8 июня 1837 года в небольшом городке Острогожске Воронежской губернии родился Иван Николаевич Крамской. Подростком он лишился отца, и не мог продолжать образование. Блестяще окончив лишь уездное училище, он со старшим братом подрабатывал каллиграфическим письмом в местной Думе. А еще занимался самообразованием и много читал: «поглощал всё, о чем только слышал».
К тому моменту он уже проявлял тягу к творчеству, но родня категорически не хотела отдавать мальчика на обучение — хотя бы в подмастерья — к художникам. Не хлебное, мол, это дело.
Позже мать всё же решилась отдать Крамского в ученики к иконописцу. Но такое «учение» быстро наскучило самому художнику: первые месяцы он лишь выполнял тяжелые работы да тер краски. Затем Крамской нанялся помощником-ретушером к фотографу и так за несколько лет накопил по копейке денег на дорогу в Петербург — в Академию художеств. Впереди были годы столь же тяжелого и бедного существования: учеба, подработка ретушером.
На старших курсах Иван Крамской уже мог подрабатывать более творчески. Например, он писал эскизы по заказу своего преподавателя для росписи Храма Христа Спасителя и позже участвовал в самой росписи.
А на последнем курсе нашла коса на камень: студентов возмутили новые требования в конкурсе на Большую золотую медаль, а последней каплей стала предложенная профессорами тема конкурса («Пир в Вальгалле»). Крамской и еще 13 студентов подали прошения: «…просим покорнейше совет освободить нас от участия в конкурсе и выдать нам дипломы на звание художников».
Выйдя из академии, Крамской с товарищами организовал художественную артель: общее съемное жилье, общий стол, общие заказы. Артельщики были юны и полны светлых идей, но уже через несколько лет их небольшой «социальный эксперимент» провалился: начались раздоры, многие вышли из артели, стали переманивать заказчиков.
Но тут Крамского пригласили к участию в Товариществе передвижных выставок, и так началась целая эпоха в истории русского искусства. Крамской был деятельным организатором и вдохновителем передвижников, автором множества статей и писем об искусстве.
Еще студентом Крамской женился, вскоре стал многодетным отцом и вынужден был много работать ради содержания семьи. При этом писал жене Софье: «...ты не только не мешаешь мне быть художником и товарищем моих товарищей, но даже как будто сама стала истинным артельщиком…».
Маслом, акварелью, соусом, карандашом он создавал заказные портреты. А параллельно писал то, что не мог не писать — занимавшие и «мучившие» его сюжеты, такие как «Христос в пустыне».
Другим таким мучительным сюжетом стала картина «Неутешное горе», над разработкой которой он трудился несколько лет после смерти малолетнего сына. Женщина на картине — несколько измененный портрет жены художника. Дописав, Крамской отдал свой шедевр в дар Третьякову, и лишь позже Третьяков буквально заставил мастера принять деньги. Не хотел Крамской просто продавать эту историю личной боли.
Много лет Иван Николаевич преподавал в рисовальной школе Общества поощрения художеств. Потрясающий перфекционист, он был чуток к ученикам, но беспощаден к себе. В 1874 году он писал Репину о своих мучениях над картиной: «Когда я буду с красками хозяином, как с соусом…», — считая себя еще недостаточно уверенным живописцем.
По воспоминаниям доктора С.П. Боткина, примерно с 1880 годов у Крамского развился характерный кашель. Здоровье начало стремительно ухудшаться. А всего через 7 лет художник скоропостижно умер за мольбертом. В этот момент он по иронии судьбы писал портрет семейного доктора Раухфуса.
Если статья оказалась для вас интересной - ставьте лайк и подписывайтесь на канал "Школа рисования Enterclass". Узнавайте новое об искусстве и художниках, рисуйте в прямом эфире с известными мастерами, учитесь по видеоурокам и участвуйте в конкурсах.