День океанов — праздник международный. Отмечается он во всём мире 8 июня. Отношение к этому дню имеют все, кто хоть как-то связан с морями и океанами, — океанологи, моряки, рыбаки, морские экологи, ихтиологи, капитаны дальнего плавания.
Сегодняшний рассказ — о знаменитом паруснике и, конечно, о людях, с ним связанных.
Фрегат «Паллада» был построен по личному указанию императора Николая I. Заложен на Охтенском адмиралтействе в Санкт-Петербурге 2 ноября 1831 года, а спущен на воду 1 сентября 1832 года. Первым капитаном фрегата стал капитан-лейтенант П.С.Нахимов.
Корабль отправился в кругосветное путешествие в 1852 году из Кронштадта. Руководителем экспедиции назначили Е.В.Путятина — моряка, дипломата, государственного деятеля, активного проводника российской политики в Азии. Командовал «Палладой» И.С.Унковский, выдающийся представитель русского парусного флота, ученик адмирала М.П.Лазарева — флотоводца и ученого, одного из первооткрывателей Антарктиды.
Цель экспедиции, которую возглавил вице-адмирал Е.В.Путятин, заключалась в инспектировании русских владений в Северной Америке, а также в установлении политических и торговых отношений с Японией.
Фрегат вышел из Кронштадта 7 октября 1852 года, укомплектованный экипажем из 426 матросов и офицеров. Плавание началось неудачно — выйдя из Кронштадта и держа курс на Портсмут, «Паллада» попала в густой туман в проливе Зунд и села на мель возле датских берегов. Потребовался ремонт, который занял больше месяца. В Портсмуте к экспедиции присоединилась парусно-винтовая шхуна «Восток» (бывшая английская торговая шхуна «Fearless»), которую Путятин приобрёл в Бристоле. «Восток» планировалось использовать как посыльное судно и для гидрографической съёмки. Уже в начале ноября «Паллада» была готова выйти в океан, но выйти в Атлантику ей удалось только спустя два месяца, в январе 1853 года. Причиной задержки стали сильные встречные ветра с запада, нередко переходившие в шторм. Время было упущено, и Путятин, опасаясь штормовой погоды и дрейфующих льдов при переходе в Тихий океан через мыс Горн, решил изменить маршрут. Командир «Паллады» И.С.Унковский проложил курс в Японию по новому маршруту, через Индийский океан вокруг мыса Доброй Надежды. После перехода через Атлантику, 24 марта 1853 года «Паллада» вошла в бухту Саймонстаун (южная оконечность Африки). Здесь экспедиция провела целый месяц, выполняя работы по подготовке к длительному переходу через Индийский океан. Корпус «Паллады» дал течь, и его пришлось снова конопатить как изнутри, так и снаружи. 12 апреля «Паллада» вышла из бухты и в 120 милях к востоку от мыса Игольного фрегат попал в очередной сильный шторм. Путятин решил, что необходимо заменить «Палладу», и отправил в Санкт-Петербург депешу с просьбой выслать на смену «Диану» — новый фрегат, спущенный на воду в Архангельске в мае 1852 года. Несмотря на тяжелые шторма, от мыса Доброй Надежды до Зондского пролива «Паллада» прошла за 32 дня 5800 миль.
Впоследствии в своём отчёте Путятин писал: «…вполне оправдало заслуженную фрегатом репутацию отличного ходока, ибо, сколько известно, этот переход не совершался быстрее ни одним парусным судном…»
12 июня «Паллада» пришла в Гонконг. Дальнейший курс кораблей лежал в Японию. 26 июля «Паллада» вошла в порт Ллойд (Футами) на острове Пиль. После исправления повреждений отряд Путятина покинул порт Ллойд 4 августа и через 6 дней бросил якорь в средней гавани Нагасаки.
Хотя японские власти приняли русских любезно, переговоры они притормаживали. Не имея возможности ускорить переговоры, Путятин прервал их и в конце января 1854 года увёл свои корабли в Манилу. (Во второй раз Путятин отправился к берегам Японии уже на борту фрегата «Диана». Миссия Е.В.Путятина будет признана успешной, по возвращении в Петербург Путятин в конце 1855 года получит титул графа).
В качестве секретаря экспедиции в далекий путь отправился Иван Александрович Гончаров, к тому времени уже известный писатель, автор романа «Обыкновенная история». Кругосветное путешествие заняло почти два с половиной года и стало одной из самых ярких страниц в биографии Гончарова, а мировая литература пополнилась книгой «Фрегат «Паллада».
Иван Александрович, вспоминая рассказы своего крестного Трегубова о морских странствиях, даже и не предполагал, что однажды испытает всё это сам.
Вам хочется знать, как я вдруг из своей покойной комнаты, которую оставлял только в случае крайней надобности и всегда с сожалением, перешел на зыбкое лоно морей, как, избалованнейший из всех вас городскою жизнию, обычною суетой дня и мирным спокойствием ночи, я вдруг, в один день, в один час, должен был ниспровергнуть этот порядок и ринуться в беспорядок жизни моряка? …«Да как вы там будете ходить — качает?» — спрашивали люди, которые находят, что если заказать карету не у такого-то каретника, так уж в ней качает. «Как ляжете спать, что будете есть? Как уживетесь с новыми людьми?» — сыпались вопросы, и на меня смотрели с болезненным любопытством, как на жертву, обреченную пытке. Из этого видно, что у всех, кто не бывал на море, были еще в памяти старые романы Купера или рассказы Мариета о море и моряках, о капитанах, которые чуть не сажали на цепь пассажиров, могли жечь и вешать подчиненных, о кораблекрушениях, землетрясениях. Одна старушка все грустно качала головой, глядя на меня, и упрашивала ехать «лучше сухим путем кругом света».
Мысль ехать как хмель туманила голову, и я беспечно и шутливо отвечал на все предсказания и предостережения, пока еще событие было далеко. Я все мечтал -- и давно мечтал -- об этом вояже… хотелось самому туда, где учитель указывает пальцем быть экватору, полюсам, тропикам. Но когда потом от карты и от учительской указки я перешел к подвигам и приключениям Куков, Ванкуверов, я опечалился: что перед их подвигами Гомеровы герои, Аяксы, Ахиллесы и сам Геркулес? Дети! Робкий ум мальчика, родившегося среди материка и не видавшего никогда моря, цепенел перед ужасами и бедами, которыми наполнен путь пловцов.
И вдруг неожиданно суждено было воскресить мечты, расшевелить воспоминания, вспомнить давно забытых мною кругосветных героев. Вдруг и я вслед за ними иду вокруг света! Я радостно содрогнулся при мысли: я буду в Китае, в Индии, переплыву океаны, ступлю ногою на те острова, где гуляет в первобытной простоте дикарь, посмотрю на эти чудеса -- и жизнь моя не будет праздным отражением мелких, надоевших явлений. Я обновился; все мечты и надежды юности, сама юность воротилась ко мне. Скорей, скорей в путь!
Странное, однако, чувство одолело меня, когда решено было, что я еду: тогда только сознание о громадности предприятия заговорило полно и отчетливо. Радужные мечты побледнели надолго; подвиг подавлял воображение, силы ослабевали, нервы падали по мере того, как наступал час отъезда. Я начал завидовать участи остающихся, радовался, когда являлось препятствие, и сам раздувал затруднения, искал предлогов остаться. Но судьба, по большей части мешающая нашим намерениям, тут как будто задала себе задачу помогать. И люди тоже, даже незнакомые, в другое время недоступные, хуже судьбы, как будто сговорились уладить дело. Я был жертвой внутренней борьбы, волнений, почти изнемогал. "Куда это? Что я затеял?" И на лицах других мне страшно было читать эти вопросы. Участие пугало меня. Я с тоской смотрел, как пустела моя квартира, как из нее понесли мебель, письменный стол, покойное кресло, диван. Покинуть все это, променять на что?
По складу характера Гончаров был человеком кабинетным, далеким от морских странствий, а столь длительное путешествие было сопряжено с множеством трудностей, однако писатель понимал, что оно может помочь ему в творчестве. Так, в октябре 1852 года И.А.Гончаров стал участником кругосветного путешествия.
