, это они управляют старыми общественными силами и изобретают новые способы связывать мир воедино и управлять им.
Как правило, мы не сознаем, насколько важную роль играет это невидимое правительство в повседневной жизни нашего общества».
Цитирую по книге: «Propaganda» by Edward L. Bernays. New York, Horace Liveright, 1928.
Мнится, что многие процессы управляются без критики и осмысления. Раздуваются пустопорожние новости, продавливается повестка, где одна сторона свята и невинна, а вторая - чистые черти. Личности наделяются многоходовой гениальностью. Сепарируются идеи: некоторые допускаются в массовое сознание, а некоторые безвозвратно запрещаются. Все с благой целью необходимого упорядочивания жизненного пространства.
Знаете, что в этом самое примечательное? Что Бернейс сегодня свежее и актуальней, чем множество его бестолковых учеников.
«Потенциальные возможности, подаренные нам этими изобретениями, хорошо понимает Х.Г. Уэллс, опубликовавший в газете New York Times следующие строки:
«Современные средства коммуникации — власть, которую дают нам печать, телефон, радио и прочие изобретения, способные быстро передать важнейшие стратегические или технические идеи множеству взаимодействующих центров одновременно, открывают перед нами совершенно новый мир политических процессов. Сегодня идея и фраза могут быть эффективнее любой личности и сильнее любых локальных интересов».
Цитирую по книге: «Propaganda» by Edward L. Bernays. New York, Horace Liveright, 1928.
Существует мощный информационный поток, который живет одновременно в нескольких плоскостях. Намеренно создается выдуманная матрица, которой пытаются прикрутить осколки действительности. Причем исходный нарратив забывается напрочь. И следует просто поток сознания, где «вчера» противоречит «сегодня», а эмоции заменяют логику и критику.
Особенно примечателен недавний случай. В наличии - публичное лицо и руководитель информационного агентства. Назовем канал условно «Повесть временных лет тудей». Чтобы никто не оскорбился и не возбудился. 😁
«Страна присоединяла к себе нации, этносы, некие сгустки племен с отсутствующей государственностью. В том числе мой этнос, армянский». Вообще странно, когда человек себя ассоциирует со сгустком. Это как-то даже мерзко.
Умница Бернейс предусмотрел и это: «Когда пропасть между интеллектуалами и рабочим классом слишком велика, первые не будут иметь влияния вовсе, вторые же от этого отнюдь не выиграют». Но тут напрашивается своевременный вопрос: а есть ли в данном уравнении интеллектуалы? Или они заменены люмпенами?
«Каких взглядов придерживаются массы и каких не придерживаются – безразлично. Им можно предоставить интеллектуальную свободу, потому что интеллекта у них нет».
Джордж Оруэлл, «1984».
Еще в благословенные 70 – е годы ХХ века существовали правда и ложь. Теперь у нас есть правда, ложь и высказывания, которые не могут быть ни правдой, ни ложью. Эвфемизм? Неа. В лучшем случае - «неверно понято», в худшем - «несколько недальновидно».
«Пропаганда» в своем исконном значении — вполне пристойное, честное слово, имеющее почтенное происхождение и заслуживающую уважения историю. Тот факт, что сегодня ему придан отрицательный оттенок, говорит лишь о том, насколько силен ребенок в среднестатистическом взрослом. Вот группа граждан пишет статьи и говорит речи, защищая то или иное решение спорного вопроса и считая, что именно это решение наилучшим образом отвечает интересам общества. Пропаганда? Ну что вы. Просто упорное утверждение истины. Но вот еще одна группа — она выражает противоположное мнение, и мнение это очень быстро получает позорное клеймо «пропаганды» ...
Цитирую по книге: «Propaganda» by Edward L. Bernays. New York, Horace Liveright, 1928.
И знаете, что ужасно в этой ситуации? Даже не то, что кто – то лжет. Самое страшное, что врут безостановочно и даже с каким-то залихватским куражом. Данный азарт выходит далеко за рамки простого умственного равновесия. Участники представления продолжают повторять свои тезисы, даже если они много раз опровергались и в публичных медиа, и независимыми источниками. Основное направление удара – эмоции и приобщение.
