Отрывок для анализа
«Тут только понял Чудик, что –– да, невзлюбила его сноха. А за что действительно?
–– А вот за то, што ты никакой не ответственный, не руководитель. Знаю я её, дуру. Помешалась на своих ответственных. А сама-то кто! Буфетчица в управлении, шишка на ровном месте. Насмотрится там и начинает... Она и меня-то тоже ненавидит –– что я неответственный, из деревни.
–– В каком управлении-то?
–– В этом... горно... Не выговорить сейчас. А зачем выходить было? Што она, не знала, што ли?
Тут и Чудика задело за живое.
–– А в чём дело, вообще-то?–– громко спросил он, не брата, кого-то ещё...
–– Да если хотите знать, почти все знаменитые люди вышли из деревни. Как в чёрной рамке, так смотришь –– выходец из деревни. Надо газеты читать!.. Што ни фигура, понимаешь, так –– выходец, рано пошёл работать.
–– А сколько я ей доказывал в деревне-то люди лучше, незаносистые.
–– А Степана-то Воробьёва помнишь? Ты ж знал его...
–– Знал, как же.
–– Уже там куда деревня!.. А –– пожалуйста: Герой Советского Союза. Девять танков уничтожил. На таран шёл. Матери его теперь пожизненно пенсию будут шестьдесят рублей платить. А разузнали только недавно, считали –– без вести...
–– А Максимов Илья!.. Мы ж вместе уходили. Пожалуйста –– кавалер Славы трёх степеней. Но про Степана ей не говори... Не надо.
–– Ладно. А этот-то!..
Долго ещё шумели возбуждённые братья. Чудик даже ходил около крыльца и размахивал руками.
–– Деревня, видите ли!.. Да там один воздух чего стоит! Утром окно откроешь –– как, скажи, обмоет тебя всего. Хоть пей его –– до того свежий да запашистый, травами разными пахнет, цветами разными...
Потом они устали.
–– Крышу-то перекрыл? –– спросил старший брат негромко.
–– Перекрыл. –– Чудик тоже тихо вздохнул. –– Веранду построил –– любо глядеть. Выйдешь вечером на веранду... начинаешь фантазировать: вот бы мать с отцом были бы живые, ты бы с ребятишками приехал –– сидели бы все на веранде, чай с малиной попивали. Малины нынче уродилось пропасть. Ты, Дмитрий, не ругайся с ней, а то она хуже невзлюбит. А я как-нибудь поласковей буду, она, глядишь, отойдёт.
–– А ведь сама из деревни! –– как-то тихо и грустно изумился Дмитрий.
А вот... Детей замучила, дурра: одного на пианинах замучила, другую в фигурное катание записала. Сердце кровью обливается, а –– не скажи, сразу ругань.
–– Ммх!.. –– опять возбудился Чудик.–– Никак не понимаю эти газеты: вот, мол, одна такая работает в магазине –– грубая. Эх, вы!.. а она домой придёт –– такая же. Вот где горе-то! И я не понимаю! –– Чудик тоже стукнул кулаком по колену. –– Не понимаю: почему они стали злые?
Когда утром Чудик проснулся, никого в квартире не было: брат Дмитрий ушёл на работу, сноха тоже, дети, постарше, играли во дворе, маленького отнесли в ясли.
Чудик прибрал постель, умылся и стал думать, что бы такое приятное сделать снохе. Тут на глаза ему попалась детская коляска. «Эге! –– подумал Чудик.–– Разрисую-ка я её». Он дома так разрисовал печь, что все дивились. Нашёл ребячьи краски, кисточку и принялся за дело. Через час всё было кончено: коляску не узнать. По верху колясочки Чудик пустил журавликов –– стайку уголком; по низу –– цветочки разные, травку-муравку, пару петушков, цыпляток... Осмотрел коляску со всех сторон –– загляденье. Не колясочка, а игрушка. Представил, как будет приятно изумлена сноха, усмехнулся.
–– А ты говоришь –– деревня. Чудачка. –– Он хотел мира со снохой. Ребёночек-то, как в корзиночке, будет.
Весь день Чудик ходил по городу, глазел на витрины. Купил катер племяннику, хорошенький такой катерок, белый, с лампочкой. «Я его тоже разрисую», –– думал.
Часов в шесть Чудик пришёл к брату. Взошёл на крыльцо и услышал, что брат Дмитрий ругается с женой. Впрочем, ругалась жена, а брат Дмитрий только повторял:
–– Да ну, что тут!.. Да ладно... Сонь... Ладно уж...
