Море, солнце, горы, пальмы, субтропики - все это идеально подходит для съемок самых разных фильмов. Ялтинская киностудия могла и должна была стать советским Голливудом. Но ее долго раздирали на части разные хозяева, а потом кинофабрику присоединили к Студии им. Горького, так и не позволив вкусить независимости.
Киностудия в Крыму появилась в 1916 году благодаря усилиям легендарного российского кинопредпринимателя Александра Ханжонкова. Начиналось все с небольшого павильона, имевшего раздвижные стены. Согласитесь, что Крым просто создан для съемок кино! Полуостров настолько богат самыми разными природными ландшафтами от белоснежных песчаных (коса Беляус) и галечных пляжей до лесов, ковбойских степей, гор, водопадов и озер, что здесь, кажется, можно снимать фильмы на любую тему, про любую страну и любую эпоху. И из жизни морских пиратов, и про далекое будущее. Впрочем, это здесь и делали. Павильоны Ханжонкова государство забрало в 1922 году, но Ялтинская студия самостоятельности не получила и почему-то стала подчиняться Украине.
Все украинское кинопроизводство поначалу переместили в Одессу, а Ялта шла туда как бы "пристяжной", хотя в то время Крым в состав Украины не входил. Ялтинская кинофабрика постоянно меняла хозяев. То придумали трест "Востокфильм" и отдали студию туда. То в 1936 году передали ее в распоряжение "Мосфильма", но через два года подарили "Союздетфильму". После войны Ялтинская студия вообще стала базой для всех (!) киностудий СССР, потом лишь для трех, и только в 1963 обрела первого настоящего хозяина, став филиалом Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького.
Именно поэтому довольно сложно сказать, какие именно фильмы сняты на Ялтинской киностудии и представляют собой ее гордость. Преимущественно, сюда приезжали за натурой, а основным производителем всегда числилась другая студия. Так было при съемках "Ильи Муромца", "Волшебной лампы Аладдина", "Острова сокровищ". На Ялтинской киностудии построили целый иностранный портовый город, где происходит действие "Человека-амфибии", но сама картина официально снята на "Ленфильме". В Крыму проходили съемки светлой и солнечной комедии Генриха Оганесяна "Три плюс два" и здесь же снимали основные сцены главного советского хита "Пираты ХХ века", но производителем этих фильмов числится студия им. Горького. В Крыму отсняли почти весь материал для "Кавказской пленницы", но вся слава за эту культовую комедию досталась "Мосфильму". В Ялте снимали "Через тернии к звездам" и "Человека с бульвара Капуцинов". Здесь построили уникальнейший огромный бассейн для комбинированных подводных съемок, не имевший аналогов в стране.
Самостоятельность студия обрела только в 1988 году, но государству оставалось жить всего три года. Это было уже глубоко перестроечное время, в которое на Ялтинской киностудии снимали "актуальное" кино на злобу дня. К примеру, Владимир Зайкин поставил комедию с длинным названием "Болотная street, или Средство против секса", собрав целый взвод кинозвезд: Михаила Пуговкина, Ларису Удовиченко, Леонида Ярмольника, Станислава Садальского, Ефима Шифрина, Евгения Моргунова, Семена Фараду и многих других. Но количество не всегда переходит в качество, и смотреть сейчас этот "советский эротический блокбастер" невозможно. Стыдно и за артистов, и за киностудию. Впрочем, Пуговкину так понравилось сниматься в Ялте, что он решил остаться в этом городе после распада СССР. И жил там долгие годы.
Одной из самых значительных и масштабных постановок уже самостоятельной Ялтинской киностудии стала "Одиссея капитана Блада" Андрея Праченко по одноименному роману Рафаэля Сабатини. По некоторым данным, ее бюджет составил немыслимые для умирающего советского кино с развалившейся системой кинопроката несколько миллионов долларов – даже больше, чем ушло на "Афганский излом" с Микеле Плачидо. Деньги в Ялту привезли французские продюсеры. На эти средства пригласили, в том числе, и нескольких артистов из Франции, включая Ива Ламбрешта, сыгравшего заглавную роль.
С нашей стороны участвовали Ярмольник, Филозов, Пашутин, Джабраилов и некоторые другие. Фильм снимался в 1990-м, а вышел на экраны в 1991, когда в СССР в кинотеатры уже никто не ходил. Была надежда на прокат во Франции, но там картину назвали неудачной, отметив, впрочем, большой бюджет, а также сложные съемки в Крыму, Москве и даже на Кубе. Ради фильма реконструировали два старинных корабля в натуральную величину. Французские критики неудачу "франко-русского майонеза" списали на то, что в кадре существовали артисты, которые просто не понимали друг друга.
Уже в 1920-х годах в СССР зародилась идея построить свой Голливуд - целый город для съемок кино, который производил был по 200-300 фильмов каждый год, отправляя их в разные страны и тем самым пропагандируя самую передовую и свободную страну в мире. И первой, самой очевидной точкой для его строительства считали Ялту, в которой не выпадал на полгода снег, лишая киношников ценной натуры, а съемки могли вестись в совершенно разных природных локациях, расположенных всего в нескольких десятках километрах друг от друга - не нужно тратить безумные деньги на киноэкспедиции. Но ничего из этого не получилось, и "советский Голливуд" вначале решили основать в подмосковной деревне Потылиха (студия "Мосфильм"), а потом и вовсе построили каждой республике по собственной фабрике кино.
Сегодня Ялтинская киностудия существует лишь на бумаге. Долгие годы тянулся процесс ее национализации после 2014 года, но ведь одного этого шага мало. За годы с 1991 студия пришла в полное запустение, на ее возрождение требуется потратить миллиарды рублей. И все еще не решен вопрос о том, кому же она будет принадлежать - станет ли самостоятельной или ее опять к чему-то присоединят. А ведь никакое дело без настоящего хозяина спориться не будет, и особенно кино!