Иероним Босх нарисовал ноты на заднице.
Точнее так. Иероним Босх нарисовал ноты на заднице какого-то чувака, и пятьсот лет никому в общем-то не было до этого дела.
Ну то есть, все видели на триптихе «Сад земных наслаждений» чувака с нотами на заднице. Современники Босха (некоторые) могли, по идее, эти ноты даже прочитать. Это монах-бенедиктинец Гвидо Аретинский за 500 лет до Босха расстарался и придумал более-менее приемлемую систему нотной записи. И названия нот тоже придумал он. Коллеги по монастырю очень расстроились, что он такой умный, и гнобили его. Зато римский папа оценил новаторство, и у Гвидо все снова стало хорошо. Считается, он еще придумал, как обучать певчих мелодии по суставам кисти (это вам не «Научу играть на гитаре за 10 уроков без нот, слуха и струн»). Но мы сейчас не об этом.
В общем, не так уж удивительно, что ноты на триптихе Босха 500 лет никого не привлекали. Там вообще и без них есть, что посмотреть. Странные люди на лоне природы предаются всяким излишествам. И у некоторых людей вместо голов, например, ягоды. А у одного из попы растут цветы. Босх был мужик с выдумкой. Что он имел в виду, искусствоведы не до конца решили, есть разные версии, не будем углубляться.
А в правой части триптиха музыкальный ад. Примерно это представляют родители, которым 16-летний ребенок говорит: «Мам, пап, я на репетицию группы!». Одного грешника на арфе распинают. Другого казнят лютней. Может, это что-то личное. Если бы я рисовал такой триптих, там бы обязательно кого-то пытали аккордеоном (если у вас не было соседа, осваивающего аккордеон, не смейте меня осуждать). А еще там какая-то адская тварь бьет в барабан, в котором заключен человек. Наверное, особенно кривой барабанщик. Заниматься надо было.
Ну так вот, а под лютней там задница, на ней ноты, и по этим нотам поёт хор, которым руководит мужик с рыбьей головой. Круто, да? Босх придумал обложки для дэт-метал групп за 500 лет до их появления!
Тем, кто ходил в нормальную музыкальную школу, эти ноты не понять. Там четыре линейки вместо пяти и нет длительностей. Но есть люди, которые изучают средневековую музыку, и вот они – могут. Первыми смогли шведы из группы Vox Vulgaris. Но они, конечно, своего там добавили. И особо не шумели по этому поводу. Ну подумаешь, ноты с босховой задницы, делов-то. Поэтому об их подвиге мало кто узнал.
А в 2014 году загадку, остававшуюся неразгаданной 500 лет, разгадала студентка из университета Оклахомы Амелия Хэмрик. Титанический труд вместе с записью мелодии занял у нее около часа. Правда, Амелия, конечно, сделала допущение насчет тональности и вообще потом заявила, что, наверное, там есть ошибочки, но задничная музыка ушла в народ. В университете, кстати, отреагировали примерно так: «А? Что? Музыка с картины Босха? Сорри, нам немного не до этого, у нас середина семестра». Не оценили, в общем.
А народ оценил. И парень по имени Уильям Эсензо написал на мелодию Босха/Хэмрик немудреный текст. «Задницы из ада, это задницы из ада. Наши задницы поют, пока мы горим в чистилище». В принципе, это могло бы быть текстом песни AC/DC.
Не знаю, как вас, а лично меня сам факт, что кого-то интересуют ноты, которые Босх 500 лет назад нарисовал на чьей-то заднице, очень радует.