Крепостничество на протяжении многих веков было уродливой язвой российского общества. Прогрессивные мыслители долго требовали положить конец этому средневековому варварству, но их голоса были почти не слышны. Ведь на гиперэксплуатации закабаленного крестьянина была построена вся экономическая модель старой России.
Что можно было делать с крепостными
Крепостные крестьяне были лишены гражданских прав и полностью зависели от дворянина, на территории которого жили и трудились. У барина была полная власть над ними, включая возможность отнимать детей у родителей и использовать их в качестве своих слуг или даже продавать. В усадьбах процветало половое рабство, которое даже нашло отражение в литературе. Есть анонимный рассказ "Баня", авторство которого приписывают Льву Толстому, и там подробно рассказывается о том, как барин растлевает молодую крестьянскую девушку.
Однако, половому насилию подвергались не только женщины, но и мужчины. А порой - дети. Все зависело только от прихоти барина.
Без разрешения помещика никто не мог жениться или выходить замуж. Некоторые люди вынуждены были войти в брак против своей воли. Крепостных подвергали жестокому обращению, которое включало телесные наказания и даже убийства.
Они, подобно вещам, продавались на ярмарках и навек разлучались с семьями. В XVIII веке права господ были расширены. С 1736 года дворяне имели право определять судьбы своих крепостных, которые попытались бежать. В 1747 году помещики получили право продавать крепостных в качестве рекрутов, а в 1760 году – ссылать их в Сибирь. Простые земледельцы были полностью зависимы от барина.
Что помещик не мог делать с крестьянами
Даже в конце XVIII века, когда крепостничество находилось на пике развития, барин не имел формального права на убийство своего крестьянина. Однако, если крестьянин умирал от телесных наказаний, такие случаи практически не расследовались. Помещикам было достаточно запутать следы.
Дворянин-садист, который бесчинствовал и убивал десятки, а возможно и сотни людей, рисковал только одним наказанием - имение могло перейти под опеку государства. На самом деле, это очень мягкое наказание, которое нельзя считать конфискацией.
Это означает, что управление поместьем просто переходило в руки назначенного чиновника, но душегуб-помещик по-прежнему получал доходы с имения.
В 1797 году имперские власти проявили заботу о нуждах крестьян, приняв Манифест о трехдневной барщине. Данный документ был направлен на ограничение эксплуатации бесправных людей. Согласно документу, подписанному Павлом I, помещики могли использовать труд крепостных на своих полях не более 3 дней в неделю, при этом запрещалось заставлять их работать по воскресеньям и церковным праздникам. Таким образом, землепашцы имели возможность работать на собственных наделах и в конечном итоге заплатить хозяину необходимую сумму оброка.
Фактически же введённые Павлом ограничения никакой реальной силы не имели. Барин мог заставить своих невольников работать хоть всю неделю, выдавая им минимальные пайки.
При Екатерине крестьян запретили продавать "с молотка". В сущности, запрет не преследовал задачу упростить участь крепостных, а носил, скорее, показательный характер. На рынках часто появлялись иностранные гости, которых возмущали варварские традиции русской работорговли.
При Николае I запретили при продаже разделять семьи. Но закон тоже носил, скорее, формальный характер: порочная практика насильственного разлучения родных людей так и не прекратилась.