20 июня 1961 г. первый полет совершил вертолет Ка-25. Он состоял на вооружении ВМФ СССР около 30 лет, а также широко использовался в гражданской сфере.
Вертолет Ка-25 был создан в конце 1950-х годов в КБ по вертолетостроению под руководством авиаконструктора Н.И. Камова.
Ка-25 представлял собой вертолет палубного (корабельного) базирования с соосным размещением несущих винтов. Оснащался двумя газотурбинными двигателями. Вертолет Ка-25 мог выполнить посадку на палубу корабля при боковой и килевой качке 10° и 3°, соответственно, и при скорости ветра 18 м/с. Кроме того, он мог совершить посадку на воду с помощью вмонтированных в стойки шасси многосекционных баллонет, которые заполнялись сжатым воздухом из баллонов за несколько секунд.
Ка-25 имел следующие основные характеристики: взлетный вес – 7200 кг, крейсерская скорость – 195 км/ч, максимальная скорость – 220 км/ч, дальность полета – до 650 км, практический потолок – 4000 метров, экипаж – два пилота, полезная нагрузка – 12 пассажиров или 1300 кг груза.
Вертолет Ка-25 серийно производился в 1965–1973 гг. на авиационном заводе № 99 в г. Улан-Удэ. Всего было выпущено около 460 вертолетов в 18 модификациях. Базовой моделью являлся Ка-25ПЛ (противолодочный). Он предназначался для поиска и уничтожения атомных подводных лодок противника.
Кроме того, на вооружении Военно-морского флота СССР находился Ка-25Ц – вертолет целеуказания. В его носовом обтекателе была установлена радиолокационная станция (РЛС) кругового обзора и автоматическая система передачи данных. Вертолет мог патрулировать акваторию на расстоянии до 200 км от корабля базирования и выполнять радиолокационный дозор и целеуказание на дистанции до 250 км. Данная модификация также использовалась для фиксации координат падения головных частей при испытаниях межконтинентальных баллистических ракет.
Ка-25БТ (буксировщик трала) применялся для разминирования акваторий от различных мин путем траления. В 1974–1975 гг. по окончании арабо-израильской войны советские Ка-25БТ участвовали в международной операции по разминированию Суэцкого канала.
Вертолеты Ка-25 широко использовались и в гражданских целях. Для перемещения различных грузов в труднодоступной, лесисто-болотистой местности был создан «воздушный кран» – Ка-25К. В носовой части вертолета снизу была установлена специальная кабина для летчика-оператора погрузки. Используя систему крепления и выпуска троса, Ка-25К мог транспортировать на внешней подвеске крупногабаритные грузы весом до двух тонн, а внутри фюзеляжа – до 1,5 тонн.
Кроме того, модификации Ка-25 использовались в сельскохозяйственных работах. Также был создан санитарный вертолет, который мог транспортировать до четырех пострадавших в лежачем положении.
Вертолеты Ка-25 послужили и делу освоения космического пространства. В 1968–1970 гг. Ка-25ПС (поисково-спасательный) участвовали в поисках в акватории Индийского океана спускаемых аппаратов беспилотных кораблей «Зонд-5» и «Зонд-8», вернувшихся на Землю после облета Луны.
За создание вертолета Ка-25 Николаю Ильичу Камову была присуждена Государственная премия СССР. В последующем на основе Ка-25 был создан многофункциональный гражданский вертолет Ка-26, а для ВМФ новый противолодочный Ка-27.
С.Х. Шамсутдинов