Найти тему
Думающая история

Каким человеком был вождь Великой Французской революции Робеспьер?

Оглавление

Максимилиан Робеспьер – человек, оставшийся в исторической памяти как жёсткий диктатор, лидер кровавого террора, умелый правовед, философ и выдающийся реформатор.

А каким он был в домашней обстановке, как относился к родственникам, насколько увлекался женщинами, к чему был привязан?

Портрет М. Робеспьера из музея Карнавале, неизвестный автор, 1792 г.
Портрет М. Робеспьера из музея Карнавале, неизвестный автор, 1792 г.

Был ли он красив и элегантен?

О внешности Робеспьера можно судить по портретам, однако они в соответствии с канонами времени не вполне точны, в частности, художники изображали его без очков, которые он никогда не снимал.

Не так давно студия Visualforensic, опубликовала реконструкцию внешности Максимилиана Робеспьера.

Наибольшее впечатление на собеседников производил его твердый, непроницаемый, как бы стальной взгляд чуть прищуренных глаз. Исполненный презрения, он свысока смотрел на всех этих непонятных ему людей.

3D-реконструкция лица М. Робеспьера, сделанная при помощи сканирования посмертной маски (Источник изображения: https://www.thehistoryblog.com/archives/28426)
3D-реконструкция лица М. Робеспьера, сделанная при помощи сканирования посмертной маски (Источник изображения: https://www.thehistoryblog.com/archives/28426)

У Максимилиан была «говорящая» походка: торжественная в минуты триумфа, по помещениям суда ходил, не поворачивая головы, и производил впечатление человека с огромным честолюбием.

Он уделял большое внимание одежде. Его гардероб был скромен, но он за ним тщательно ухаживал. Уезжая из родного провинциального городка Арраса в Париж, он взял с собой весь гардероб:

  • 2 фрака,
  • атласную куртку,
  • 3 пары брюк;
  • две щетки для чистки платья,
  • две сапожные щетки,
  • шесть рубашек,
  • шесть воротников,
  • шесть носовых платков,
  • три пары шелковых чулок;
  • две пары башмаков,
  • мешочек для пудры с пуховкой,
  • маленькую шляпу, чтобы носить под мышкой,
  • адвокатский костюм,
  • коробку с шелком, нитками, шерстью, иголками.
Клод-Андре Десен. Терракотовый бюст Робеспьера.1791. Музей французской революции/https://musees.isere.fr
Клод-Андре Десен. Терракотовый бюст Робеспьера.1791. Музей французской революции/https://musees.isere.fr

Став президентом Якобинского клуба, стал одеваться в добротно, но несколько старомодно: васильковый фрак, китайчатые штаны, широкий шелковый пояс национальных сине-бело-красных цветов и шляпа, украшенная трехцветным султаном.

Современникам особо запомнилась такая «робеспьеровская черта» – крайняя аккуратность в вопросах одежды и внешнего вида. Робеспьер был по-немецки расчётлив и педантичен: его парик был всегда напудрен, сюртук был идеально вычищен и застёгнут на все пуговицы.
Робеспьер в костюме депутата Третьего сословия. Портет Пьера Рош Виньерона, сделанного по рисунку пастелью, написанному Аделаидой Лабиль-Гьяр, XIX в. (Источник изображения: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Labille-Guiard_Robespierre.jpg?uselang=fr)
Робеспьер в костюме депутата Третьего сословия. Портет Пьера Рош Виньерона, сделанного по рисунку пастелью, написанному Аделаидой Лабиль-Гьяр, XIX в. (Источник изображения: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Labille-Guiard_Robespierre.jpg?uselang=fr)

Был ли он богат?

До семилетнего возраста детство Максимилиана было безоблачным. Но затем все изменилось. Умерла мать, а через три года глава семьи Франсуа Робеспьер по причинам, недостаточно выясненным, покинул Аррас, а позже и Францию. Он переехал в Германию, жил некоторое время в Мангейме, потом еще где-то и умер в Мюнхене в 1777 году. По единодушному свидетельству ровесников и преподавателей, аррасский стипендиат вел в стенах парижских учебных заведений замкнутый образ жизни. Он был беден. Стипендия, установленная для него в Аррасе, составляла 450 ливров в год; для столичной жизни это было ничтожно мало. Он был бедно одет, ходил в стоптанных башмаках.