В состав экспедиции вошли и другие видные моряки, путешественники и ученые: А.А.Халезов — сподвижник Г.И.Невельского, совершавший на «Палладе» четвертое кругосветное путешествие, и К.Н.Посьет — автор «Писем с кругосветного плавания», ставший почетным членом Академии наук и Географического общества, Д.С.Честной (о. Аввакум) — крупный востоковед, владевший китайским языком, А.Ф.Можайский — впоследствии известный воздухоплаватель, оставивший альбом с рисунками гибели фрегата «Диана». Кроме подлинных личностей Гончаров вводит в повествование прообразы матросов и офицеров: «...маленький русский мир, с четырьмястами обитателей, носившийся два года по океанам».
Итак, в 1952 году фрегат «Паллада» под командованием капитан-лейтенанта И.С.Унковского направляется на Дальний Восток, пройдя Атлантический, Индийский и Тихий океаны.
С первых же дней путешествия Гончаров начал вести подробный путевой журнал, материалы которого легли в основу будущей книги «Фрегат Паллада».
Члены экипажа и во время перехода, и во время ожидания окончания переговоров в Японии активно занимались исследованиями морей и океанов, проводили картографическую съёмку и опись бухт и побережий, собирали научные коллекции, изучали быт и нравы местного населения. «Паллада» под руководством К.Н.Посьета провела гидрографическое описание восточного берега Кореи, тогда совершенно не исследованого. Русские моряки открыли заливы Посьета и Ольги, бухты Рейд Паллада, Унковского и Лазарева, острова Хализова и Гончарова.
После возвращения писателя в апрельской книжке «Отечественных записок» увидел свет первый очерк Гончарова о путешествии. На протяжении трех лет очерки печатались в «Морском сборнике» и других журналах. В 1858 году «Фрегат Паллада» вышел отдельной книгой.
«Фрегат Паллада» — произведение, в котором наблюдения и впечатления писателя-путешественника художественно преображены и осмыслены. Кроме журнала экспедиции, И.А.Гончаров вёл дневник и посылал его в виде писем приятелям в Россию. Эти послания сохранились, а журнал, который он заполнял, пропал. Вернувшись из путешествия, Иван Александрович собрал письма и обработал, положив в основу книги. Жанр путевого дневника, составленного из писем к друзьям, делал читателя участником путешествия, который размышляет вместе с рассказчиком. Образ этот создан писателем со свойственным ему юмором и иронией. Высокую оценку книге «Фрегат Паллада» дали Некрасов, Добролюбов и Писарев.
Очерки Гончарова открыли русскому читателю мир: Африка, Япония, Китай, Филиппины, Ликейские острова были для современников писателя землей далекой и загадочной. Из книги люди узнали об истории, быте и нравах народов, населяющих эти земли. Книга содержала обширный материал по истории, этнографии, географии стран, в которых побывал писатель.
«Мне поздно желать и надеяться плыть опять в дальние страны: я не надеюсь и не желаю более... Но я хотел бы перенести эти желания и надежды в сердца моих читателей и — если представится им случай идти („идти“, а не „ехать“) на корабле в отдаленные страны — предложить совет: ловить этот случай, не слушая никаких преждевременных страхов и сомнений».
Гончаров предстал человеком пытливым, любознательным, наблюдательным, умеющим интересно и увлекательно рассказывать, вслед за ним и читатели переживали радость открытия новых земель. Писатель побывал в Англии, Южной Африке, Индонезии, Японии, Китае, на Филиппинах и на множестве небольших островов и архипелагов Атлантического, Индийского и Тихого океанов.
А море? И оно обыкновенно во всех своих видах, бурное или неподвижное, и небо тоже, полуденное, вечернее, ночное, с разбросанными, как песок, звездами. Все так обыкновенно, все это так должно быть. Напротив, я уехал от чудес: в тропиках их нет. Там все одинаково, все просто. Два времени года, и то это так говорится, а в самом деле ни одного: зимой жарко, а летом знойно; а у вас там, на "дальнем севере", четыре сезона, и то это положено по календарю, а в самом-то деле их семь или восемь. Сверх положенных там в апреле является нежданное лето, морит духотой, а в июне непрошеная зима порошит иногда снегом, потом вдруг наступит зной, какому позавидуют тропики, и все цветет и благоухает тогда на пять минут под этими страшными лучами. Раза три в год Финский залив и покрывающее его серое небо нарядятся в голубой цвет и млеют, любуясь друг другом, и северный человек, едучи из Петербурга в Петергоф, не насмотрится на редкое "чудо", ликует в непривычном зное, и все заликует: дерево, цветок и животное. В тропиках, напротив, страна вечного зефира, вечного зноя, покоя и синевы небес и моря. Все однообразно!