–– Чтоб завтра же этого дурака не было здесь! –– кричала Софья Ивановна. –– Завтра же пусть уезжает!
–– Да ладно тебе!.. Сонь...
–– Не ладно! Не ладно! Пусть не дожидается –– выкину его чемодан к чёртовой матери, и всё!
Чудик поспешил сойти с крыльца... А дальше не знал, что делать. Опять ему стало больно. Когда его ненавидели, ему было очень больно. И страшно. Казалось: ну, теперь всё, зачем же жить? И хотелось куда-нибудь уйти подальше от людей, которые ненавидят его или смеются.
–– Да почему же я такой есть-то? –– горько шептал он, сидя в сарайчике. Надо бы догадаться: не поймёт ведь она, не поймёт народного творчества.
Он досидел в сарайчике дотемна. И сердце всё болело. Потом пришёл брат Дмитрий. Не удивился –– как будто знал, что брат Василий давно уж сидит в сарайчике.
–– Вот... –– сказал он. –– Это... опять расшумелась. Коляску-то... не надо бы уж.
–– Я думал, ей поглянется. Поеду я, братка.
Брат Дмитрий вздохнул... И ничего не сказал.
Домой Чудик приехал, когда шёл рясный парной дождик. Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по тёплой мокрой земле –– в одной руке чемодан, в другой ботинки. Подпрыгивал и пел громко:
Тополя-а а, тополя а...
С одного края небо уже очистилось, голубело, и близко где-то было солнышко. И дождик редел, шлёпал крупными каплями в лужи; в них вздувались и лопались пузыри.
В одном месте Чудик поскользнулся, чуть не упал.
Звали его Василий Егорыч Князев. Было ему тридцать девять лет от роду. Он работал киномехаником в селе. Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом».
Вопросы и материалы к ним
1.1. Почему конфликт Чудика с женой брата воспринимается как неизбежный?
В рассказе «Чудик» так же, как и во многих других рассказах Шукшина, поднимаются важная проблема советского государства – отношение между городскими и сельскими жителями.
1. Жена брата «сама из деревни», однако городская жизнь сильно ее изменила.
При этом она переняла не лучшие черты горожан, а их снобизм, поэтому людей мерит должностью, достатком и положением в обществе, хотя сама – обычная буфетчица, но в гороно.
2. Чудик - типичный деревенский житель, любит и ценит народную культуру, ценит естественную красоту (вспомним, с какой любовью он разрисовывал коляску и катерок).
Конфликт между героями неибежен, потому что у них разные представления о жизненных ценностях.
«В чем смысл недовольства Софьи Ивановны братом своего мужа? Да в том, что она утратила способность ценить человека, находящегося в традиционной системе ценностей, живущего в деревне, удовлетворенного этой жизнью, не желающего принимать городские стандарты в силу того, что его устраивают свои собственные — так, как он их понимает. Он не стремится в «ответственные», удовлетворен работой деревенского киномеханика, находится в мире с самим собой, с сельским миром, его породившим и воспитавшим, а потому вызывает у Софьи Ивановны не просто равнодушие, но активное неприятие, раздражение». (https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/shukshin)
3. Даже говорят герои по-разному.
Деревенской, напевной манере Чудика противопоставляется отрывистая речь снохи, которая часто использует и ругательства. Если Чудик употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксы «-то», «-ка»: («ребёночек-то, как в корзиночке, будет», «колясочка», «цветочки разные», «травка-муравка», «разрисую-ка»), то жена брата, хотя тоже родилась в деревне, словно забыла о своих корнях. Поэтому и речь ее насыщена восклицательными предложениями: «Не ладно! Не ладно! Пусть не дожидается –– выкину его чемодан к чёртовой матери, и всё!»
1.2. С помощью каких художественных средств автор передаёт психологическое состояние героев?
По мере развития сюжета настроение Чудика, его психологическое состояние меняется несколько раз.
1. Сначала он недоумевает, почему сноха его «ненавидит».
Фразеологизм - «тут и Чудика задело за живое».
Эпитеты - «громко спросил», «тоже тихо вздохнул».
Речевая характеристика: риторические восклицания и междометия – «Эх, вы!.. а она домой придёт –– такая же. Вот где горе-то! И я не понимаю! –– Чудик тоже стукнул кулаком по колену. –– Не понимаю: почему они стали злые?»
2. Чудик воодушевляется, когда пытается «украсить» жизнь семьи брата, сделать ее ярче, приблизить к народной. Проявляется его доброта, бесконфликтная натура.
