Образ виноградной лозы хорошо известен (Быт. 49:22; Иер. 2:21; Ис. 5:1-7; Ос. 10:1; Ин. 15:1-5). Иезекииль использует эту притчу, чтобы пояснить, почему погибнет страна. Бог сделал всё необходимое, чтобы превратить Иерусалим в прекрасный и плодотворный город. Но он обратился к греховности, сделавшись безобразным и негодным.
“И было ко мне слово Господа: «Сын человеческий! Какое преимущество имеет дерево виноградной лозы перед всяким другим деревом и ветви виноградной лозы — между деревьями в лесу? Берут ли от него кусок на какое-либо изделие? Берут ли от него хотя бы на гвоздь, чтобы вешать на нём какую-либо вещь? Вот оно отдаётся огню на съедение; оба конца его огонь поел, и обгорела середина его. Годится ли оно на какое-нибудь изделие? И тогда, как оно было цело, не годилось ни на какое изделие. Тем паче когда огонь поел его и оно обгорело, годится ли оно на какое-нибудь изделие?» Поэтому так говорит Господь Бог: «Как дерево виноградной лозы между деревьями лесными Я отдал огню на съедение, так отдам ему и жителей Иерусалима. И обращу лицо Моё против них: из одного огня выйдут, и другой огонь пожрёт их. И узнаете, что Я Господь, когда обращу против них лицо Моё. И сделаю эту землю пустыней за то, что они вероломно поступали», — говорит Господь Бог” (Иез. 15:1-8).
Стихи 1, 2. В новом прорицании, открывающем эту главу, Бог задаёт Иезекиилю вопрос из области природы: “Какое преимущество имеет дерево виноградной лозы перед всяким другим деревом?” Ответ указывает, что ценность заключается только в плодоношении.
Стих 3. Древесина виноградной лозы ни к чему не пригодна. Её нельзя использовать для столярных работ, потому что она слишком мягкая, изогнутая и слабая. Из неё даже нельзя изготовить гвоздь, чтобы на нём что-нибудь вешать (см. Ис. 22:23, 25).
Стих 4. Эта древесина виноградной лозы уже ни к чему не пригодна; и всё же, чтобы ещё больше подчеркнуть её бесполезность, Бог спрашивает, на что она может сгодиться, если “оба конца его огонь поел”. Даже идеальное для столярных работ дерево не станут использовать, если оно обгорело с обоих концов.
Стих 5. Но и тогда, когда дерево было цело, оно всё равно ни на что не годилось. Если изначально из него мало что можно было сделать, то теперь, когда оно обгорело, его тем более нельзя никуда использовать. С. Фиш говорит:
“Смысл притчи таков: Израиль, более малочисленный, нежели другие народы, сравнивается с виноградной лозой (Ис. ст. 1 и дал.), у которой ветви тоньше, чем у других деревьев. Вследствие неспособности приносить духовные плоды, для которых он был предназначен, Израиль стал как дикий виноград и потому годным разве что быть брошенным в огонь Божьего наказания. Его концы уже поел огонь, когда погибло Северное царство и Иудея пошла в плен в 597 г. до н.э. То, что осталось, — Иерусалим — как обгоревшее дерево, из которого не изготовить никакого изделия... Когда вся ветвь не имеет ценности, как может оказаться полезной какая-либо её часть? Точно так же, если вся страна, состоявшая из двенадцати колен, не исполнила своего предназначения, то какая может быть надежда на остаток в Иерусалиме?”
Стих 6. Бог делает практический вывод из этой притчи. Когда человек бросает дерево в огонь, это значит, что он не нашёл ему применения ни в каком-либо изделии, ни в строительстве дома и не ждёт от него плодов. Так и Бог уже не ждёт ничего от жителей Иерусалима. Бог предназначил этим людям быть благословением для соседних народов, приносить плод Богу, живя в согласии с Его законом. Это бы возвеличило Божье имя и Его славу. Вместо этого негодность жителей Иерусалима нанесла огромный урон Божьей репутации. Моше Гринберг говорит:
“Образ виноградной лозы очень удачно выражает несколько аспектов связи Израиля со своим Богом. Как виноградарь с любовью растит свой виноградник, ожидая хорошего вознаграждения, так и Бог взращивал и лелеял Израиль, ожидая от него веры и послушания (Ис. 5:1-7); как виноградарь пересаживает черенки в добрую почву, так и Бог перенёс Израиль из Египта в Ханаан (Пс. 79:10). Израиль был для Бога «любимым насаждением Его» (Ис. 5:7). Этот образ использовался в молитвах Израиля для самовосхваления («Обратись... и посети виноград этот» Пс. 79:16), однако пророки воспользовались им в полемических целях: Исаия (5:1 и дал.) и Иеремия (2:21) говорили о разочаровании небесного виноградаря, чей виноград, несмотря на его труды, произвёл только дикие ягоды”.
Хотя Бог и сказал “Я отдал огню”, Он не хотел отдавать их. Виноградарь надеется на лозу, которую он лелеет.
Язык этих строк, похоже, указывает на то, что Иерусалим уже брошен в огонь. Когда Бог повелевает что-то, это всё равно, что уже сделано. Когда стало ясно, что Божий народ не будет плодоносить, огонь оказался единственной логической альтернативой. Ин. 15:6 говорит: “Кто не пребудет во мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветки собирают и бросают в огонь, и они сгорают”.
Стих 7. Бог обратил лицо Своё против народа Иудеи. Прежде Его лицо было обращено к ним: Он заботился о них, надзирал за ними и любил их. Причиной этого отвержения стало их бесконечное непослушание. Фраза “из одного огня они выйдут”, возможно, указывает на два предыдущие нападения вавилонян, следствием которых были переселения в 606(5) и 598(7) гг. до н.э. Однако им предстоит ещё один огонь, и на этот раз он пожрёт их. Это произошло во время последнего нападения и захвата Иерусалима в 587(6) г. до н.э.
Стих 8. “Они вероломно поступали” (см. 14:13). В своём греховном идолослужении народ поступил вероломно по отношению своему единственному истинному Богу.