«Точно так же можно сделать частью общего плана кампании эмоции, с помощью которых политик намерен воздействовать на публику. Посторонние эмоции слишком легко переходят в сентиментальность и слезливость.
Эмоциональное воздействие ораторского красноречия деградировало из-за злоупотребления им на протяжении долгих лет. А необдуманное проведение событий, вызывающих эмоции, если они не являются частью кампании в целом, являются пустой тратой времени».
Цитирую по книге: «Propaganda» by Edward L. Bernays. New York, Horace Liveright, 1928.
Очевидно, что сейчас мы живем в мире, который все больше противоречит фактам.
Однако, есть потребители, которые с готовностью проглотят мутный супчик. Им доносят именно то, что они жаждут услышать. И поскольку средства массовой информации не желают отдавать поляну конкурентам, то им остается выдавать себя за одинокий голос истины. Всю сложность мировых событий легче передать как игру в героев и злодеев. Чем больше вы убеждаетесь в том, что миром правят злонамеренные элиты, тайно работающие против ваших интересов, тем меньше вероятность, что вы поверите независимым источникам информации. Да, в конце концов, мы по горло сыты экспертами, а нам просто надо соединиться с людьми в пафосном порыве. Кстати, для заметки, на этом и построена популярность Дональда нашего Трампа.
Манипуляция эмоциями — это беспроигрышный вариант. Ибо ощущения всегда предпочтительней фактов, атмосфера важнее содержания. Именно поэтому современные политические активисты любят использовать слова: «положительный» и «отрицательный», «Война – это мир», «Незнание – сила». Промыватор мозгов, который лжет, «проводит позитивную кампанию» в то время, как оппоненты, указывающие на ложь, «занимаются личными нападками». Неудобные факты называют клеветой, а предупреждения - нагнетанием страха.
Это просто, но до трепета результативно. А как же факты? Факты негативны. Факты пессимистичны. Факты непатриотичны.
«Мы находимся под постоянным массированным воздействием, задача которого — овладеть нашими умами в интересах какой-либо стратегии, товара или идеи.
Пропаганда становится инструментом невидимого правительства».
Цитирую по книге: «Propaganda» by Edward L. Bernays. New York, Horace Liveright, 1928.
Да вот только черных лебедей никто не отменял. Такой прилетает и клюет в лоб. И в одночасье перестают работать схемы, очень популярные в 90-х. А то, что эффективно сработало единожды и по неизвестной причине, в следующий раз смотрится жалко и запоздало. Реальность меняется, а вот поправочек нет. Кстати, в пандан сегодняшней теме. Обратите внимание, никакой политический компромат не работает. Любые обвинения оборачиваются фокусом: дело рук моих врагов. Машина пропаганды это запросто отрабатывает, и повестка оборачивается мелочью в сопоставлении с межгалактической угрозой. А настоящая история никого и не интересует.
Здесь мы остановимся. Думаю, что простейшие эмоциональные приемы, которые обобщил и подарил миру Эдвард Бернейс, нами разобраны достаточно подробно:
✅ У рекламы и пропаганды принципы и механизмы однотипные;
✅ Давите на эмоции. С криками и обвинениями истину не ищут.
Следующая публикация будет полностью посвящена пропаганде в политике. Как ее видел гениальный дядин племянник.
Увидимся в среду.
Дисклеймер. Все сказанное автором и описанное в данной статье является авторской фантазией и не претендует на истину. Использованы тексты и фото из открытых источников. Любые совпадения с реальными событиями и личностями случайны. Автор старается уважать мнения всех людей и по разным вопросам.
Подписывайтесь на канал Laszlo Karanovać∴ИСТОРИЧЕСКИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ! Это позволит находить загадочные кейсы, интересных людей и говорить об их месте в палитре всемирной истории.
Пропаганда. Глупость - новая нормальность. Читать здесь.
Пропаганда. Заметки с дивана. Читать здесь.
Пропаганда. Будет жить вечно. Читать здесь.
НЕвойна в Заливе. Читать здесь.
Эффект Саддама или симулякр пустыни. Читать здесь.
Потеря идеологии. Постмодерн в позднем СССР. Читать здесь.
Исторические расследования. Метод, основанный на рассказе Карела Чапека. Читать здесь.