Высадившись в 1854 году на берегу Охотского моря, в Аяне, Гончаров проехал сухим путём через всю Россию и вернулся в Петербург. Кроме того, писатель показал себя человеком, хорошо разбирающимся в политической жизни мира.
Нам, русским, делают упрек в лени, и недаром. Сознаемся сами, без помощи иностранцев, что мы тяжелы на подъем. Можно ли поверить, что в Петербурге есть множество людей, тамошних уроженцев, которые никогда не бывали в Кронштадте оттого, что туда надо ехать морем, именно оттого, зачем бы стоило съездить за тысячу верст, чтобы только испытать этот способ путешествия? Моряки особенно жаловались мне на недостаток любознательности в нашей публике ко всему, что касается моря и флота, и приводили в пример англичан, которые толпами, с женами и детьми, являются на всякий корабль, приходящий в порт. Первая часть упрека совершенно основательна, то есть в недостатке любопытства; что касается до второй, то англичане нам не пример. У англичан море -- их почва: им не по чем ходить больше. Оттого в английском обществе есть множество женщин, которые бывали во всех пяти частях света. Некоторые постоянно живут в Индии и приезжают видеться с родными в Лондон, как у нас из Тамбова в Москву. Следует ли от этого упрекать наших женщин, что они не бывают в Китае, на мысе Доброй Надежды, в Австралии, или англичанок за то, что они не бывают в Камчатке, на Кавказе, в глубине азиатских степей?
В главе «Русские в Японии» он пишет о японцах, которые говорят о необходимости перемен в стране, ее открытости всему миру. «Паллада» достигает берегов Японии в августе 1853 года. Переговоры о торговом договоре с правительством Японии продолжались до января 1854 года, с перерывом с ноября до декабря 1853 года. В это время экспедиция, временно покинув Японию, посетила Шанхай. В январе 1854 года в связи с Крымской войной, так и не заключив торгового договора, миссия Путятина покинула Японию.
России и Америке в тот момент хотелось заполучить Японию в качестве рынка сбыта, обе страны практически одновременно направили в Японию свои военно-морские эскадры, чтобы заставить японцев открыть страну для захода соответственно российских и американских торговых кораблей. Русская экспедиция была снаряжена не только для установления политических и торговых отношений с Японией, но и для инспекции русских владений на Аляске (русской эскадрой командовал вице-адмирал Путятин, американской — Мэтью Перри). Обе экспедиции увенчались успехом — японцы подписали и с Соединёнными Штатами (1854 год), и с Россией (1855 год) торговые договоры, но достигнуто это было разными средствами. Перри, прибывший в Японию в 1853 году со своей эскадрой, запугал японцев, угрожая расстрелять из пушек их столицу — город Эдо (Токио); Путятин же прибыл в порт Нагасаки 10 августа 1853 года для проведения мирных переговоров, а в 1855 году закрепил налаженные отношения в договоре.
Когда переговоры с японцами закончились, капитан «Паллады» в мае 1854 года отправил фрегат Императорскую Гавань (ныне Советская Гавань). Здесь экипаж узнал, что Россия находится в состоянии войны с Англией и Францией. Чтобы «Палладу» не захватили англичане, фрегат решено было завести в Амур, однако из-за плохой изученности фарватера Амурского лимана это не удалось . В Императорскую Гавань прибыл губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьёв-Амурский, который распорядился укрыть «Палладу» в устье Амура. С фрегата полностью сняли вооружение, чтобы он мог пройти по речному мелководью, но и это не помогло. Общее состояние корабля, претерпевшего во время рейса несколько штормов, было ужасное. Из-за невозможности выйти в море, зимовать «Палладе» пришлось в Константиновской бухте Императорской Гавани с экипажем из 14 матросов под командованием подпоручика Кузнецова. В случае появления неприятеля они должны были сжечь фрегат, а самим по берегу добраться до поселений на Амуре. Всю зиму матросы боролись за выживание судна, откалывали лёд, откачивали из трюма воду, но сил было явно недостаточно.
