О том, что нам нужно сделать, можно думать как о проблеме и как о задаче. Обычно это несколько разные способы восприятия, каждый со своими плюсами и минусами. При чём представление о том, что такое «проблемы», а что такое «задачи» могут довольно сильно отличаться для разных людей.
➡️ Плюс могут быть и другие категории - это стоит исследовать, но сейчас возьмём типичный случай, когда категорий всего две.
Здесь мы как раз сначала определим различия между этими категориями, а так же по каким критериям одни события относятся к проблемам, а какие - к задачам.
➡️ Например, когда вы думаете о чём-то, как о «проблеме» - это вызов и хорошо подходит для дел, которые нужно сделать срочно. А «задачи» более удобны для длительного последовательного достижения. Или «проблемы» - что делать не нравится, а «задачи» - делать нравится. Вариантов может быть много.
А потом займёмся, собственно, сортировкой - что-то кладём в «задачи», что-то в «проблемы».
По шагам
1. Определение категорий
Определите, что такое для вас «проблемы», а что такое «задачи». По каким критериям вы разделяете эти категории.
2. Калибровка ментального пространства
Выберите 3-4 ситуации, которые вы воспринимаете или воспринимали как проблемы. Найдите область в ментальном пространстве, где расположены эти ситуации.
Например: слева на 10 часов, внизу, на 1,5-2 метра от меня, тёмные, неподвижные.
Аналогично, выберите 3-4 ситуации, которые вы воспринимаете или воспринимали как задачи. Для этой категории тоже найдите место в ментальном пространстве.
Например: прямо передо мной на 12 часов, на уровне глаз, на расстоянии 70 см - метра, яркие, кино.
3. К чему приводит перенос
Переместите пару ситуаций из категории «проблемы» в категорию «задачи» и оцените для каждой:
• Как это изменит ваше восприятие?
• Какие плюсы и минусы вы от этого получите?
• Вам более полезно думать об этом как о задаче или как о проблеме?
Верните ситуации в исходную категорию.
Возьмите пару ситуаций из категории «задачи» и перенесите в категорию «проблемы». Ответьте на те же самые вопросы. Верните ситуации в исходную категорию.
4. Список ситуаций
Составьте список ситуаций, которые вы хотите изменить в своей жизни. Распределите их по категориям «проблема»/«задача» в зависимости от того, как вы сейчас их воспринимаете.
5. Перенос
Теперь последовательно переносите (или оставляйте) ситуации из списка в те категории, которые им больше подходят.
Для каждой ситуации после переноса проверяйте:
• Как изменилось восприятие ситуации?
• Не повредит ли вам такой способ восприятия ситуации?
• Как изменится ваше поведение в этой ситуации?
Демонстрация
Оператор: - Мне нужен желающий, который хочет разобраться в том, какие дела ему полезнее считать проблемами, а какие - задачами. Хорошо, Света, выходи. Ты готова разобраться в этом вопросе прямо сейчас?
Клиент: - Да, готова. Но ведь думать о чём-то как о проблеме плохо, лучше как о задаче?
О: - Как раз сейчас и разберёмся, как это для тебя. В зависимости от того, какое значение ты вкладываешь в понятие «проблема», а какое - в понятие «задача» и что чем тебе полезнее считать в каком случае. Для начала, как будем называть то, что мы будем делить на эти две категории?
К: - Дела - подходящее слово. То, что нужно сделать.
О: - Хорошо, дела. Определи, пожалуйста, какие дела для тебя «проблема», а какие - «задача»?
К: - Проблемы - это что-то неприятное, с ней трудно справляться, но надо. Задача - это то, что просто нужно сделать.
О: - Как я понял, и проблема, и задача - это то, что нужно сделать. Но проблема - это что-то неприятное?
К: - Да. И то и то - это дела, но проблемы - это неприятные дела. В том смысле, что мне не очень нравится эти дела делать. А задачи - это то, что мне делать нравится. Или, в крайнем случае, я к этому отношусь нейтрально.
