Найти в Дзене
Nawi

Японский театр "но" в период Муромати

Во второй половине 14 века в Японии развивалась лирическая драма (также называемая “но” - “умение” на русском), восходящая к древнейшим танцевальным композициям сангаку (означает “разрозненная”, “неправильная” музыка). Ее создателями были Юсаки Киёцугу и его сын Юсаки Мотокиё. Сангаку включало в себя танцевальные движения, фокусы, акробатические этюды, со временем и комичные элементы. Первоначально сангаку являлось костюмированной сценической постановкой на легендарные темы, а актёры носили маски, но со временем оно приобрело драматическую форму. К началу эпохи Муромати часто устраивались представления “но”, драматические эпизоды которых исполняли саругаку и дэнгаку. К началу периода уже существовало несколько соперничающих школ, в то время как “но” успел пройти долгий путь становления и продолжал развиваться дальше. Самые знаменитые личности, совершенствующие “но” - это Канъами и его сын Дзэами. Так, благодаря Канъами (он был в милости у сёгуна Ёсимицу, который любил всё прекрасное)

Во второй половине 14 века в Японии развивалась лирическая драма (также называемая “но” - “умение” на русском), восходящая к древнейшим танцевальным композициям сангаку (означает “разрозненная”, “неправильная” музыка). Ее создателями были Юсаки Киёцугу и его сын Юсаки Мотокиё.

Сангаку включало в себя танцевальные движения, фокусы, акробатические этюды, со временем и комичные элементы. Первоначально сангаку являлось костюмированной сценической постановкой на легендарные темы, а актёры носили маски, но со временем оно приобрело драматическую форму.

К началу эпохи Муромати часто устраивались представления “но”, драматические эпизоды которых исполняли саругаку и дэнгаку. К началу периода уже существовало несколько соперничающих школ, в то время как “но” успел пройти долгий путь становления и продолжал развиваться дальше.

Самые знаменитые личности, совершенствующие “но” - это Канъами и его сын Дзэами. Так, благодаря Канъами (он был в милости у сёгуна Ёсимицу, который любил всё прекрасное) актёры сангаку поднялись по социальной лестнице. Позднее и отец, и сын, создали новый тип драматического представления, сочетая поэзию, музыку и танцы.

Со временем театр стал ориентироваться уже на другого зрителя - образованную часть общества того времени, то есть на средние и высшие слои военного дворянства. Горячими поклонниками театра стали сёгуны. Так, “но” в XVII – XVIII веках стало театральным искусством высших сфер феодального общества и в таком виде дошло до нас.

Главный персонаж пьесы всегда выступал в маске, и она никогда не менялась: весь ассортимент масок был давно стандартизован. Маски в пьесы пришли из народных обрядовых действ, а причины их ношения заключалась в том, что японцы верили, что чувства и эмоции надо показывать при внешней неподвижности лица. Иначе говоря, актёры должны были мастерством своих действий показать свои чувства и донести их до зрителей, пока их лицо бесстрастно из-за маски.

"Но" имеет большое значение в культурной истории Японии. Он оригинален и уникален, ничем не обязан Китаю (да, там брались заимствования из Китайской литературы, но только не из современной, а из той, что была знакома японцам вот уже 100 лет). Однако, существует косвенное влияние дзэна, так как актёры работали для тех людей, которые разделяли мировоззрение дзэн-буддизма. Соответственно, считалось, что духовное начало во всём придавало особый смысл игре.