Найти тему
Мама, я снова рисую!

5 фактов о художнике: Василий Верещагин – воин, который хотел писать солнце.

Оглавление
Иван Крамской. Портрет В. В. Верещагина.
Иван Крамской. Портрет В. В. Верещагина.

Выбираю 5 занимательных фактов из биографий известных художников и рассказываю их вам.

Василий Верещагин в истории русского искусства фигура весьма примечательная. Жизнь его была разнообразна и насыщена, а смерть – достойна изображения на полотне или киноэкране. Он пытался избегать войны, считая ее бессмысленным и жестоким занятием, но навсегда остался с нею связан.

Как справедливо заметил Крамской “Несмотря на интерес его картинных собраний, сам автор во сто раз интереснее и поучительнее”. Вот и для меня оказалось довольно трудным выбрать всего 5 фактов из его биографии. Поэтому я разбила их по ипостасям: военный, пацифист, художник, шпион и путешественник.

1. Военный

Василий Васильевич Верещагин родился в дворянской семье и в уже в 7 лет был определен в Александровский кадетский корпус для малолетних. В 1860 году Верещагин заканчивает Морской кадетский корпус и решает, что его карьера военного должна закончиться не начавшись. Говорят, этим он страшно разочаровал великого князя Константина Николаевича, которому молодого Верещагина представили как лучшего выпускника.

Но оказалось, что боги войны имеют свои планы на молодого офицера: уже будучи художником, он прошел несколько военных кампаний и погиб в 62 года в морском сражении.

Первым его официальным местом работы в качестве художника становится должность при туркестанском генерал-губернаторе фон Кауфмане в Самарканде. И именно там, в 1868 году, Верещагин проходит свое боевое крещение, выдержав вместе с небольшой группой солдат осаду города. За оборону Самаркандской цитадели Верещагин был награжден единственным орденом, который он принял и носил – святого Георгия 4-й степени. В дальнейшем, любые награды – военные или академические – он отрицал.

Автопортрет с орденом.
Автопортрет с орденом.

За свою жизнь художник принял участие в 3 крупных войнах Российской Империи и побывал во множестве стран, где на тот момент велись какие-либо боевые действия (войны, оккупация, восстания и т.д.)

Два ястреба. Башибузуки.
Два ястреба. Башибузуки.

Погиб художник во время морского сражения с японцами: военный корабль “Петропавловск” подорвался на мине. По воспоминаниям очевидцев, адмирал Макаров и Верещагин, находящиеся в тот момент на капитанском мостике, погибли первыми.

В память о художнике, прогрессивная японская газета “Хэймин симбун” опубликовала эссе писателя Кайдзано Накадзато, которое начиналось такими строками: “Как возликовали шовинисты обеих стран, узнав, что капитан Хиросэ погиб на поле брани, а морская пучина поглотила адмирала Макарова! Но мы, пацифисты, с глубочайшей скорбью оплакиваем смерть миролюбивого художника Верещагина. Так же, как и Толстой, который ведет пропаганду мира силой слова, наш Верещагин кистью старался показать людям, что война – самая ужасная, самая нелепая вещь на свете.”

2. Пацифист

Полотна Верещагина не воспевали войну, но рассказывали о ней неприглядную правду, за которую его критиковали милитаристы всего мира и пытались запрещать.

Побежденные. Панихида. Одно из самых эмоциональных полотен художника.
Побежденные. Панихида. Одно из самых эмоциональных полотен художника.

Впервые столкнувшись с боевыми действиями, Верещагин навсегда укрепился в мысли, что его миссия – “бить войну”. Идя вразрез с живописной батальной традицией изображать войну помпезным и героическим действом, Верещагин показывал ее как документалист, с дотошностью очевидца и военного корреспондента. Он пропускал все сюжеты через себя, буквально оплакивая каждого убитого и раненого.

Смертельно раненый.
Смертельно раненый.

После работы над батальными полотнами, чтобы восстановиться, ему были необходимы совсем другие сюжеты. Так писал о своем творчестве сам художник:

“Я всю свою жизнь горячо любил солнце, и хотел писать солнце, и, после того, как пришлось изведать войну и сказать о ней своё слово, я обрадовался, что могу посвятить себя солнцу, но я был ещё молод тогда. <...> Теперь и борода моя поседела, и волосы поредели, а я все ещё не покончил с войной <...> и если мне хочется писать солнце, то я должен красть время у самого себя.”

3. Художник

Решение стать живописцем не очень-то обрадовало родных Василия, ведь для дворянского рода это было сродни позору. Однако решительный и упорный юнец подал-таки документы в Академию художеств и поступил туда.

Но почти военная дисциплина и бессмысленная художественная “муштра” Академии вскоре утомили Верещагина и он сделал перерыв в обучении, во время которого уехал на Кавказ за свежими сюжетами.

Стрижка овец.
Стрижка овец.

Будучи в Тифлисе молодой художник получает неожиданное наследство от дяди и решает ехать в Париж, чтобы учиться у Жана-Леона Жерома. И опять разочарование – в мастерской Жерома все та же закоснелая преданность академической традиции и нападки на импрессионистов. Верещагин вернулся в Тифлис, а чуть позже, в чине прапорщика, отправился в Среднюю Азию вместе с генералом фон Кауфманом.