О: - Проблемы и задачи для тебя отличаются тем, что в первом случае действия для решения тебе не нравятся, во втором - нейтральные или приятные?
К: - Да, так.
О: - А какие действия тебе не нравятся обычно?
К: - Сложные. Те, в которых нужно разбираться, знаний не хватает или навыков, мне нужно сейчас документы в банк на кредит подавать и со всей этой документацией надо разбираться. И есть ещё вещи, которые мне просто не нравится делать, вроде поездки в налоговую. Задачи - это то, с чем можно относительно легко справиться. Сходить в спортзал, презентацию сделать по работе.
О: - Хорошо, подумай. По какому основному критерию ты делишь дела на проблемы и задачи?
К: - Мы поговорили и я поняла, что главный критерий - есть ли у меня уже все нужные навыки, знания и информация или нет.
О: - Нужно дополнительно учиться или нет?
К: - Да!
О: - В чём плюсы и минусы, когда ты думаешь о чём-то как о проблеме, и как о задаче?
К: - Когда задача - просто идёшь и делаешь. Это плюс. Минус с задачами в том, что я при их решении не ищу новые варианты, использую только уже имеющиеся навыки и знания. И после решения задачи нет такого кайфа, как после решения проблемы - ну сделал и сделал. Проблема - да, это неприятно, но я учусь новому. И это вызов для меня. И когда с проблемой всё-таки разбираешься, это такой всплеск, вау, я молодец!
О: - Тебе не нравится учиться?
К: - Нравится. Но мне нравится учиться заранее и учиться тому, что нравится. А с проблемами приходится учиться в процессе и часто не совсем тем вещам, которым мне учиться нравится.
О: - Хорошо. Посмотрим как эти категории представлены в твоём ментальном пространстве. Возьми три - четыре дела, которые ты воспринимаешь или воспринимала как проблемы. То есть это могут быть текущие дела или то, с чем ты уже справилась. Где находится та область, в которой они располагаются?
К: - Это область на уровне глаз около метра в диаметре, на расстоянии вытянутой руки и чуть слева. Сами образы проблем небольшие, с ладонь размером.
О: - Аналогично. Три - четыре дела, которые ты воспринимаешь или воспринимала как задачи. Где находится та область, в которой они располагаются?
К: - Это выше меня, справа, но тоже на расстоянии вытянутой руки. Диаметр области тоже около метра, но образы задач побольше и поярче, чем у проблем.
О: - А что для тебя здесь обозначает, что образ ближе, выше или правее?
К: - Чем левее - тем более сложная задача, выше или ниже - насколько нравится, чем ближе - тем важнее дело.
О: - Отлично. Теперь перенеси пару образов проблем в область задач. Что меняется.
К: - Они становятся менее напряжёнными и более спокойными. Одна вообще просто застыла - я не знаю, что там нужно делать, ей просто не место в задачах. Вторая да, ей как раз место в задачах.
О: - Какие плюсы и минусы от того, что ты их переместила в задачи?
К: - Плюсы - меньше напряжения. Минусы - одной ситуации просто не место в задачах. А достижение второй воспринимается просто как некая рутина, здесь и плюс и минус.
О: - Верни образы на старые места. Если потом захочешь какие-то из них переместить, то сделаешь это. Пока мы просто исследуем, к чему приводит перенос из категории в категорию.
К: - Да, вернула.
О: - Теперь возьми пару образов задач и перенеси в область проблем.
К: - Здесь забавно. Когда я перенесла в проблемы бег по утрам, я поняла, что так даже лучше - получился вызов, добавилось напряжение. И удовольствия от того, что я это делаю, стало больше. А вот когда перенесла в проблемы написание отчётов просто стало тоскливо и неприятно.
О: - Обобщи, какие плюсы и минусы от того, что ты их переместила в проблемы?