К весне 1855 года «Паллада» была уже в таком состоянии, что пришедшие на помощь фрегат «Аврора» и корвет «Оливуца» не смогли отбуксировать судно туда, где было бы возможно произвести его ремонт. По приказу контр-адмирала В.С.Завойко в 1856 году корабль был затоплен.
Путевые очерки «Фрегат Паллада» не просто запись увиденного, а выдающееся литературно-художественное произведение. Создавая книгу, Гончаров не собирался давать систематическое описание путешествия. Он опускает многие факты деятельности экспедиции и не касается содержания дипломатических переговоров Путятина в Японии. Путешествие Гончарова на «Палладе» сопряжено с опасностью и риском, но о самых драматических событиях он говорит вскользь или с легкой иронией.
Позднее, в главе «Через двадцать лет», опубликованной в 1874 году, писатель расскажет об опасностях, которые подстерегали корабль в путешествии. Не раз экспедиция была на грани гибели, и лишь героизм опытных мореплавателей спасал корабль. Гончаров коротко упоминает о продолжении миссии Путятина, о корабле «Диана», пришедшем на смену «Палладе» и погибшем в заливе Симода во время землетрясения. Рассказывает и о приезде генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского, когда команда переходила с «Паллады» на «Диану», и его отплытии на шхуне «Восток» в Аян.
Гончаров не просто объективно изображает пространство, пересекаемое фрегатом, совершающим кругосветное путешествие из Петербурга во Владивосток,— он декларирует, что интерес к разнообразию культур, открытость «чужому» есть реальная специфика русского сознания… Специфика текста Гончарова заключается в том, что сквозь подвижность географических точек зрения просвечивает постоянство авторской позиции. Моряк-путешественник одновременно находится в «своем» мире корабля и в «чужом» мире географического пространства, - пишет в своей статье «Современность между востоком и западом» Ю.М.Лотман.
Для нас, дальневосточников книга «Фрегат «Паллада» особенно ценна.
В память о членах экспедиции и корабле, окончившем путь в Императорской Гавани, в бухте Постовой (Константиновской), где в январе 1856 года «Паллада» была затоплена, спустя сто лет установлен памятник — колонна, увенчанная метровой копией фрегата. Здесь же возвышается памятник-часовня зимовщикам команды фрегата «Паллада».
Спустя сто с лишним лет, построенный по чертежам исторического фрегата, учебный парусник «Паллада» не только присоединится к российскому флоту, но и прославится на весь мир, как самое быстроходное парусное судно класса «А». Фрегат назван в честь исторического военного парусника «Паллада».
Учебно-парусное судно «Паллада» было построено в 1989 году на верфи города Гданьск в Польше по заказу Министерства рыбного хозяйства и предназначено для прохождения практики курсантами морских учебных заведений и для участия в международных регатах и фестивалях. В 1997 году «Паллада» была передана в оперативное управление Дальневосточному государственному техническому рыбохозяйственному университету (Дальрыбвтуз), гордостью которого является и сейчас. «Паллада», развивая скорость более 18 узлов в час, занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самое быстроходное парусное судно в мире.
Фрегат был спущен на воду июле 1989 года, и его первое плавание из Балтийского моря в Тихий океан к порту приписки — Владивостоку символично повторило последний маршрут своего знаменитого предшественника — военного фрегата «Паллада».
За 30 лет навигации фрегат «Паллада» побывал в большинстве стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В 1991 году фрегат принял участие в юбилейной экспедиции «Русская Америка», посвященной 250-летию открытия Аляски российскими мореплавателями.
Первое кругосветное плавание фрегат совершил в феврале-августе 1992 года, длилось оно 189 дней. В рамках этого путешествия «Паллада» приняла участие в трансатлантической «Большой Колумбийской регате» в честь 500-летия открытия Америки Христофором Колумбом.
Второе кругосветное плавание «Паллады» было посвящено 190-летию морской кругосветной экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева и одновременно 50-летнему юбилею присутствия россиян в Антарктиде. В этот раз паруснику понадобилось 284 дня, чтобы обойти вокруг света. Плавание продолжалось с ноября 2007 года по август 2008. За это время фрегат прошел 3 океана и 23 моря, посетил 19 стран на 4 континентах и 2 раза пересек экватор. Почти половина времени в море прошла в опасных штормовых условиях. Однако, во время этого кругосветного похода фрегатом был установлен новый мировой рекорд скорости — 18,8 узлов.
Парусник знаменит не только своей учебной деятельностью, но и активным участием в культурной жизни страны. «Паллада» не раз появлялась на международных кинофестивалях «Меридианы Тихого», «Человек и море» и «Днях Лаперуза» в Приморье. На его борту гостили не только официальные лица и звезды отечественного кино, но даже прежний король Испании Хуан Карлос I.
3 июня 2020 года «Паллада» вернулась из своего третьего кругосветного путешествия, посвященного 200-летию открытия российскими моряками Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым шестого материка — Антарктиды и 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Вместе с «Палладой» в этой уникальной экспедиции, носящей название «Паруса мира», приняли участие и парусники «Седов» и «Крузенштерн». Из них «Паллада» ближе всех подходила к Южному полюсу.
В 1998 году учебно-парусное судно «Паллада» принимало участие в открытии памятника Лаперузу в приморском поселке Терней. С любезного разрешения Сергея Чернышова, публикуем здесь снятый во время перехода фильм.
Еще один фильм о кругосветной экспедиции парусника «Под парусами фрегата «Паллада», снятый московским творческим коллективом «Юнга-Медиа», получил приз за лучшую операторскую работу по итогам приморского телефестиваля «Человек и море — 2022». Кругосветка «Паллады» состоялась в рамках проекта «Паруса мира», в котором участвовали три учебных парусника Росрыболовства («Седов», «Крузенштерн», «Паллада»), была приурочена к 200-летию открытия Антарктиды российскими мореплавателями к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Вместе с главными героями- юнгами, курсантами и членами экипажа зритель отправится в уникальную семимесячную морскую экспедицию, побывает на настоящем парусном аврале, попадет в восьмибалльный шторм, увидит красивейшую регату со знаменитыми российскими барками "Крузенштерн" и "Седов", обогнет легендарный мыс Горн, узнает, как встречали наш фрегат в Чили и Аргентине, отметит 75-летие Великой Победы в Индийском океане, пересечёт экватор и станет свидетелем удивительного морского обычая - посвящения в моряки дальнего плавания при пересечении экватора и других ярких событий корабельной жизни. Съемки фильма велись на протяжении семи месяцев - в течение всего кругосветного плавания на борту фрегата «Паллада», в портах Чили и Аргентины, в парусном клубе г.Козьмодемьянска (Марий Эл), в МДЦ «Артек». Также в фильме использованы архивные кадры из документального т\с «Вокруг света на фрегате «Паллада» (2008 г).
«Паллада» вышла в экспедицию 1 ноября 2019 года из Владивостока и вернулась в родной порт 3 июня 2020 года. Фрегат преодолел 26 244 морских миль, прошёл Тихий, Атлантический и Индийский океаны, дважды пересёк экватор, посетил порты Апиа (Самоа), Папеэте (Таити), Вальпараисо (Чили), Ушуайя (Аргентина), Кейптаун (ЮАР), Сингапур. Кругосветная экспедиция для УПС «Паллада» продлилась 216 дней. За это время было сыграно 294 парусных аврала.
Фрегат «Паллада» уже более 30 лет служит школой под парусами для курсантов морских училищ и юнг из разных уголков России. Курсанты и студенты считают за честь пройти практику на «Палладе».
Путь юнги «Паллады» от простого школьника, мальчишки из российской глубинки, мечтающего о море в региональном парусном клубе на Всероссийский сборе юных моряков в МДЦ «Артек» до юнги на борту легендарного парусника и до выбора профессии моряка.