Самарканд.
Самарканд.

После самаркандских событий Верещагин перебрался в Ташкент, где изучал местный быт и архитектуру. В Туркестан Верещагин будет возвращаться несколько раз, а итогом станет “Туркестанская серия” картин, которую он представит на своей первой персональной выставке в 1873-74 годах в Лондоне, Петербурге и Москве. Потом будут Берлин, Париж, Вена и другие города, а его выставку посетят сотни тысяч человек.

Узбекская женщина в Ташкенте.
Узбекская женщина в Ташкенте.

Не обходилось и без скандалов: на выставке 1885 года в Вене, где демонстрировалась палестинская серия работ, местных католиков крайне возмутили картины “Святое семейство” и “Воскресение христово”, на которых Христос представал как исторический персонаж. Со свойственной ему достоверностью и прямотой, Верещагин изобразил возможный быт семьи Христа и его многочисленных сестер и братьев. Вторая картина еще оригинальнее: на ней воскресший Христос пытается выбраться из своей гробницы самостоятельно, чем страшно пугает охранявших его римских солдат.

Местные духовные чины призывали уничтожить крамольные полотна, но в итоге только подогрели интерес публики.

Святое семейство.
Святое семейство.

Побывал художник и в Америке. Он получал приглашения из США неоднократно, принят был на самом высшем уровне – даже познакомился с президентом Гровером Кливлендом; и публика отреагировала на выставку очень благосклонно. Но в итоге Верещагин остался разочарован своим американским предприятием, столкнувшись с нечестным агентом. Да и картины были проданы за весьма скромные в сравнении с их успехом деньги.

Раненый.
Раненый.

4. Шпион

О Верещагине часто говорили, что он кистью прокладывает дорогу русским штыкам. Слухи о том, что он шпионит в пользу России в настоящее время нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, но факт, что современники подозревали его в этом – неоспорим.

Допрос перебежчика.
Допрос перебежчика.

Например, в первую свою поездку в Японию Верещагин заметил слежку и поспешил вернуться в Россию, с совершенно четким ощущением грядущей войны.

Японский нищий.
Японский нищий.

Во время одного из путешествий по Индии, Верещагин активно изучал страну, зарисовывал и расспрашивал местных, чем страшно беспокоил англичан. За ним установили слежку и даже пытались убить.

Подавление индийского восстания англичанами. (Судьба картины, изображающей жестокую казнь под названием "дьявольский ветер", на настоящий момент неизвестна.)
Подавление индийского восстания англичанами. (Судьба картины, изображающей жестокую казнь под названием "дьявольский ветер", на настоящий момент неизвестна.)

5. Путешественник

Путешественником Верещагин был поистине неутомимым! За свою жизнь он объездил Европу и Америку, Дальний Восток и Кавказ, Японию и Китай, Сирию и Палестину, Центральную Азию и Индию, и даже побывал на Кубе и Филиппинах!

Два еврея.
Два еврея.

Вместе с женой Верещагин совершил восхождение на горы Сикким, входящие в систему Гималаев. В результате этого опасного восхождения, Верещагины остались одни на высоте 4000 метров, в снегу, без еды и теплых вещей. Но самого художника, казалось, волновало лишь одно – закончить этюды с горы Джонгри на фоне потрясающе-синего неба.

В Индии. Снега Гималаев.
В Индии. Снега Гималаев.

Из путешествий Верещагин всегда привозил множество этюдов и путевых зарисовок, которые были для него своеобразным способом изучения страны.

Гималайский пони
Гималайский пони

Василий Васильевич был также и литератором. В своих странствиях он писал очерки и заметки, которые впоследствии стали книгами: «Очерки путешествия в Гималаи», «На Северной Двине. По деревянным церквам», «Духоборы и молокане в Закавказье», «На войне в Азии и Европе» и другие.

Афганец.
Афганец.

Бонус: самое известное произведение

Апофеоз войны. Первое название: Торжество Тамерлана.
Апофеоз войны. Первое название: Торжество Тамерлана.

Наверное, трудно найти человека, который бы не знал этой картины. Более того, у многих людей именно она ассоциируется с художником. Картина и вправду очень запоминающаяся: гора черепов на фоне разрушенного города и стаи голодного воронья. Картина помещена в оригинальную раму с надписью: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».

Версий об источнике замысла несколько, но историки наиболее вероятной считают следующую: в 1869 году Верещагин посетил Китай, в котором на тот момент уже 7 лет бушевало восстание дунган – китайских мусульман. Говорят, улицы были завалены грудами человеческих останков, и именно эти события послужили поводом для написания картины. Хотя сам художник утверждал, что картина не носит конкретного исторического контекста.

Развалины театра в Чугучаке. Предполагаемый прообраз картины "Апофеоз войны".
Развалины театра в Чугучаке. Предполагаемый прообраз картины "Апофеоз войны".

Подписывайтесь, читайте, обсуждайте!