К: - В некоторых случаях становится даже лучше - больше удовольствия от решения. И как бы добавляется поиск новых возможностей. Минусы - негатив добавляется.
О: - Хорошо, верни образы на старые места.
К: - Сделала.
О: - Света, возьми немного времени и составь список дел, с которыми ты бы хотела разобраться - это только для тебя, показывать никому не нужно будет. Записывай в два столбика - в одном то, что ты считаешь задачами, в другом, что ты считаешь проблемами.
К: - Сколько всего нужно?
О: - Штук семь - десять пока будет достаточно. Потом ты можешь в любой момент что-то добавить или убрать.
К: - Да, я записала сейчас около десятка.
О: - Замечательно. Возьми какое-то дело из списка проблем и перенеси в область задач. Посмотри, что получилось - лучше ли о ней думать, как о задаче? Если нет, то верни на старое место. Если да - оставь в категории задачи и проверь, не повредит ли тебе это? Представь, как ты теперь будешь это делать: завтра, через неделю, месяц.
К: - Да, перенесла. Об этом действительно лучше думать, как о задаче.
О: - Теперь возьми какое-то дело из списка задач и перенеси в область проблем. Точно так же, посмотри - о ней лучше думать как о проблеме или как о задаче? Если лучше думать как о задаче - верни на старое место, если лучше думать как о проблеме - оставь в категории «проблемы», проверь экологию и сделай привязку к будущему.
К: - Нет, эту оставлю в задачах.
О: - Хорошо. Ну и дальше по очереди - берёшь образ из категории «проблемы», переносишь в область «задачи» и смотришь как лучше. Если не понравилось - возвращаешь обратно. Потом из «задач» в «проблемы». Естественно, те дела, которые ты уже переместила, таскать туда обратно не надо.
К: - А можно сначала разобраться с проблемами, а потом с задачами?
О: - Да, конечно можно и так. Делай как тебе удобно.
...
К: - Сделала. Часть проблем перешли в задачи, часть задач - в проблемы. Тот бег по утрам как раз перенесла в «проблемы». И ещё я поняла, что мне удобнее перекидывать дела из категории в категории в зависимости от ситуации. Например, когда научилась, удобнее перекинуть в задачи, хочется большей остроты и вызова - перекинула в проблемы. Или если нужно поискать новые варианты решения - тоже на время можно в проблемы перекинуть.
О: - Отлично. Тебе понравилось то, что получилось?
К: - Да. Вернусь домой и ещё поразвлекаюсь, очень прикольно.
О: - Спасибо.
Замечания к демонстрации
Часто встречается мнение, что называть сложную ситуацию проблемой плохо, а задачей - хорошо. Я не был бы так категоричен, всё сильно зависит от того, что для конкретного человека обозначает слово «проблема», а что «задача». И от контекста. Вот у Светы здесь «проблемы» были связаны с тем, что ей не нравится делать, но их преодоление приносит больше удовольствия, чем решение «задач». И, соответственно, будут какие-то дела, о которых в какой-то момент времени ей удобнее думать, как о задаче, в какой-то как о проблеме. Или как-то ещё, в принципе можно придумать ещё какие-то категории с другими характеристиками. Понятно, что у вас это может быть совсем по-другому. Например, для кого-то «проблемы» - это ситуации, с которыми они в принципе справиться не могут или не могут справиться самостоятельно, или что-то, о чём они стараются не думать. И такой способ мышления подходит для достаточно небольшого числа ситуаций.
И самое главное: перенос из категории в категорию вы можете сделать в любой момент, не только во время выполнения техники. И такие переносы можно делать в зависимости от ситуации, задачи, контекста, настроения - вот сейчас об этом деле удобнее думать, как о задаче, а сейчас, как о проблеме, а сейчас опять как о задаче.
🔮 Ментальное Пространство: как управлять категориями смыслов
онлайн-марафон с 7 июля https://trenings.ru/mprvo