Недавно услышала от одной известной личности, что она очень ценит своего психолога за высокий уровень эмпатии. По ее словам, психолог настолько хорошо ее чувствует, что даже плачет иногда вместе с ней на сессиях. И ходит она уже к своему психологу стабильно каждую неделю три года. Я, если честно, слегка прифигела.
Может, я что-то неправильно делаю, когда вместо того, чтобы плакать вместе с человеком из-за его проблем из раза в раз из года в год, помогаю ему решить проблему?
Мне эта история напомнила об одном стихотворении-притче Хорхе Букая. Хочу с вами поделиться:
"Я встаю утром.
Выхожу из дома.
В асфальте отрытый люк.
Я его вижу
и падаю туда.
На следующий день
я выхожу из дома,
забываю, что в асфальте — открытый люк,
и снова туда падаю.
На третий день
я выхожу из дома и пытаюсь вспомнить,
что в асфальте — открытый люк.
Однако
я об этом вспоминаю
и снова падаю.
На четвертый день
я выхожу из дома
и пытаюсь вспомнить,
что в асфальте — открытый люк.
Я вспоминаю об этом,
однако
не замечаю колодца и падаю.
На пятый день
я выхожу из дома.
Я помню, что нужно обратить внимание
на люк
и иду, уставившись вниз.
Вижу люк,
однако, несмотря ни на что,
вновь падаю туда.
На шестой день
я выхожу из дома.
Вспоминая о люке на асфальте.
ищу его взглядом,
вижу люк,
пытаюсь через него перепрыгнуть,
но еще раз падаю.
На седьмой день
я выхожу из дома.
Вижу люк,
разбегаюсь,
прыгаю,
касаюсь носками ботинок
противоположного края,
но этого не достаточно,
и я срываюсь в эту дыру.
На восьмой день
я выхожу из дома.
Вижу люк,
разбегаюсь,
прыгаю,
перепрыгиваю!
Я так горд тем, что преодолел
это препятствие,
что от радости начинаю прыгать…
После чего
снова падаю в колодец.
На девятый день
я выхожу из дома,
вижу люк,
разбегаюсь,
перепрыгиваю через него
и продолжаю свой путь.
На десятый день,
а именно — сегодня,
я понимаю,
что удобнее идти…
по противоположному тротуару."
Вот у меня создалось впечатление, что некоторые люди приходят к своим психологам из раза в раз, чтобы пожаловаться на то, что они в очередной раз упали в тот же самый люк, а некоторые психологи на сессиях из раза в раз слушают, эмпатично сочувствуют и отпускают человека до того момента, пока он не упадет снова в тот же люк. В лучшем случае, рассказывают, какие разные бывают люки, почему конкретно в этот люк человек все время проваливается, советуют, как люк получше перепрыгнуть.
А, может, стоит уже закрыть эти люки? Ну или, как минимум, перейти на другую сторону тротуара? Мне кажется, что решить проблему, может, и не так эмпатично, как плакать вместе с клиентом, но намного более человечно. Я уж не говорю о том, что это более этично с профессиональной точки зрения. Конечно, тут есть одно «но» - тогда не получится подсадить на себя человека и получать с него «зарплату» годами.
И если посмотреть на все с этой точки зрения, у меня возникает вопрос. Коллеги, которые плачут вместе с клиентами на сессии, реально не понимают, что они делают, или, наоборот, очень хорошо понимают?