Дом Робеспьера в Аррасе (из книги Ленотр Ж. Повседневная жизнь Парижа во времена Великой революции)
Дом Робеспьера в Аррасе (из книги Ленотр Ж. Повседневная жизнь Парижа во времена Великой революции)

Как депутат от третьего сословия в Генеральных штатах, Робеспьер получал 18 ливров в день. Всю эту сумму он делил на три части и треть аккуратно отсылал своей сестре Шарлотте, оставшейся в Аррасе. Другая треть, если верить секретаря Робеспьра Пьеру Вилье, шла одной дорогой Робеспьеру особе, боготворившей его; остальное он тратил на свои личные надобности.

На вершине славы в его образе жизни ничто не изменилось: он по-прежнему жил в той же единственной комнате в деревянном одноэтажном флигеле у столяра Мориса Дюпле на улице Сен-Оноре. Там стояли только ореховая кровать, крытая голубым с белыми цветами покрывалом (было сшито из платья госпожи Дюпле), стол и четыре соломенных стула: комната эта служила одновременно и спальней, и рабочим кабинетом. Апельсины были его любимыми фруктами: он съедал их помногу и гордился умением чистить их быстро и искусно.

Он не изведал ни одной радости столичной жизни — обедал за тридцать су и очень редко бывал в театре, хотя и любил его. Со своим огромным псом Броуном, к которому он как-то особенно привязался в последние месяцы жизни, он совершал ночные прогулки по Парижу.

Образ жизни, соответствовавший прозвищу «неподкупный».

Нравился ли он женщинам?

Жители родного городка считали Робеспьера неловким, педантичным, застенчивым, чересчур серьезным и до предела скрытным. У него было в Аррасе несколько непродолжительных романтических отношений, которые он не афишировал.

В Париже его холодность и безукоризненно-корректные манеры выглядели изящными, и «общество» наконец признало его. Он даже вошел в моду; многим стали нравиться его мрачный вид и отрывистая речь. В нем нашли черты мизантропа и признали их «восхитительными». Несколько милых дам задались целью приручить этого дикаря с мечтательным взором.

Предполагаемый портрет Робеспьера, написанный в Аррасе Луи Леопольдом Буальи в 1791 году (Дворец изящных искусств в Лилле/pba.lille.fr)
Предполагаемый портрет Робеспьера, написанный в Аррасе Луи Леопольдом Буальи в 1791 году (Дворец изящных искусств в Лилле/pba.lille.fr)

Он почти ежедневно стал получать послания от женщин. Одно из них было найдено со многими другими в папках, которые стояли на еловых полках, сделанных по желанию Робеспьера:

«Мой дорогой Робеспьер, с начала революции я влюбилась в тебя, но я была связана узами и умела побеждать свою страсть. Теперь я свободна, так как потеряла мужа во время Вандейской войны, и хочу открыться тебе перед лицом Верховного Существа. Я льщу себя надеждой, мой дорогой Робеспьер, что ты не останешься нечувствительным к признанию, которое я делаю тебе. Нелегко женщине делать подобное признание, но бумага переносит все, и издалека таких слов стыдишься меньше, чем находясь рядом. Ты мое Верховное существо, и, кроме тебя, у меня нет бога на земле. Я смотрю на тебя как на своего ангела-хранителя и хочу жить, повинуясь лишь твоим законам: они так хороши, что я умоляю тебя, если ты, как я, свободен, соединить меня с тобою на всю жизнь. Как приданое я предлагаю тебе все качества доброй республиканки, 40 ООО франков годового дохода и юное существо — двадцатидвухлетнюю вдову. Если это предложение подходит тебе, умоляю тебя мне ответить. Мой адрес: вдове Жакен, до востребования, в Нант».

Его возлюбленная Элизабет Дюпле, которую все еще называли его невестой, беспокоилась о своем суженом. То была странная любовь, любовь, для которой не оставалось времени. Когда Элизабет спрашивала Максимилиана, когда же, наконец, они будут жить вместе, когда будет создан домашний очаг, Максимилиан отвечал: "Подожди немного, совсем недолго, революция скоро победит". У Робеспьера не было той грубой жадности к жизни, того необузданного кипения страстей.

Элеонора Дюпре - невеста Робеспьера (из книги Ленотр Ж. Повседневная жизнь Парижа во времена Великой революции)
Элеонора Дюпре - невеста Робеспьера (из книги Ленотр Ж. Повседневная жизнь Парижа во времена Великой революции)

Создается ощущение, что Максимилиан Робеспьер хотел соответствовать некоему образу идеального революционера, который сам создал.

Для удобства поиска статей мы создали для вас "Навигацию по каналу "Думающая история"

Использованная литература: