За вдохновение для создания визуального стиля в сериале шоу-раннер, сценарист и режиссёр Эми Шерман-Палладино (Amy Sherman-Palladino) взяла фильм Вуди Аллена “Ханна и её сёстры” (Woody Allen – 1986, Hannah and Her Sisters), в котором ей понравился естественный привлекательный актёрский состав и локации.
В плане построения визуального повествования Шерман-Палладино предпочитает непрерывно снятые сцены. Конечно, в сериале есть и обычные планы, но, как говорит сама режиссёр, она просила оператора заранее приготовить разные камеры на площадке. Что и понятно в контексте шоу, потому что это в некотором роде отображает суть стенд-ап-комедии, когда артист выходит на сцену и шутит о том, что с ним произошло или осмысливает актуальные общественные и политические события в режиме реального времени, зачастую импровизируя. Практически – он выступает без склеек, и тип повествования самого сериала отображает манеру выступления стенд-ап-комика. А, по словам оператора М. Дэвида Маллена, Эми любит такую съёмку потому, что это напоминает ей сложную хореографию. У неё танцевальное прошлое, с четырёх лет занималась классическим балетом, и ей нравится, когда в сцене задействовано много лиц, камера словно совершает непрерывные танцевальные па.
Самым ранним примером непрерывной съёмки одним планом считается нуарный триллер Орсона Уэллса “Печать зла” (Orson Welles – 1958, Touch of Evil), где открывающая сцена продолжительностью 3 минуты 20 секунд сделана именно таким образом. В современном кинематографе ярким примером считается утопия Альфонсо Куарона “Дитя человеческое” (Alfonso Cuarón – 2006, Children of Men), в котором есть несколько сцен, блестяще снятых Эммануэлем Любецки одним планом.
Для актёров игра в непрерывно снимаемых эпизодах проходила на одном дыхании, по ощущению для них это было похоже на работу в театральной постановке. Маллен вспоминает, что однажды они таким образом сняли сцену, занимающую в сценарии 12 страниц.
Когда оператор М. Дэвид Маллен (M. David Mullen) впервые встретился с Эми Шерман-Палладино, у неё уже было чёткое представление о стиле, подходящем для её собственной этой истории. В то же время она предупредила Маллена, что запланировала несколько сложных моментов в пилотном эпизоде, которые будут поставлены для исполнения за один дубль. Например, в сцене, где Мидж приходит к своим родителям, чтобы сообщить им, что она рассталась с Джоелом, и они, не прерывая спора, перемещаются в разные комнаты квартиры.
Этот первоначальный визуальный подход стал основой для всего шоу: свет, выгодно высвечивающий каждого персонажа в кадре, а также очень подвижная камера. Самой большой технической проблемой было создание непрерывности действия, чтобы при этом в кадре не отметились осветительные приборы на потолке. Так, М. Дэвид использовал много светодиодных матов – они достаточно тонкие, потому их легко было спрятать от вездесущего взгляда камеры.
Открывающую сцену в первом эпизоде второго сезона снимали одним планом. Ровно как и признанный критиками “Бёрдмен” (2014, Birdman or (The Unexpected Virtue of Ignorance), ещё один пример такой съёмки. На его обсуждение перед началом съёмки ушло около месяца, а после съёмки на пост-продакшене использовали CGI.
Сезон начался с того, что зрителю показали новое место работы Мириам Мейзел – её перевели в диспетчерскую универмага B. Altman, то есть понизили от продавщицы косметики до телефонистки из-за скандального выступления в один вечер с Ленни Брюсом. Непрерывная съёмка начинается с момента, как письмо падает в тележку посыльного с остальными бумагами, и в готовом варианте сцена длится всего 1 минуту 17 секунд. Сложность съёмки заключалась в ограниченном для движения пространстве (учитывая и физические препятствия в виде картотеки и части стены с окном), важно было всё же сохранить естественность движений девушек в диспетчерской, чтобы они занимались своим делом словно нет никакой камеры, проплывающей мимо носа.
Эпизод 8 How Do You Get to Carnegie Hall? (S4) был номинирован на премию “Эмми”, он знаменателен важными событиями для действующих лиц, в нём постоянно идёт снег, а снимали его в июне. Снег создали из крахмала. На тротуар был уложен настоящий лёд. Смесь крахмала и льда в конце смены превратилась в клей. Густоту снежной бури добавили благодаря VFX. Экстерьер для этого эпизода был построен между двумя звуковыми сценами (это участок на съёмочной площадке, оборудованный звукозаписывающими устройствами, чтобы записывать диалоги сразу). Витрины в стиле начала 60-х были воссозданы на фоне настоящих магазинов.
В ночь съёмок возникла неожиданная проблема. Они планировали непрерывный кадр, который начинался бы с широкоугольного плана, и камера бы постепенно приближалась к Мириам, выходящей из Карнеги-Холл.
Полиция перекрывала проезжую часть во время каждого дубля, и во время работы над этой сценой проблема и обнаружилась: внезапно фары остановившихся машин отбросили нежелательные тени на актрису. Маллен не подумал об этом, когда осматривал местность днём. Они решили проблему с помощью быстро выстроенной цепочки из специалистов осветительного отдела (grip), блокирующих свет от автомобильных фар с помощью защитных экранов.
***
Разборы сезонов сериала "Удивительная миссис Мейзел" на моём канале: