Найти тему

Самая солнечная и самая несчастная - вспоминаем "Ялтинскую киностудию"

Море, солнце, горы, пальмы, субтропики - все это идеально подходит для съемок самых разных фильмов. Ялтинская киностудия могла и должна была стать советским Голливудом. Но ее долго раздирали на части разные хозяева, а потом кинофабрику присоединили к Студии им. Горького, так и не позволив вкусить независимости.

Киностудия в Крыму появилась в 1916 году благодаря усилиям легендарного российского кинопредпринимателя Александра Ханжонкова. Начиналось все с небольшого павильона, имевшего раздвижные стены. Согласитесь, что Крым просто создан для съемок кино! Полуостров настолько богат самыми разными природными ландшафтами от белоснежных песчаных (коса Беляус) и галечных пляжей до лесов, ковбойских степей, гор, водопадов и озер, что здесь, кажется, можно снимать фильмы на любую тему, про любую страну и любую эпоху. И из жизни морских пиратов, и про далекое будущее. Впрочем, это здесь и делали. Павильоны Ханжонкова государство забрало в 1922 году, но Ялтинская студия самостоятельности не получила и почему-то стала подчиняться Украине.

Михаил Пуговкин в фильме "Иван Васильевич меняет профессию", место съемок сцены - город Ялта, 1972
Михаил Пуговкин в фильме "Иван Васильевич меняет профессию", место съемок сцены - город Ялта, 1972

Все украинское кинопроизводство поначалу переместили в Одессу, а Ялта шла туда как бы "пристяжной", хотя в то время Крым в состав Украины не входил. Ялтинская кинофабрика постоянно меняла хозяев. То придумали трест "Востокфильм" и отдали студию туда. То в 1936 году передали ее в распоряжение "Мосфильма", но через два года подарили "Союздетфильму". После войны Ялтинская студия вообще стала базой для всех (!) киностудий СССР, потом лишь для трех, и только в 1963 обрела первого настоящего хозяина, став филиалом Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького.

Андрей Миронов, Наталья Фатеева, Геннадий Нилов и Евгений Жариков в фильме "Три плюс два", 1963
Андрей Миронов, Наталья Фатеева, Геннадий Нилов и Евгений Жариков в фильме "Три плюс два", 1963

Именно поэтому довольно сложно сказать, какие именно фильмы сняты на Ялтинской киностудии и представляют собой ее гордость. Преимущественно, сюда приезжали за натурой, а основным производителем всегда числилась другая студия. Так было при съемках "Ильи Муромца", "Волшебной лампы Аладдина", "Острова сокровищ". На Ялтинской киностудии построили целый иностранный портовый город, где происходит действие "Человека-амфибии", но сама картина официально снята на "Ленфильме". В Крыму проходили съемки светлой и солнечной комедии Генриха Оганесяна "Три плюс два" и здесь же снимали основные сцены главного советского хита "Пираты ХХ века", но производителем этих фильмов числится студия им. Горького. В Крыму отсняли почти весь материал для "Кавказской пленницы", но вся слава за эту культовую комедию досталась "Мосфильму". В Ялте снимали "Через тернии к звездам" и "Человека с бульвара Капуцинов". Здесь построили уникальнейший огромный бассейн для комбинированных подводных съемок, не имевший аналогов в стране.

Татьяна Божок в фильме "Болотная street, или Средство против секса", 1991
Татьяна Божок в фильме "Болотная street, или Средство против секса", 1991

Самостоятельность студия обрела только в 1988 году, но государству оставалось жить всего три года. Это было уже глубоко перестроечное время, в которое на Ялтинской киностудии снимали "актуальное" кино на злобу дня. К примеру, Владимир Зайкин поставил комедию с длинным названием "Болотная street, или Средство против секса", собрав целый взвод кинозвезд: Михаила Пуговкина, Ларису Удовиченко, Леонида Ярмольника, Станислава Садальского, Ефима Шифрина, Евгения Моргунова, Семена Фараду и многих других. Но количество не всегда переходит в качество, и смотреть сейчас этот "советский эротический блокбастер" невозможно. Стыдно и за артистов, и за киностудию. Впрочем, Пуговкину так понравилось сниматься в Ялте, что он решил остаться в этом городе после распада СССР. И жил там долгие годы.

Ив Ламбрешт в фильме "Одиссея капитана Блада", 1991
Ив Ламбрешт в фильме "Одиссея капитана Блада", 1991

Одной из самых значительных и масштабных постановок уже самостоятельной Ялтинской киностудии стала "Одиссея капитана Блада" Андрея Праченко по одноименному роману Рафаэля Сабатини. По некоторым данным, ее бюджет составил немыслимые для умирающего советского кино с развалившейся системой кинопроката несколько миллионов долларов – даже больше, чем ушло на "Афганский излом" с Микеле Плачидо. Деньги в Ялту привезли французские продюсеры. На эти средства пригласили, в том числе, и нескольких артистов из Франции, включая Ива Ламбрешта, сыгравшего заглавную роль.

Леонид Ярмольник в фильме "Одиссея капитана Блада", 1991
Леонид Ярмольник в фильме "Одиссея капитана Блада", 1991

С нашей стороны участвовали Ярмольник, Филозов, Пашутин, Джабраилов и некоторые другие. Фильм снимался в 1990-м, а вышел на экраны в 1991, когда в СССР в кинотеатры уже никто не ходил. Была надежда на прокат во Франции, но там картину назвали неудачной, отметив, впрочем, большой бюджет, а также сложные съемки в Крыму, Москве и даже на Кубе. Ради фильма реконструировали два старинных корабля в натуральную величину. Французские критики неудачу "франко-русского майонеза" списали на то, что в кадре существовали артисты, которые просто не понимали друг друга.

При съемках "Ильи Муромца" в Ялте использовали настоящие огнеметы
При съемках "Ильи Муромца" в Ялте использовали настоящие огнеметы

Уже в 1920-х годах в СССР зародилась идея построить свой Голливуд - целый город для съемок кино, который производил был по 200-300 фильмов каждый год, отправляя их в разные страны и тем самым пропагандируя самую передовую и свободную страну в мире. И первой, самой очевидной точкой для его строительства считали Ялту, в которой не выпадал на полгода снег, лишая киношников ценной натуры, а съемки могли вестись в совершенно разных природных локациях, расположенных всего в нескольких десятках километрах друг от друга - не нужно тратить безумные деньги на киноэкспедиции. Но ничего из этого не получилось, и "советский Голливуд" вначале решили основать в подмосковной деревне Потылиха (студия "Мосфильм"), а потом и вовсе построили каждой республике по собственной фабрике кино.

-8

Сегодня Ялтинская киностудия существует лишь на бумаге. Долгие годы тянулся процесс ее национализации после 2014 года, но ведь одного этого шага мало. За годы с 1991 студия пришла в полное запустение, на ее возрождение требуется потратить миллиарды рублей. И все еще не решен вопрос о том, кому же она будет принадлежать - станет ли самостоятельной или ее опять к чему-то присоединят. А ведь никакое дело без настоящего хозяина спориться не будет, и особенно кино!