Шукшин описывает все, что разрисовал герой, при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов
3. Разочаровывается, когда понимает, что сноха никогда его примет.
Парцелляция - «Когда его ненавидели, ему было очень больно. И страшно».
2.1 Выберите другой фрагмент рассказа с участием Чудика. Проанализируйте выбранный фрагмент, определяя, какие особенности личности главного героя в нём раскрываются.
2.2.В приведённом фрагменте рассказа проявляются представления Чудика
о подлинных ценностях. Покажите на примере другого фрагмента, что представляет собой внутренний мир этого героя.
Эпизод «В магазине»
«Подошла его очередь. Он купил конфет, пряников, три плитки шоколада. И отошел в сторонку, чтобы уложить все в чемодан. Раскрыл чемодан на полу, стал укладывать… Глянул на пол, а у прилавка, где очередь, лежит в ногах у людей пятидесятирублевая бумажка. Этакая зеленая дурочка, лежит себе, никто ее не видит. Чудик даже задрожал от радости, глаза загорелись. Второпях, чтобы его не опередил кто-нибудь, стал быстро соображать, как бы повеселее, поостроумнее сказать этим, в очереди, про бумажку.
– Хорошо живете, граждане! – сказал он громко и весело.
На него оглянулись.
– У нас, например, такими бумажками не швыряются.
Тут все немного поволновались. Это ведь не тройка, не пятерка – пятьдесят рублей, полмесяца работать надо. А хозяина бумажки – нет.
«Наверно, тот, в шляпе», – догадался Чудик.
Решили положить бумажку на видное место на прилавке.
– Сейчас прибежит кто-нибудь, – сказала продавщица.
Чудик вышел из магазина в приятнейшем расположении духа. Все думал, как это у него легко, весело получилось: «У нас, например, такими бумажками не швыряются!» Вдруг его точно жаром всего обдало: он вспомнил, что точно такую бумажку и еще двадцатипятирублевую он сейчас разменял, пятидесятирублевая должна быть в кармане… Сунулся в карман – нету. Туда-сюда – нету.
– Моя была бумажка-то! – громко сказал Чудик. – Мать твою так-то. Моя бумажка-то.
Под сердцем даже как-то зазвенело от горя. Первый порыв был пойти и сказать: «Граждане, моя бумажка-то. Я их две получил в сберкассе: одну двадцатипятирублевую, другую полусотельную. Одну сейчас разменял, а другой – нету». Но только он представил, как он огорошит всех этим своим заявлением, как подумают многие: «Конечно, раз хозяина не нашлось, он и решил прикарманить». Нет, не пересилить себя – не протянуть руку за этой проклятой бумажкой. Могут еще и не отдать…
– Да почему же я такой есть-то? – вслух горько рассуждал Чудик. – Что теперь делать.
Надо было возвращаться домой.
Подошел к магазину, хотел хоть издали посмотреть на бумажку, постоял у входа… и не вошел. Совсем больно станет. Сердце может не выдержать».
Разница в формулировке 2 задания: особенности личности и внутренний мир персонажа.
Особенности личности - своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, способностях, чувствах и эмоциях, а также проявление воли.
Внутренний мир человека - это мир, который состоит из эмоций, чувств, переживаний, мировоззрения и определяет сущность человека, его внутренние черты, качества.
Не так сильно отличаются вопросы.
1. Чудик – это прозвище главного героя. Он – чудоковат, не похож на других. И сам это осознает, поэтому сам себе задает риторический вопрос: «Да почему же я такой есть-то?» Обратим внимание на слова автора: «вслух горько рассуждал Чудик». Почему Шукшин выбирает именно эпитет «горько»?
2. Чудик - неуверенный в себе человек. Как он ведет себя, когда нашел деньги? Чем объяснить выбор эпитетов «повеселее, поостроумнее сказать»? Почему не вернулся за деньгами, когда понял, что они его? Много ли в результате потерял Чудик? К чему приводит его неуверенность? Что помогает понять метафора «под сердцем даже как-то зазвенело от горя»?
3. Чудик – искренний, честный человек, он никогда не действует из корыстных побуждений. Однако его решение не возвращаться за деньгами лишено логики и здравого смысла. Что помогают понять в характере Чудика умолчание и парцелляция: «Подошел к магазину, хотел хоть издали посмотреть на бумажку, постоял у входа… и не вошел. Совсем больно станет. Сердце может не выдержать»?