Что мы понимаем под медитацией?
С буддийской точки зрения медитация – это духовная дисциплина, позволяющая обрести определенный контроль над своими мыслями и чувствами.
Почему нам не удается надолго удержать то счастье, к которому мы стремимся? И почему вместо этого мы так часто сталкиваемся с несчастьями и страданиями?
Буддизм учит, что, пока ум пребывает в своем обычном состоянии, наши мысли и чувства дикие и безудержные, а поскольку для их укрощения нам недостает внутренней силы, то мы оказываемся беспомощными и не можем их подчинить. В результате они правят нами. Эти мысли и чувства, в свою очередь, находятся во власти отрицательных, а не положительных импульсов. Нам нужно сменить вектор движения, чтобы они перестали подчиняться отрицательным импульсам и чтобы мы сами контролировали собственный ум.
Само желание изменить себя столь коренным образом на первый взгляд кажется неосуществимым. Однако длительное применение такого упражнения, как медитация, позволяет достичь поставленной цели. Мы выбираем для себя определенный объект и затем упражняем свой ум, приучая его сохранять сосредоточение на этом объекте. Обычно если мы пробуем сосредоточиться, пусть даже на мгновение, то видим, что нам очень тяжело удерживать фокус. Мы сосредотачиваемся, но затем ум отвлекается на какую-то новую мысль, внезапно пришедшую нам в голову. Мысли то и дело бросаются вдогонку то за тем, то за другим, потому что мы не приучили себя к сосредоточению. Медитация может помочь нам развить в себе способность фиксировать свой ум и удерживать сосредоточение на любом избранном нами объекте.
Согласно Учению Будды для упражнения в медитации нужен положительный объект, то есть объект, который поможет развить способность к сосредоточению. Упражняясь, мы постепенно приучаем себя к объекту, и он становится для нас близким и знакомым. В классической буддийской литературе этот вид медитации носит название «шаматха», или однонаправленная медитация.
Но одной шаматхи недостаточно. Практикуя буддизм, мы должны сочетать однонаправленную медитацию с аналитической, которая носит название «випашьяна», проникновение в суть вещей. Осознав сильные и слабые стороны различных мыслей и чувств, а также их недостатки и преимущества, мы сумеем усилить положительные состояния ума, которые ведут к ощущению ясности, покоя и удовлетворенности, и ослабить те отрицательные состояния и эмоции, которые приводят к страданию и неудовлетворенности. Логическое размышление, таким образом, в значительной степени способствует этому процессу.
Должен отметить, что два вида медитации, которые я обозначил, однонаправленная и аналитическая, отличаются не объектами сосредоточения, но способом сосредоточения на избранном объекте.
Для разъяснения этого утверждения приведу медитацию о непостоянстве. Если созерцатель однонаправленно сосредотачивается на мысли о том, что все меняется в каждый последующий момент, то такая медитация будет называться однонаправленной. Если же он медитирует о непостоянстве, применяя ко всему, что встречает, различные логические цепочки, доказывающие преходящую природу вещей, и в ходе такого аналитического процесса усиливает в себе убежденность в непостоянстве всего сущего, то такая практика будет называться аналитической медитацией о непостоянстве. В обоих случаях речь идет об одном и том же объекте, непостоянстве, но способ медитации отличается.
— Далай-лама XIV. Из книги "Преобразование ума”
Медитация — духовная дисциплина
10 июня 202310 июн 2023
102
2 мин
5